Цель: ознакомить учащихся со свойствами металлов и сплавов.
Задачи:
Образовательная: расширение представлений учащихся о металлах, дать начальное представление о свойствах металлов и сплавов.
Воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности.
Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, анализировать, делать выводы, применять имеющие знания на практике.
Тип урока: комбинированный;
Методическое оснащение урока: на доске написать новые слова, карточки-задания, кроссворды, коробочки с коллекциями металлов и сплавов, изделия из разных сплавов и металлов.
Ход урока
I. Вводная часть.
1.Организационный момент: проверка отсутствующих, готовность к уроку.
- Ребята, сегодня мы начинаем знакомый вам уже раздел “Технология обработки металлов”, но мы расширим ваши знания по этому разделу, а тему урока я вам предлагаю отгадать. У вас на столе лежат карточки, возьмите карточку №1, в них зашифрованы 4 слова, у каждой парты свое слово. Собрав все эти слова вместе, вы отгадаете тему урока.
Карточка №1
- йвасвтвС
- ЕрхныЧ
- ыневтхЦ
- овеМлатл
(свойства черных и цветных металлов)
2. Актуализация знаний.
Вспомните из 5 класса, что такое металлы? тонколистовой металл? как его получают? (ответы детей)
II. Формирование новых знаний.
1.Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое.
А какие изделия из металла вы знаете? (ответы детей)
А какие металлургические предприятия нашего города вы знаете? Какую продукцию они выпускают? (КМК, ЗСМК, ферросплавный завод)
Но металлы ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как металлы обладают худшими свойствами в отличие от сплавов. Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении например: латунь, бронза, дюралюминий. (записать в тетрадь)
Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства. (Раздать карточки с таблицей №1)
Таблица № 1
СВОЙСТВА
Физические | Механические | Химические | Технологические |
блеск | упругость | коррозийная стойкость | ковкость |
плотность | пластичность | окисляемость | жидкотекучесть |
электропроводность | хрупкость | растворимость | обрабатываемость резанием |
температура плавления | вязкость | свариваемость | |
намагничиваемость |
Всего свойств у любого материала четыре большие группы:
Физические - отличительные стороны
материалов, которые проявляются при
взаимодействии их с окружающей средой;
Механические - отличительные стороны
материалов, которые проявляются в способности
сопротивляться воздействию внешних
механических усилий,
Химические – способность материалов
взаимодействовать с окружающей средой при
различных температурах,
Технологические – способность материалов
подвергаться обработки.
Давайте рассмотрим таблицу, а потом перепишите ее в тетрадь.(работа с таблицей)
Видите как много свойств, но мы будем в основном говорить о механических и технологических свойствах. Откройте учебник на стр.68 и прочитав о свойствах вы сможете, разгадать слово которое зашифровано на карточке 2.
Карточка №2
1. Свойство металла получать новую форму под
действием удара
3. Св-во сопротивляться внедрению в него другого
материала
4. Способность металла соединяться в пластичном
или расплавленном состоянии.
5. Способность металла передавать тепло.
6. Св-во металла восстанавливать форму после
снятия нагрузки.
2. Сплав железа с углеродом.
Правильно, молодцы, это слово СТАЛЬ. Из 5 класса мы знаем, что все металлы делятся на два вида. Какие? (ответы детей) черные и цветные, а к каким металлам относится сталь? ( ответы детей) А какой металл еще относится к черным? Правильно. Сегодня мы более подробно познакомимся с металлами и сплавами. Давайте рассмотрим и перепишем в тетрадь таблицу № 2 (беседа с учащимися по таблице).
Таблица № 2
Металлы |
||||||
Черные | Цветные | |||||
чугун | сталь | тяжелые | легкие | редкие | благородные | |
белый | конструкционные | свинец | алюминий | вольфрам | золото | |
серый | инструментальные | Медь | магний | молибден | платина | |
ковкий | со специальными свойствами | Цинк | титан | селен | серебро | |
высокопрочный |
III. Практическая работа.
Ребята, во время практической работы вы должны:
1. Определить, из какого металла выполнены
предложенные образцы (изделия).
2. Рассмотреть коллекцию металлов и сплавов.
3. Составить таблицу согласно полученным данным и
по тексту учебника . (таблица№3)
Таблица№3
Название металла или сплава | Цвет | Состав | Свойства | Применение |
медь | красного | Пластичность Электропроводность Обрабатываемость Устойчив к коррозии |
Электрические провода и электротехнические изделия | |
бронза | Желтовато-красного | Медь+ свинец + Олово и др. | Высокая прочность Твердость Коррозийная стойкость Обрабатываемость резанием |
Водопроводные краны, в электротехнике, в художественном литье |
3. Сделать вывод.
IV. Итог урока.
1.Оценка выполнения практической работы.
2.Выводы учащихся по теме урока.
3.Задание на повторение пройденного материала.
а) Почему линейка из металла гнется и не
ломается, а из древесины ломается?
б) почему электрические провода изготавливают из
меди?
в) Почему чугун используют для отливки станин,
радиаторов отопления?
г) Разгадайте слова:
АЛСТЬ
ЕДЬМ
АНОРБЗ