Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области – учреждение особенное: здесь обучаются и воспитываются 96 детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды по зрению. Школа-интернат III вида № 33 – учебно-воспитательное и одновременно лечебно-профилактическое учреждение, имеющее своей целью дать своим воспитанникам знания, умения и навыки в объеме программы общего образования, обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения, компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями, обучить воспитанников здоровьесбережению.
Не секрет, что молодые люди сегодня подвержены различным соблазнам, например употреблению психоактивных веществ. Поэтому педагогический и медицинский коллектив школы-интерната проводит работу по обучению воспитанников здоровьесбережению. Разработана программа обучения здоровьесбережению. Приводим пример одного из занятий по программе “Здоровьесбережение”.
Тема занятия. “Употребление психоактивных веществ (ПАВ) на примере пива”.
Цели занятия:
- познакомить обучающихся, воспитанников с психоактивными веществами (ПАВ) и последствиями употребления их на примере пива;
- обучать воспитанников здоровьесбережению.
Материалы: бумага, ручки, фломастеры, краски, текст “На Заливе”, приборы и грифели (для письма рельефно-точечным шрифтом по Брайлю).
Ход занятия
1. Упражнение-энергизатор
“Знакомство”Каждому участнику раздается небольшой лист бумаги.
Инструкция: Запишите 5 прилагательных, или 5 коротких предложений, характеризующих вас, как личность. Одна из характеристик должна отразить внешние данные участника. Имена писать не надо.
Ведущий собирает листы, перемешивает их и раздает наугад участникам. Затем им предлагается прочитать характеристику и определить, кому она принадлежит.
Понаблюдайте за тем участником, чей лист у вас оказался, и на оборотной стороне напишите 5 комплиментов.
2. Актуализация.
Сегодня на занятии вы получите правдивую информацию о ПАВ, в частности, о пиве.
Введение в проблему: Какие психоактивные вещества вам известны? (алкоголь (пиво), никотин, наркотики).
3. Мини-лекция. Дается определение ПАВ и их краткая характеристика.
Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества природного и синтетического происхождения, употребление которых приводит к изменениям в организме на физиологическом и психическом уровнях.
4. “Мозговой штурм”
(работа в группах КО):“Перечислите причины, по которым люди пьют и не пьют пиво” (см. информацию для учителя)
Причины употребления пива | Причины неупотребления пива |
5. Мини-лекция
“К чему приводит употребление пива”Работа в группах КО. Обсуждение ситуации.
История друзей на Заливе
Был первый день летних каникул. Саша пригласил своих друзей – это были подростки 14-15 лет – на Залив. Сначала они гуляли, ели мороженое, потом катались на лодке и, в целом, весело проводили время. И когда веселье было в самом разгаре, к Саше подошел его сосед Витя со своими друзьями. В руках у них было по бутылке пива. Они были на три года старше Саши и его одноклассников.
– Какое же веселье без пива?– спросил Витя.– Давайте выпьем за встречу и знакомство. Он убедил ребят, что они уже взрослые и выпить пива в компании совсем не зазорно. Ребята робко отказывались, но потом они согласились
- Вера подумала, что, выпив пива, она станет смелее и наконец-то сможет признаться Сереже, что он ей нравится.
- Сережа решил, что пиво с друзьями поможет ему расслабиться, потому что у него была тяжелая неделя, помогал родителям делать ремонт.
- Валера, который был маленького роста, и над ним всегда смеялись, решил, что, если он будет пить пиво наравне со всеми, никто уже не скажет, что он маленький.
- Наташа решила, что бутылка пива поднимет ей настроение, ведь она только что поругалась с мамой, которая не хотела ее отпускать на Залив.
После того, как ребята купили пиво, и благополучно расположились с ним у одной из палаток, они приступили к “трапезе”. Однако вскоре их трудно было узнать.
- Веру от выпитой бутылки пива так разморило, что она прилегла прямо на траву.
- Сережу стало тошнить, и он думал только об одном, как ему плохо.
- У Валеры от выпитого пива так разболелась голова, что он сидел и, едва не плакал.
- Наташа после принятой дозы стала танцевать, быстро двигаться, однако не удержал ась, упала и поранила ногу. Ее настроение было окончательно испорчено.
Вопросы для группового для обсуждения
- Какую проблему пытался решить каждый герой ситуации с помощью пива?
- Удалось ли герою решить свою проблему? Почему?
- Как каждый герой ситуации мог решить свою проблему без употребления пива?
6. Упражнение-энергизатор “Оркестр без инструментов”
Сейчас мы с вами попробуем создать оркестр без инструментов
7. О последствиях употребления пива
Последствия употребления пива: – изменение в нервных клетках: набухание нейронов, образование “клеток-теней”, уменьшение удельной плотности нейронов; – уменьшение митохондрий в клетке; – исчезновение аппарата Гольжди; – изменения в пищеводе и желудке; – некрозы в сердечной мышце; – хронический гепатит и т.д. |
8. Работа в группах КО.
Задание: обсудить и рассказать:
1 группа – об отрицательном влиянии
употребления пива и алкоголя на здоровье;
П группа – об отрицательном влиянии
употребления пива на поведение;
ПI группа – об отрицательном влиянии
употребления пива на учебу.
9. Упражнение-энергизатор “Мяч”.
Каждый участник по кругу, передавая мяч, называет причину, по которой употребление алкоголя, включая пиво, может быть неприемлемым.
10.
Рефлексия.– Что на этом занятии привлекло Ваше
внимание?
– Что узнали?
– Сможете ли вы объяснить младшим товарищам о
последствиях употребления ими пива?