Цели урока:
- Закрепить умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку, совершенствовать вычислительные навыки, упражнять детей в использовании арифметической терминологии.
- Способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, словарного запаса.
- Содействовать воспитанию у школьников любви к поэтическому слову; формировать интерес к математике.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг “Сказки Пушкина”, счетные палочки, муляжи фруктов.
Ход урока
I. Организационный момент.
“Мозговая гимнастика” [2]
В течение 1 минуты дети выполняют следующие упражнения: “ленивые восьмерки”, “шапка для размышлений”
“Ленивые восьмерки” (данное упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
II. Устный счет.
- Чтобы тему урока узнать, Надо вычислить и расшифровать:
34 + 42 = Ш | 80 – 53 = У | 61 – 19 = К |
86 + 13 = И | 45 + 16 = П | 56 – 28 = И |
- Подумайте, какое слово здесь зашифровано?
61 | 27 | 76 | 42 | 99 | 28 |
- Прочитайте фамилию великого русского поэта. (Обратить внимание детей на портрет А. С. Пушкина)
III. Сообщение темы урока.
(Звучит песня “Приходите в гости к нам”)
- Урок математики будет необычным, мы побываем в гостях у сказки.
“Математика и сказка
Просто чудеса!
Только вы не удивляйтесь -
Математика везде нужна!
“А урок “Закрепленье” даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать”
IV. Закрепление пройденного материала.
- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Обратить внимание детей на выставку книг.)
“Сейчас потолкуем о сказке такой:
Тут синее море, тут берег морской…
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит”
- О какой сказке идет речь? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
1. Задача на смекалку.
Старик, идя к морю, встретил трех рыбаков, одного деревенского мальчишку и двух собак. Сколько человек шло к морю? (Один старик, остальные шли навстречу ему)
2. Решение выражений.
- Скажите, сколько лет “жил старик со своею
старухой у самого синего моря”? (“…ровно 30 лет
и 3 года”, т.е. 33 года)
- Выпишите только те выражения, значение которых
равно 33 (задание № 1) Приложение.
32 + 2 = | 28 + 5 = | 43 – 9 = |
40 – 7 = | 39 + 6 = | 15 +20 = |
42 – 8 = | 53 – 20 = | 29 + 4 = |
- Прочитайте, записанные выражения. Докажите, что значения данных выражений нашли верно.
3. Нахождение суммы удобным способом.
- Вспомните, чем занимались старик со старухой,
живя в тесной землянке? (“Старик ловил неводом
рыбу, старуха пряла свою пряжу”)
- И мы займемся делом, найдем сумму удобным
способом (задание № 2).
38 + 4 + 56 + 2 |
23 + 9 + 7 + 11 |
42 + 13 + 8 + 7 |
Дополнительные вопросы ученику, который комментировал решение у доски:
- Какими свойствами сложения воспользовались,
когда выполняли это задание? (Переместительным
и сочетательным)
- Что попросил старик у золотой рыбки, когда
поймал ее? (Ничего)
4. Решение уравнений.
- Назовите поочередно, кем желала стать старуха?
(Столбовою дворянкой, вольною царицей,
владычицей морскою)
- Сколько времени была старуха столбовою
дворянкой? (2 недели; “…вот неделя, другая
проходит”)
- Выразите 2 недели в днях. Сколько это дней? (14
дней)
- Задание № 3. В каком уравнении неизвестное число
равно 14? Обоснуйте свой ответ.
х + 2 = 12 | 14 – х = 14 | х – 2 = 12 |
- Запишите уравнение х – 2 = 12 в тетрадь и решите его.
Дополнительные вопросы ученику, который решал уравнение на доске:
- Что такое уравнение?
- Какого цвета были сапоги у старухи, когда она
стала столбовою дворянкой?
5. Решение логических задач.
- Как отблагодарила старика старуха, став столбовою дворянкой? (“На конюшню служить его послала”)
- Там старик увидел невиданное им доселе животное, у которого были 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 сзади. Сколько ног было у животного? (4) Какое животное он увидел?
- В конюшне стояли 2 лошади. Одна из них смотрела направо, а другая налево. Видели ли они друг друга?
- Из счетных палочек составьте вот такую лошадку. Переложите 2 палочки так, чтобы она смотрела в другую сторону.
V. Физкультминутка.
“Танец маленьких утят”
VI. Закрепление пройденного материала (продолжение).
1. Восстановление пропущенных чисел.
- Вспомните, как менялось море, когда старик приходил с очередной просьбой? (1 раз – “море слегка разыгралось”;2 раз – “помутилось синее море”;3 раз – “неспокойно синее море”;4 раз – “почернело синее море”;5 раз – “на море черная буря”)
- Вот “море слегка разыгралось”, и проказник ветер унес некоторые числа (задание № 4). Вставьте их, найдя закономерность.
25, 24, 22, .., 15, 10, ..
- Прочитайте полученный ряд чисел. Какую закономерность выявили? (Каждое последующее число уменьшается на 1, на 2, на 3 и т.д.)
2. Самостоятельная работа.
- “На море черная буря”, и волной… , помните как у А. С. Пушкина?
“Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют” Смыло волной математические знаки (задание № 5). Прочитайте, что нужно сделать? (Расставьте “минусы” и “плюсы”, чтоб верный получить ответ)
I вариант | II вариант |
72 * 8 * 35 = 45 | 62 * 20 * 7 = 49 |
54 * 9 * 20 = 25 | 36 * 30 * 8 = 58 |
Взаимопроверка.
3. Решение задач на смекалку.
- Чем угощали старуху бояре да дворяне? (Печатным пряником)
- Печатный пряник разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
- Не один пир не обходится без фруктов. На столе перед старухой 2 яблока и груша. Как удалить из середины грушу, не прикасаясь к ней руками? (“Нужно переложить крайнее яблоко”, - демонстрирует ученик, используя муляжи фруктов)
4. Решение текстовой задачи.
- Прочитайте задачу (задание № 6).
В услужении у старухи было 20 бояр и 12 дворян. 8 человек разгневанная старуха велела “с очей прогнать”
- Верно ли, что мы прочитали задачу? (Нет, мы
прочитали только условие…)
- Поставьте вопрос и решите задачу разными
способами. (Анализ задачи, план решения)
I способ: | II способ: | III способ: |
(20 + 18) – 8 = | (20 - 8) + 12 = | 20 + (12 - 8) = |
- Сколько человек осталось в услужении у
старухи?
- Запишите решение и ответ задачи.
VII. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Чему учит “Сказка о рыбаке и рыбке”?
Список использованной литературы:
- Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
- Холодова О. А. “Юным умникам и умницам” – М.: Росткнига, 2001.