ЦЕЛИ:
- Дать понятие об определённо-личных предложениях;
- Различать односоставные и двусоставные предложения;
- Находить определённо-личные предложения по их значению и особенностям;
- Пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, в состав которых входят определённо-личные предложения.
- Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Оборудование: таблица “Односоставные предложения”; текст, отпечатанный для каждого, чистые листочки, карточки, жетоны.
I. Огр. момент.
Несколько человек работают по карточкам повторение по теме “Второстепенные члены предложения”. Один ученик у доски готовит связный ответ по теме “Строение и грамматическое значение предложения” (ЦИОВ), включая определение предложений односоставных и двусоставных, и их отличие.
II. Подготовка к изучению новой темы.
Запись предложений на доске, по одному предложению каждый ученик.
Задание: Выделить грамматическую основу, определить двусоставное или односоставное, вставить и объяснить орфограммы, разобрать слово по составу, определить вид сказуемого (простое ПГС, составное СГС, именное СИС).
1) На небе гаснут облака (двусоставное)(ПГС).
Уже поздно (односоставное)(СИС).
2) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
3) Ш.пот, ро.кое дыхание, трели соловья (односоставное).
4) Как тихо. (односоставное). Каждый звук и ш.рох
слышу я (двусоставное).
5) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).
Второй ученик проверяет, а класс тем временем повторяет, чем отличается односоставное предложение от двусоставного. (В односоставном один главный член, а второго главного члена нет и не может быть).
Синтаксическая пятиминутка.
(Отвечают по одному человеку, за каждый правильный ответ получают по одному жетону).
1) Два или несколько слов, объединённых по
смыслу и грамматически на основе подчинительной
связи, где одно подчинено другому (словосочетание).
2) Основная единица синтаксиса,
характеризующаяся смысловой и интонационной
законченностью (предложение).
3) В словосочетании слова связаны 3 способами
подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание)
4) Составное глагольное сказуемое состоит из (вспомогательного
глагола и неопределённой формы глагола).
5) Второстепенные члены предложения поясняют
главные и делятся по своим грамматическим
значениям на (дополнение, определение,
обстоятельство).
6) Сложные предложения делятся 3 группы (ССП ,
СПП, БСП).
III. Изучение нового материала.
Вывод: В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).
Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Значит, как будет называться тема?
Определённо-личные предложения. (Запись темы в тетрадь). И вот цель урока научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Научиться находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях.
Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.
1.Люблю дымок спалённой жнивы (глагол, 1лицо
единственное число, настоящее время).
2. Выйдем мы с тобой побродить в лунном сиянии (глагол,1
лицо, мн.ч. ,наст.вр.).
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (гл.,2 л., ед.
ч., наст. вр.).
4. Берегите наш прекрасный русский язык (гл.,2л.,
мн.ч.).
- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?
(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить)).
В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.
Вывод: определённо-личные предложения- это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме ( какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.
IV. Закрепление изученной темы.
Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются опр.-личными.(Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.
1 работа с текстом.
- Чтение текста (устно).
- Докажите, что это текст. (Предложения связаны
по смыслу и грамматически).
Запись текста с выделением грамм. основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений.
На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает еж (Сладков).
- От какого лица ведется повествование в
рассказе? (от 1го).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же
героя или разных лиц? (одного).
- Какие типы предложений помогают писателю
указать на рассказчика, избежать повторения
подлежащего? (односоставные).
- Подберите синоним к слову обнажённая (голая).
- Что такое синонимы? (Слова разные по
написанию, одинаковые по значению).
Понятие о синтаксических синонимах.
Это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.
Вывод: Опр-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.
Например:
Люблю берёзку русскую. (определенно-личное).
Я люблю березку русскую. (двусоставное).
- Значит по каким структурным особенностям мы находим односоставные опр.-лич. предложения? (отсутствие подлежащего, сказуемое выражено в форме 1,2 лица ед.ч и мн.ч.).
2 работа по учебнику.
Упр.184 (устно) 2 и 3 предложения.
- Найти опр.-личные предложения и указать какой формой глагола выражено в них сказуемое.
2. Красуйся и стой. (гл. 2л. ед. ч.)
3. Начну. (гл. 1л., ед. ч.)
Итог: - Почему эти предложения являются определённо-личными?
(В них нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 1,2 лица ед. и мн.ч.)
3 работа на листочках.
- У вас на столах чистые листочки, подпишите фамилию и имя.
Это проверка того, как вы поняли тему урока. Я диктую, а вы записываете только односоставные опр.-личн. предложения, выбираете. Записать и отложить на край стола, я соберу.
1) Быстро умываемся и едем в лес.
2) Мы спешим на поезд.
3) Люблю грозу в начале мая.
4) Относитесь к родному языку бережно.
5) Я бросился в горы искать оленей.
6) Напиши мне письмецо
7) Милый Петушок, поешь ты громко, важно.
8) Выберите себе книгу.
V. Итог урока.
- Какие предложения называются односоставными,
какие - двусоставными?
- Какие предложения называются
определённо-личными?
- Какова сфера использования этих предложений?
- Что выделяется на первый план в таких
предложениях?
- Кто производит действие? (сам рассказчик)
- Как определяется лицо? (по форме глагола и по
местоимению, которого нет, но оно
подразумевается).
VI. Анализ активности.
VII. Домашнее задание.
Запись на доске 21 (теория), упр.184 (4,5,7 предложения).