Понятие о сложноподчиненном предложении

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • формирование умения различать союзы и союзные слова
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности учащихся
  • развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. презентация
  3. раздаточный материал (опорный конспект № 1 “Предложение”; опорный конспект № 2 “Сложноподчиненное предложение”; текст “Заочная экскурсия по Ясной Поляне”)

1. Оргмомент

(Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке)

- приветствие
- обеспечение благоприятной атмосферы на уроке
- формулировка целей урока
- объявление плана урока

2. Активизация пройденного материала

(Цель: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала)

А) Орфографическая разминка.

У доски работает ученик. (Необходимо правильно записать предложение, определить его вид. Класс записывает предложение под диктовку).

Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.

(Простое осложненное предложение)

В) Комбинирование устного и письменного опроса.

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности (слайд 3) и опорного конспекта №1

Фронтальный опрос

- В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды сложных предложений?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?

Письменный опрос

Работа с предложениями на слайде (4-5)

Указать вид предложения, способ связи частей в предложении.

САМОПРОВЕРКА

Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Для сложных предложений укажите также средства связи, с помощью которых соединены между собой части предложения.

1. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумажку и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. (А.С.Пушкин)
2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин)
3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; дин из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов)
5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

Форма записи в тетрадях.

1. СПП, интонация и союзное слово
2. БСП, интонация
3. БСП, интонация
4. ССП, интонация и союз
5. ПП

(слайды 4,5,6)

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление опорного конспекта.

(Учащиеся читают параграф, систематизируют информацию по опорному конспекту №2)

СПП

Обратите внимание, что на части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов (слайд 8).В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

2. Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Исследователи

Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению

Теоретики

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории

Идут от практики к теории

Постановка перед учащимися учебной проблемы – в чем отличие союза от союзного слова

Кто может знать, то ждет меня? (А.С.Пушкин)

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)

Слайд 9.

Идут от теории к практике

 

Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между союзами и союзными словами. ( Работа в учебнике карандашом стр.52-53, пункт 4)

Чтение изучающее

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров (слайд 10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Заочное путешествие в Ясную поляну.

Учащиеся читают и анализируют текст, находящийся на парте. Находят в каждом предложении СПП. Чтение текста сопровождается показом слайдов (11-19)

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни.

У входа в усадьбу встречают белые башенки. Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, "...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...". Глухой крапивы, конечно, сегодня нет. Усадьба очень ухожена, во всем чувствуется заботливая рука работников музея. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд, который является одним из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.

Внешний облик двухэтажного дома-музея, расположение его комнат, обстановка - все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. В доме все одухотворено образом Льва Толстого: библиотека, рабочий кабинет; зал, где обедали, отдыхали; “комната под сводами” с ее небольшим круглым столом, лампой, диваном, несколькими креслами, старинным туалетным столом с тремя зеркалами, личные вещи писателя, портреты его и близких.

Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозициии. Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, которая просуществовала до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и “черная кухня”. В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что Толстой попросил похоронить его на краю оврага, на месте “зеленой палочки”, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо ". По словам Стефана Цвейга, это "самая красивая, самая внушительная, самая трогательная могила в мире”

5. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала.

- Что нового узнали на уроке? Выводы (слайд 20)
- Работа с карточками.

Для закрепления изученного материала учащимся выдаются карточки с заданием, составленным по материалам сборника “Подготовка к ЕГЭ. 9 класс”

Вариант 1.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

 Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал.Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

4,7

6. Задание на дом: параграф 9 учить, Упр.76