Дети по своей природе изобретатели. Жажда к новым впечатлениям, любознательность, желание экспериментировать – характерно для них.
С начала 20 века в зарубежной практике используется метод “создания учащимися собственных исследовательских проектов” и выработано три уровня реализации “исследовательского обучения”:
- Педагог ставит проблему и намечает тактику и стратегию выполнения, само решение ищет ребенок.
- Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается коллективный подход).
- Постановка проблемы, поиск методов решения ребенок ищет самостоятельно (для одаренных детей).
В данной, адаптированной нами методике комбинаторики, осуществляется все три подхода, в зависимости от уровня подготовленности детей и от логопедического заключения.
Предварительная подготовка:
- 2-3 тренировочных занятия
- картинки или наглядный материал с символическим изображением несложных рисунков или изобретенные на ходу знаки.
- изучение тематических циклов лексических тем в соответствии с планом занятий
Теоретическое обоснование.
Несформированность словаря (ограниченный словарный запас, аграмматизмы в речи ) являются наиболее значимой, ведущей проблемой общего недоразвития речи, от устранения которой напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодолению этой речевой патологии. Учителя-логопеды уделяют большое внимание пополнению словаря у детей с ОНР и такая организация логопедической работы выполняет иногда накопительную функцию. В результате ребенок может не получить или не иметь полноценных закрепленных представлений о слове, о его признаках и свойствах, так как получает иногда мало практики, особенно творческой, в работе со словом . Вследствие этого лексические представления ребенка зачастую носят фрагментарный характер, слова в сознании системно не организуются, устанавливаются случайные связи, затрудняющие запоминание, хранение, поиск нужного слова и приводящие к семантическим ошибкам в речи.
Для того чтобы информация смогла продвинуться в кратковременное хранилище, (или его называют промежуточным хранилищем) необходимо фокусированное внимание (то есть сосредоточение внимания в игровой форме с элементами творческих задач, упражнений на каком-либо объекте). Основной задачей работы над словарем следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантико-ассоциативных полей, на основе практического творческого применения.
В основе “Адаптированной методики по комбинаторике для дошкольников” лежит комбинирование – сочетание различных элементов в необычных комбинациях, эта методика строится на базовой технике воображения, которая гласит о том, что, если посмотреть вокруг, то вся окружающая нас предметная среда вазы, автомобили , узоры, мебель – это результат комбинирования формы, размера, цвета.
Этот метод разработан был в 20-е годы профессором Берлинского университета Ф. Кунце и назывался “метод каталога”, в 50-е годы был усовершенствован Ч. Вайтингом и получил название “метод фокальных объектов”. В основе метода лежит искусственное комбинирование признаков известного, привычного объекта, в данном случае слова, которое нужно усовершенствовать, совместить с различными признаками других, случайных объектов, что позволяет получить новые, необычные свойства, которые обеспечивают ему возможность выполнять новые функции. “Случайные объекты берутся наугад, из любой открытой книги или просто называются участниками игры” – так говорил профессор Ч. Вайтинг.
Такая техника искусственной комбинации объектов пользовалась успехом в сочинительском творчестве, а именно у писателей – фантастов(художников, композиторов) при конструировании новых словесных объектов, при котором производился сознательный подбор известных характерных элементов и создавалось новое сочетание. Управлять процессом комбинирования – значит систематизировать перебор вариантов, с целью осознанного изобретения новых объектов.
Вариант применения методики фокальных объектов (возможен для старших школьников, взрослых, иностранцев, желающих пополнить и обогатить знания по русскому языку) :
Пример: нужно поместить в “фокус внимания”, тот объект, который хотелось бы изменить, например шкаф, и переносить на этот объект характерные признаки других случайных объектов, например: апельсин, уж, цветок.
Отметить характерные признаки каждого:
Апельсин – сочный, сладкий, свежий, оранжевый…
Уж – быстрый, мокрый, юркий, чешуйчатый…
Цветок – расцветает\увядает, имеет ножку и
лепестки, пахнет, ароматный…
Этот перечень может быть дополнен и другими признаками, и другими случайными объектами. Теперь эти признаки по одному или в произвольных комбинациях переносятся на исходный объект, при этом нужно стремиться использовать признак не только по его буквальному значению, но развить идею нового образа, и получить новые, дополнительные функции.
Шкаф –цветок.
Переносим признаки цветка, на выбранный нами объект. Что получается?
а) Шкаф по расцветке похожий на цветок.
б) Хозяйка положила внутрь шкафа много духов,
аромамасел и он благоухает, как цветок.
в) Его ножки тоненькие, узкие похожи на ножку
цветка, а двери напоминают распахивающиеся
лепестки. Такой шкаф как декорация украшает
любую комнату в доме и т.д.
Мебель с такими свойствами широко описана в фантастических рассказах
С. Лема “Возвращение”. Поиск вариантов можно продолжить, перенося на шкаф все новые признаки случайных объектов и их сочетаний, причем выбор новых признаков, и перебор всевозможных вариантов происходит бессистемно, случайно.
Применение этой методики в ДОУ требует предварительной подготовки и адаптации под специфический процесс обучения детей логопедических групп.
Особенности адаптации:
- Логопед или воспитатель может использовать только пройденные или текущие темы.
- В силу особенности детей с ОНР и ЗПР, педагог должен не только поставить проблему, но и наметить тактику и стратегию ее решения.
<Рисунок 1>
Основные положения адаптированной методики:
1. Выбор темы, постановка картинок, наглядного материала или графических заметок – рисунков на доске.
- на правильности изображения ребенком значков и образов в тетради по мере нахождения свойств-признаков концентрироваться не следует, действия должны быть раскованными и свободными. Способность изобретать символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом.
- заготовленные карточки, наглядный материал по подобранным объектам, должен сочетаться с кругом изучаемых тем.
- при выборе объектов, необходимо, чтоб они были из разных тематических циклов, что позволит получить многообразие свойств созданного, с генерированного объекта. Проще комбинируются темы близкие по совмещаемым признакам, например: Овощи-фрукты; Фрукты-грибы; Овощи – грибы; Игрушки –Одежда; Одежда-дом и т.д
2. Постановка вопросов (поиск и предложение возможных вариантов исследования, сбор словесного материала, компоновка свойств-признаков).
- перенос при присвоении новых свойств другому объекту, если есть исключающие свойства таков, что мы отбрасываем (замещаем) совпадающие свойства и характеристики основного объекта (“яблоко можем поместить в землю”) и учитываем, что итоговый объект должен отличаться в лучшую сторону (например фея превратила тыкву в карету, также и дети как волшебники создают новый предмет, с новыми свойствами, получая тем самым улучшенный образ).
- создание нового образа сопровождается – рисунком, зарисовкой, графической схемой (“нарисовать яблоко в земле”).
- при переносе свойств с одного объекта на другой, детям объясняется этот процесс, как процесс соединения, внедрения одного в другое, при котором лучшие свойства побеждают худшие.
- дети должны сами перечислить признаки (можно с помощью логопеда, педагога), свойства предметов, выбранного объекта, их может быть несколько, но свойств определяемых через отрицания не использовать.
Например: выбранный объект, например, стол и другие объекты из изученных тематических циклов: банан (тематический цикл “Фрукты”), шапка (“Головные уборы”), мяч (“Игрушки”). Перечисляем свойства дополнительных объектов из разных циклов, делаем графические зарисовки и по полученным признакам переносим на исходный объект, генерируя новое
3. Подведение итогов (составление рассказа, обобщение полученных данных).
- дети (с помощью педагога), придумывают название новому получившемуся объекту (по принципу совмещения последних или первых слогов, выбранных объектов).
- по результатам занятия можно составить рассказ (по принципу морфологического анализа) на обобщающем или итоговом занятии, придумывая различные персонажи или вставляя слова-действия.
Занятия-игры такого плана можно назвать: “Юный волшебник”, “Юный фантазер”.
Основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей,комбинаторного мышления, приобретение новых знаний, получение опыта исследовательской работы, который отличает творца от исполнителя , стимуляция мышления на генерацию идей.
Преемственность со школой.
Приобретенные навыки и умения пригодятся в школе на уроках ИЗО, русского языка и литературы, в написании творческих сочинений, а также на уроках физики, где часто предлагается решение задач творческо-исследовательского характера.
4. Градация сложности по тематике.
1. | Овощи |
2. | Фрукты |
3. | Деревья |
4. | Грибы |
5. | Ягоды |
6. | Игрушки |
7. | Части тела |
8. | Одежда |
9. | Обувь |
10. | Головные уборы |
11. | Мебель |
12. | Электроприборы |
13. | Птицы зимующие |
14. | Дикие животные |
15. | Домашние животные |
16. | Рыбы |
17. | Посуда |
18. | Продукты питания |
19. | Перелетные птицы |
20. | Город |
21. | Транспорт |
22. | Профессия |
23. | Инструменты |
24. | Цветы |
25. | Насекомые |
Нами предложена шкала градации по степени сложности для дошкольников, по которой тематические циклы должны находиться рядом в порядке следования по традиционному плану лексических тем занятий учителя-логопеда. Для детей 6-7 лет легко комбинируются темы отстоящие друг от друга на 1-3 пункта, т.к из свойств рядом лежащих, легко создать новый объект, который в состоянии представить и зарисовать схематически дошкольник; средняя сложность комбинирования 4-6 пунктов и особенно сложно 7 и более пунктов. Лишь в случае одаренных детей темы могут разносится на 6-7 пунктов вперед. Проверяя себя возможностью визуализации, учитель может быть уверен, что урок построен адекватно (если педагог сам смог заместить одни свойства объекта на другой
Метод – это процесс построения чего-либо, в данном случае построения нового образа. Владея методикой комбинаторики, адаптированной нами для дошкольников, учитель может в процессе занятия провести речемыслительную разминку, проверяя знания детей по изученной(ым) темам.
Тест оценки эффективности адаптированной методики комбинаторики
Тест состоял из следующего задания детям логопедической группы:
“ Представьте, что вы маленькие волшебники. Засейте свой заколдованный сад диковинными фруктами или овощами, растениями, ягодами. Создайте новые растения, которые будут расти в вашем саду” (Были пройдены темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Деревья”).
Ответы до проведения упражнений-задачек по методу комбинаторики показали, что из 28 человек лишь 2 человека дали фантазийные, творческие ответы.
После проведения уже 5 занятий работало активно уже 16 детей.
В итоге:
После проведения занятий по этому методу произошли следующие изменения: 22 ребенка показали высокие результаты подбора, комбинирования свойств и составления творческих рассказов-описаний по созданному объекту.
<Рисунок 2>
Этап логопедического занятия в подготовительной логопедической группе
Оборудование:доска, тетради, цветные карандаши, наглядные картинки.
Логопед: Сейчас, ребята, мы превратимся с вами в волшебников-садоводов. Засеем наш сад-огород диковинными “фруктоовощами”.
Какие овощи вы знаете?
Ответы детей
Логопед: Выбираем тыкву (выставляется картинка). А теперь(выставляется матрешка) предлагаю вам рассмотреть игрушку матрешку. Опишите, какая она? Подберем вместе как можно больше слов-признаков к слову матрешка.
Дети: красивая, деревянная, гладкая, разноцветная, большая
По мере проговаривания и подбора детьми слов-признаков, логопед вместе с детьми делает на доске графические зарисовки, обозначающие названное свойство предмета: деревянная – рисуем дерево – дети в тетрадях, логопед – на доске;большая –рисуем большой круг, гладкая – лист бумаги и т.д
Логопед: А теперь ребята попробуем все названные свойства перенести на нашу тыкву.
Дети: Тыква деревянная, гладкая, разноцветная, большая.
Логопед: Придумаем название нашей чудесной тыкве, совмещая или складывая первые слоги слов “тыква” и “матрешка”.
Дети: МАТРЕТЫКВ.
Логопед: Получилась волшебная, необычная тыква. Представьте только: растет в вашем огороде такая тыква (дети еще раз повторяют свойства).Что же мы с ней будем делать, как ее мы будем использовать?
Дети:
1 ребенок: Можно ее использовать как табуретку,
когда устал – посидеть
2 ребенок: Можно порубить на дрова и топить зимой
баню или печку
3 ребенок: Можно сделать дырку, повесить
занавески и запустить жить в тыкву хомяка
4 ребенок: Можно сделать теплую конуру для собаки,
которая будет охранять огород
Логопед: Молодцы, ребята. А теперь придумаем рассказ про нашу волшебную тыкву, начиняя с таких слов: “Жил был в одной деревне пес, старый был он: глаза плохо видели и нюх уже был не тот, да и не было у него своего жилища….” А что было дальше?
Ответы детей
Другой пример: по пройденным темам “Дом”, “Головные уборы”
Оборудование: доска, тетради , цветные карандаши, наглядные картинки
Логопед: Сейчас, ребята, мы превратимся с вами в волшебников портных. Создадим необычный головной убор, который с удовольствием мог бы носить любой человек. Какие головные уборы вы знаете?
Ответы детей
Логопед: выбираем шляпу (выставляется картинка). А теперь(выставляется дом) предлагаю вам рассмотреть красивый деревянный дом. Опишите, какой он? Подберем вместе как можно больше слов-признаков к слову дом.
Дети: красивый, деревянный, теплый, с трубой, уютный, вместительный, большой и т.д
Дети в тетрадях делают графические зарисовки
Логопед: А теперь, ребята ,попробуем все названные свойства перенести на нашу шляпу.
Дети: Шляпа деревянная, вместительная,уютная, теплая,большая.
Логопед: Придумаем название нашей чудесному головному убору, совмещая или складывая первые слоги слов “шляпа” и “дом”
Дети: ШЛЯПОДОМ
Логопед: Получилась волшебная, необычная шляпа, похожая на…
Ответы детей
Логопед: Представьте только: Идете вы как то по полю и видите такой огромный “шляподом”. Что же мы с ним будем делать, как его мы будем использовать?
Дети:
1 ребенок: Можно ходить в такой шляпе всю зиму и
голова не замерзнет;
2 ребенок: Можно ходить сразу же всей семье, ведь
“шляподом” большой, вместительный не надо
покупать каждому шляпы на зиму;
3 ребенок: Можно жить в таком “шляподоме” всем, и
переносить в любые места, где хотел бы пожить.
Список используемой литературы:
- “Мозг и сознание”, Альманах/ под. рук. С.П. Капицы, М, // В мире науки//, 2007
- Савенков А.И. “Одаренные дети в детском саду и школе”, учебное пособие, изд.центр “Академия”, М.,2007
- Безрукова О. А. “Формирование системных лексических представлений у дошкольников с ОНР” 2007
- Богоуславская Н.Е. “Особенности детского восприятия лексической семантики”// Слово в системных отношениях.- Свердловск //, 1978