Лоскутная мозаика. Изготовление прихватки

Разделы: Технология


Цели:

  • Дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;
  • Развивать понимание необходимости декоративной переработки изображаемых предметов и образов реального мира;
  • Воспитывать вкус, пробуждать фантазию, бережливость и аккуратность в работе;
  • Научить изготавливать необходимые для дома вещи.

Оборудование: Швейная машина, утюг, ножницы, иглы, ткань, рабочая тетрадь, нитки.

Наглядно-иллюстрированный материал: Образцы тканей, плакат, инструкционно-технологические карты, схемы, шаблоны, образцы изделий из лоскута

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: Черчение, русский язык, химия, физика, математика.

Словарная работа: пэчворк, мозаика, орнамент, интерьер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель. Прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока, давайте повторим и закрепим то , что вы уже знаете.

  • Как определить лицевую сторону ткани?
  • Какие стежки используют для выполнения ручных работ?
  • Для чего нужны прибавки на швы?
  • Как определить долевую нить ткани?
  • Что означает термин “приутюжить”?

Молодцы! Все эти знания вам потребуются при выполнении практической работы.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами должны будем научиться технологии лоскутной мозаики при изготовлении такой необходимой для дома вещи, как прихватка. Ее не только можно использовать по назначению, но и украсить интерьер кухни, преподнести в подарок своим близким.

Слово учителя.

Сейчас мы прослушаем сообщение, которое подготовили ученицы вашего класса. Они расскажут нам о истории развития и возникновения лоскутной техники. Ваша задача внимательно прослушать рассказ и после сообщения ответить на следующие вопросы: (вопросы записаны на доске)

  1. Какую страну принято считать родоначальницей лоскутной техники?
  2. Что способствовало возникновению лоскутного шитья на Руси?
  3. К какому виду искусства относятся изделия из лоскута?

А теперь слушаем сообщение. После сообщения учащиеся отвечают на вопросы.

Приложение 1

Молодцы! Внимательно слушали. У нас в городе тоже можно полюбоваться коллекцией изделий из лоскута, которая находится в музее “Школы ремесел”. Там представлены не только изделия из лоскута, но и другие виды народно-прикладного творчества.

В рассказе вы услышали совершенно новое для вас иностранное слово “пэчворк”. Происходит оно от английского patch – заплата или кусочек ткани, лоскут и wovr – работа, а вместе оно означает – лоскутная работа, сшитый из лоскута.

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Украшая интерьер дома вещами, выполненными в стиле лоскутной техники, мы не только пополняем его полезными вещами, но и красивыми, которые создают радостную, добрую атмосферу в доме.

Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в каждом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголки.

На что нужно обратить особое внимание при создании любых изделий из лоскутов – это на цвет материала. Быстро, а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделий из лоскутов поможет “Цветовой круг”, в основу которого взято такое явление природы, как радуга, состоящая из семи цветов, которые плавно, через множество оттенков, переливаются один в другой. Их последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы: “Каждый охотник желает, знать, где сидит фазан”.

Все цвета условно разделены на две группы: “теплые” и “холодные”.

“Теплые” – красный, оранжевый, желтый – напоминают о солнце и тепле.

“Холодные” – зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цвета воды и льда, напоминают о холоде. Интересно, что “тепло” и “холод” любого цвета зависят от того, какой оттенок в нем преобладает. Например, если в зеленом присутствует хоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестанет быть “холодным”, а становится “теплым”.

Существует также нейтральная группа цветов: черный, белый, серый.

При соединении различных цветов тканей используют обычно два приема: сочетают контрастные или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг.

Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки любого цвета. Например, красный – от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся

плавно переходя один в другой.

Цвета, расположенные напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый. Оказавшись рядом такие цвета становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга.

Если провести диаметр круга через желтый цвет, то он пересечет фиолетовый. Эти цвета будут дополнительными (контрастными) друг для друга. Так, для зеленого дополнительным будет красный.

Таким способом подбора гармоничного цвета можно было бы и ограничиться, но ведь на самом деле цветов гораздо больше, чем показано на этом круге. Большее количество цветов представлено в таблице, которая лежит у вас на столах и поможет вам в работе при подборе нужного цвета ткани.

Приложение 2

Что же такое лоскутная техника? Это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема, как правило, представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов. Если вы посмотрите на изделия, представленные здесь, то увидите, что в работах использовались такие элементы, как квадраты, ромбы, треугольники, прямоугольники, ромбы и т.д.

На практической работе мы тоже будем использовать определенные элементы, вырезанные из ткани, собирать их вместе и составлять конкретные геометрические рисунки, подбирая с помощью цветового круга ткани нужного цвета и оттенка.

Для самостоятельной работы вам предлагаются три вида прихваток, выполненных в лоскутной технике. Они отличаются друг от друга как геометрическим рисунком, так

и степенью сложности выполнения работы. Давайте рассмотрим все эти три вида

рис. 1

Вопросы к учащимся:

- Из каких геометрических фигур состоят наши прихватки?
- Из каких элементов состоит прихватка?

Учитель. Обратите внимание: цвет обтачки должен гармонично сочетаться с лицевой стороной прихватки.

III. Практическая работа.

Учитель. У вас на столах лежат технологические карты с последовательным описанием изготовления прихватки, графическим изображением поэтапного выполнения работы и схемами сборки изделий.

Приложение 3

Внимательно ознакомьтесь с технологическими картами, обратите внимание на рисунки и схему сборки изделия.

Приложение 4, Приложение 5.

Повторение правил техники безопасности

При работе за швейной машиной.
При работе с утюгом.
При работе с иголками и булавками
При работе с ножницами.

Учитель. Молодцы! А теперь можно приступать к практической работе. Желаю вам успехов!

Звучит тихая музыка.

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы.

  1. Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места учащихся.
  2. Проверка правильности выполнения приемов сметывания срезов.
  3. Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
  4. Контроль качества выполнения операций, своевременное предупреждение ошибок.
  5. Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.

IV. Закрепление нового материла.

- Какие изделия можно выполнить из лоскутов?
- Что означает в переводе с английского слово “пэчворк”?
- Из каких операций складывается процесс изготовления прихватки?
- Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?

V. Анализ урока.

1. Сообщение о достижении цели урока

Цель урока достигнута, все вы справились с заданием. Надеюсь, работа доставила вам удовольствие. Если вы проявите интерес к стилю лоскутного шитья, то в ваших умелых руках они обретут вторую жизнь, будут радовать вас и служить, принося пользу, делая ваш дом и быт более удобным и красивым.

А если что-то не получится, не огорчайтесь. Главное – не бросайте начатого дела, доведите его до конца.

2. Сообщение темы следующего урока: “Изготовление прихватки. Окончательная отделка”

Домашнее задание:

Принести лоскуты хлопчатобумажной ткани 20х20, ватин.