Урок математики во 2-м классе по теме "Устные приемы вычислений в пределах 100"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку, совершенствовать вычислительные навыки, упражнять детей в использовании арифметической терминологии.
  2. Способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, словарного запаса.
  3. Содействовать воспитанию у школьников любви к поэтическому слову; формировать интерес к математике.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг “Сказки Пушкина”, счетные палочки, муляжи фруктов.

Ход урока

I. Организационный момент.

“Мозговая гимнастика” [2]

В течение 1 минуты дети выполняют следующие упражнения: “ленивые восьмерки”, “шапка для размышлений”

“Ленивые восьмерки” (данное упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

II. Устный счет.

- Чтобы тему урока узнать, Надо вычислить и расшифровать:

34 + 42 = Ш 80 – 53 = У 61 – 19 = К
86 + 13 = И 45 + 16 = П 56 – 28 = И

- Подумайте, какое слово здесь зашифровано?

61 27 76 42 99 28
           

- Прочитайте фамилию великого русского поэта. (Обратить внимание детей на портрет А. С. Пушкина)

III. Сообщение темы урока.

(Звучит песня “Приходите в гости к нам”)

- Урок математики будет необычным, мы побываем в гостях у сказки.

“Математика и сказка
Просто чудеса!
Только вы не удивляйтесь -
Математика везде нужна!
“А урок “Закрепленье” даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать”

IV. Закрепление пройденного материала.

- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Обратить внимание детей на выставку книг.)

“Сейчас потолкуем о сказке такой:
Тут синее море, тут берег морской…
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит”

- О какой сказке идет речь? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

1. Задача на смекалку.

Старик, идя к морю, встретил трех рыбаков, одного деревенского мальчишку и двух собак. Сколько человек шло к морю? (Один старик, остальные шли навстречу ему)

2. Решение выражений.

- Скажите, сколько лет “жил старик со своею старухой у самого синего моря”? (“…ровно 30 лет и 3 года”, т.е. 33 года)
- Выпишите только те выражения, значение которых равно 33 (задание № 1) Приложение.

32 + 2 = 28 + 5 = 43 – 9 =
40 – 7 = 39 + 6 = 15 +20 =
42 – 8 = 53 – 20 = 29 + 4 =

- Прочитайте, записанные выражения. Докажите, что значения данных выражений нашли верно.

3. Нахождение суммы удобным способом.

- Вспомните, чем занимались старик со старухой, живя в тесной землянке? (“Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу”)
- И мы займемся делом, найдем сумму удобным способом (задание № 2).

38 + 4 + 56 + 2
23 + 9 + 7 + 11
42 + 13 + 8 + 7

Дополнительные вопросы ученику, который комментировал решение у доски:

- Какими свойствами сложения воспользовались, когда выполняли это задание? (Переместительным и сочетательным)
- Что попросил старик у золотой рыбки, когда поймал ее? (Ничего)

4. Решение уравнений.

- Назовите поочередно, кем желала стать старуха? (Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
- Сколько времени была старуха столбовою дворянкой? (2 недели; “…вот неделя, другая проходит”)
- Выразите 2 недели в днях. Сколько это дней? (14 дней)
- Задание № 3. В каком уравнении неизвестное число равно 14? Обоснуйте свой ответ.

х + 2 = 12 14 – х = 14 х – 2 = 12

- Запишите уравнение х – 2 = 12 в тетрадь и решите его.

Дополнительные вопросы ученику, который решал уравнение на доске:

- Что такое уравнение?
- Какого цвета были сапоги у старухи, когда она стала столбовою дворянкой?

5. Решение логических задач.

- Как отблагодарила старика старуха, став столбовою дворянкой? (“На конюшню служить его послала”)

  • Там старик увидел невиданное им доселе животное, у которого были 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 сзади. Сколько ног было у животного? (4) Какое животное он увидел?
  • В конюшне стояли 2 лошади. Одна из них смотрела направо, а другая налево. Видели ли они друг друга?
  • Из счетных палочек составьте вот такую лошадку. Переложите 2 палочки так, чтобы она смотрела в другую сторону.

V. Физкультминутка.

“Танец маленьких утят”

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение).

1. Восстановление пропущенных чисел.

- Вспомните, как менялось море, когда старик приходил с очередной просьбой? (1 раз – “море слегка разыгралось”;2 раз – “помутилось синее море”;3 раз – “неспокойно синее море”;4 раз – “почернело синее море”;5 раз – “на море черная буря”)

- Вот “море слегка разыгралось”, и проказник ветер унес некоторые числа (задание № 4). Вставьте их, найдя закономерность.

25, 24, 22, .., 15, 10, ..

- Прочитайте полученный ряд чисел. Какую закономерность выявили? (Каждое последующее число уменьшается на 1, на 2, на 3 и т.д.)

2. Самостоятельная работа.

- “На море черная буря”, и волной… , помните как у А. С. Пушкина?

“Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют” Смыло волной математические знаки (задание № 5). Прочитайте, что нужно сделать? (Расставьте “минусы” и “плюсы”, чтоб верный получить ответ)

I вариант II вариант
72 * 8 * 35 = 45 62 * 20 * 7 = 49
54 * 9 * 20 = 25 36 * 30 * 8 = 58

Взаимопроверка.

3. Решение задач на смекалку.

- Чем угощали старуху бояре да дворяне? (Печатным пряником)

  • Печатный пряник разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
  • Не один пир не обходится без фруктов. На столе перед старухой 2 яблока и груша. Как удалить из середины грушу, не прикасаясь к ней руками? (“Нужно переложить крайнее яблоко”, - демонстрирует ученик, используя муляжи фруктов)

4. Решение текстовой задачи.

- Прочитайте задачу (задание № 6).

В услужении у старухи было 20 бояр и 12 дворян. 8 человек разгневанная старуха велела “с очей прогнать”

- Верно ли, что мы прочитали задачу? (Нет, мы прочитали только условие…)
- Поставьте вопрос и решите задачу разными способами. (Анализ задачи, план решения)

I способ: II способ: III способ:
(20 + 18) – 8 = (20 - 8) + 12 = 20 + (12 - 8) =

- Сколько человек осталось в услужении у старухи?
- Запишите решение и ответ задачи.

VII. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Чему учит “Сказка о рыбаке и рыбке”?

Список использованной литературы:

  1. Троицкая Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Холодова О. А. “Юным умникам и умницам” – М.: Росткнига, 2001.