I. Цели урока.
1. Развивающие цели.
- Развивать у школьников логическое мышление, сформировать умение составлять уравнения реакции с участием алканов.
- Формировать интеллектуальные умения: умения анализировать свойства алканов, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Развивать волю и самостоятельность. Развивать умение владеть собой: уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности в учении химии.
2. Образовательные цели.
- Обеспечить усвоение учащимися химических свойств и способов получения алканов.
- Обобщить и закрепить, систематизировать, ранее полученные знания по видам гибридизации, по номенклатуре органических соединений.
- Формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами.
- Формировать культуру здоровья на уроках химии.
- Выявить недостаточно освоенные темы и скорректировать учебный процесс и готовить учащихся к ЕГЭ.
3. Воспитательные цели.
- Воспитывать культуру речи учащихся.
- Воспитать экологическую культуру и мышление у учащихся.
II. Тип урока: изучение нового материала.
III. Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа- средств обучения).
IV. Инновационные, информационные технологии обучения, основанные на применении современной передовой техники – компьютеров, интерактивной доски, проектора.
V. Методы урока:
А. Иллюстративно-игровой
Б. Преподавания – сообщающий.
1) обучения –
а) программированный
б) иллюстративно игровой
2) преподавания –
а) объяснительный
б) стимулирующий.
3) учения –
а) репродуктивный
б) частично поисковый
VI. Средства: Компьютер, иллюстративный материал,игровые элементы, лабораторные опыты и демонстрация на видео.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
П р е з е н т а ц и я Цели урока. На экране проектора: Карта путешествия по стране “Алканы” I станция. Разминка. Старт. 1. Устный опрос. 1. Бензин, бытовой газ, растворители, пластмассы, красители, спирты, лекарства, духи – все продукты … 2. Болотный газ. Образуется при гниении, при сухой перегонке угля. Является главной составной частью природных газов… 3. Сколько видов органических веществ? 4. из него делают расчески, украшения, бильярдные шары, игрушки, мячи, щетки … 5. Материал для изготовления чемоданов… 6. Многие известные душистые вещества относятся к классу… 7. Всемирно известные духи – французские “Суар де Пари” и “Шанель” изготовлены из каких веществ? 8. Топливо для организма… 9. Это вещество наркотик, не безвреден для человека, парализует нервную, сердечно-сосудистую систему, печень … 10. Кто открыл теорию строения органических соединений? 11. Кто ввел понятие “гибридизация” 12. Что такое изомеры? 2. На экране проектора вопросы и задания Ученики отвечают. После ответа учеников компьютер сразу дает правильный ответ. 1. Сколько электронов на втором уровне атома углерода. 2. Распределите электроны по орбиталям углерода в возбужденном состоянии. 3. Гибридизация атомных орбиталей. а) Какие электроны перекрываются? б) Образование ковалентных связей в молекуле
метана (медикация) 4. К какому классу относятся следующие соединения? R-OH, 5. Общие формулы каких соединений изображены? CnH2n+2, 6. Что такое гомологический ряд? Изображение на экране: 7. Какая формула лишняя ? C2H6 3. Вспомним алгоритм называния веществ ациклического строения. На экране формула вещества: Медикация с озвучиванием:
II. Информационная станция. 1. Физические свойства алканов. На экране схемы; Учитель рассказывает: к метану специально добавляют серосодержащие соединения – меркаптаны, для того, чтобы люди могли по запаху определить утечку. Демонстрация веществ: гексана, парафина. Разветвленные алканы кипят при более низких температурах, чем прямые. 2. Способы получения алканов.
III. Станция Привал. IV. Информационная станция. 3. Химические свойства алканов. Так как связи в алканах малополярные, то для них характерны радикальные реакции, реакции замещения. 1.Реакции замещения. а) С галогенами (галогенирование). С хлором на свету, с бромом при нагревании. В случае избытка хлора хлорирование идет дальше, до полного замещения атомов водорода. Реакция идет по радикальному механизму. 2.Реакции отщепления а) Дегидрирование (отщепление водорода) б) Крегинг алканов: Крекинг -0 радикальный разрыв связей С-С. Протекает при нагревании и в присутствии катализаторов. При крекинге образуется смесь алканов с меньшим числом С атомов. Механизм свободно радикальный. Этот процесс является важнейшей стадией переработки нефти. в) при температуре 15000С метан пиролизуется г) при температуре 10000С: 3. Реакции окисления. а) В присутствии избытка кислорода происходит полное сгорание алканов до СО2 и Н2О. При сгорании алканов выделяется большое количество теплоты, на этом основано их применение в качестве топлива. Экспериментальная станция. - На экране видеофрагмент с озвучиванием “Горение метана” с озвучиванием: Низкие алканы горят бесцветным пламенем, а с ростом числа атомов углерода в молекуле пламя алканов становится все более окрашенным и коптящим. Копоть(сажа) – это несгоревший аморфный С. Это газовая сажа используется как черный пигмент для типографической краски. Станция Техника безопасности. а) Газообразные углеводороды с воздухом в
определенных соотношениях могут взрываться! 4. Реакции изомеризации. Алканы нормального строения при нагревании в присутствии катализатора могут превращаться в алканы с разветвленной цепью. 5. Ароматизация. Алканы с шестью и более атомами углерода вступают в реакцию дегидрирования с образованием цикла: V. Сообщения учащихся. Сообщение 1 ученика с демонстрацией веществ. Вазелиновое масло – в молекулах углеводородов содержится до 15 атомов С – прозрачная жидкость без запаха и вкуса, используется в медицине, парфюмерии и косметике Вазелин – смесь жидких и твердых углеводородов с числом атомов С до 25. Применяется в качестве основы для приготовления мазей, используется в медицине. Сообщение 2 ученика с демонстрацией веществ. Парафин – смесь твердых углеводородов С17– С40 – белая твердая масса без запаха и вкуса, t плавления = 500-540С Парафин применяется для тепловых процедур при лечении нефритов, артритов и других болезней. Из парафина изготовляют свечи, или пропитывают бумагу, применяемую для упаковки продуктов. Озокерит или горный воск – (смесь твердых углеводородов) после очистки и отбелки имеет белый цвет, как и парафин, но отличается от него более высокой t–рой плавления = 66-800С. Применяется для лечебных процедур при ревматизме. Сообщение 3 ученика с демонстрацией веществ. Хлорметан – CH3Cl - , легко переходящий в жидкое состояние, характеризуется высокой критической t-рой. При его испарении поглощается много теплоты. Это свойство хлорметана используется в холодильных установках. Дихлорметан CH2Cl2 Хлороформ 1,1,1 – трихлорметан –CHCl3 Бесцветная жидкость с характерным сладковатым запахом. Раньше использовалось для наркоза, теперь в качестве растворителя, особенно жиров. CCl4 тетрахлорметан, четыреххлористый углерод – летучая жидкость, бесцветная, ядовитая, хороший растворитель Сообщение 4 ученика: C2H5Cl –хлорэтан, этилхлорид – бесцветная жидкость,t кипения = 12,50С Применяется для местного обезболивания. Фреон. Демонстарция рисунка и рассказ ученика |
Ознакомятся
Метан 18 млн. видов Целлюлоид Фибра Сложных эфиров Из высших альдегидов и высших спиртов Жиры Этиловый спирт Бутлеров Лайнус Полинг
6 C 2s22p2
Отвечают, после ответа учащихся компьютер дает правильный ответ
Отвечают
Отвечают
Отвечают
Слушают Пишут в тетради C1 - C4 газы
C+2H2—>CH4
Отдыхают. Слушают музыку.
На экране проектора пишется реакция:
В медицине, парфюмерии, косметике.
Смесь жидких и твердых веществ.
Белая, твердая масса. Смесь твердых углеводородов. Белый t плавления = 66-80оС. Лечебные процедуры при ревматизме.
Холодильные установки
Наркоз, растворитель жиров. Внимание! Пары хлороформа имеют наркотическое воздействие, он токсичен для обмена веществ и для внутренних органов, особенно печени. Жидкость, яд! Растворитель.
|
Станция Финиш-закрепление. Вопрос 1 группе: Для наркоза используется вещество 1,1,1-трифтор-2-хлор-2-бромэтан(наркотан),лишенное недостатков хлороформа(ядовитость,горючесть). Напишите его структурную формулу. Вопрос 2 группе: В холодильных установках в качестве хладоагента используется газ дифтордихлорметан (фреон-12),который под давлением сгущается в жидкость,кипящую при -30 с.Составьте структурную формулу этого вещества. Вопрос 3 группе: Приготовьте модель дифтордихлорметана и решите могут ли у него быть изомеры. Вопрос 4 группе: Какова молекулярная формула углеводорода, имеющего плотность по водороду 15. Домашнее задание: Упражнение4,6,7,8(писменно),стр.81. |