Русь, Россия — Родина моя

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Показать учащимся из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”.
  • Воспитывать любовь к Родине.

Ход урока

1. Музыкальное сопровождение слов учителя: Прослушайте стихотворение, определите его основную мысль, озаглавьте это стихотворение. (читает учитель)

“Родина”, - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой
Это наше детство, наша юность
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое
Перелески, рощи, берега
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Степь родная, край безбрежный,
Вдаль течет река Кубань
Сердцу дорог милый, нежный
Отчий край – моя Кубань.

- О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?

“Родина”. Так назвал его и автор. И тема нашего урока: “Русь, Россия – Родина моя”.

2. - Откуда произошло слово “Родина”? Мы обратились за помощью к толковому словарю. И вот, что узнали.

Ученик: Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был навещен богу Роду.

Учитель: Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

- А что такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет, дом, в котором родился, или березку у родного порога, а может место, где жили его предки?

Наверно, ребята, все это и есть Родина, т.е. родное сердцу место. Поэты, писатели, художники, композиторы часто обращаются к этой теме. В своих произведениях они воспевают красоту, могущество, трудолюбие, доброту своей Родины. Почему?

Почему, в одном из своих стихотворений, посвященных этой теме , С.Есенин писал:

“Если кликнет рать святая:
“Брось, ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.

- Ответы учеников.

Учитель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

С этим чувством человек рождается
С ним живет и умирает с ним,
Все пройдет, а Родина останется
Если мы то чувство сохраним.

У взрослого человека это чувство подобно большой реки. Опыт жизни расширяет понятие “Отечество” до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.

А из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”. Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться.

- Сценка (дети в русских костюмах).

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.

Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.

Рассказчик: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.

Сенька: А вы тут зачем?

Отец: А за тем, за чем и ты.

Дед: Землю свою смотрим.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

Учитель: Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.

- Ребята, а как вы представляете свою Родину?

(Домашнее задание было: найти слова о Родине, нарисовать рисунок, чтобы он был созвучен строкам автора).

Стихотворение читает ученик.

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво откроет.

Да, вы сейчас стоите у порога огромной человеческой любви к Родине. Мы на уроках часто обращаемся к этой теме. Так что же наша Родина?

2-ой ученик – Рисунок “Древняя Москва”.

На уроках истории мы узнаем много интересного о делах наших предков. Это при Иване III “Государе всея Руси” были сложены стены Кремля из красного кирпича, построены храмы. Во время его правления появляется на Руси новый герб – двуглавый орел. В летописи вот что сказано о том времени: “Изумленная Европа в начале княжения Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией”.

3-й ученик – У меня на рисунке “Родина-Мать!”

“Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася
Уж и есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя
Назвать матерью
Стать за честь твою
Против недруга
За тебя в нужде
Сложить голову.

Нас веками пытались сломить, но не сломили и не сломят враги никогда, потому что еще в 13 веке А.Невский сказал: “Кто к нам с мячом придет, тот от мяча и погибнет. На том стоит, и будет стоять великая Русь! Наша страна никогда ни на кого не нападала, а всегда защищала Родину так, как защищал бы каждый свою мать.

4-й ученик: А я нарисовал березку, потому что ее считают символом России.

Читает стихотворение “Люблю березку русскую”.

К. Паустовский писал: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской природы”.

5-й ученик:

“Мой город – колос той земли,
Что гордо названа Кубанью!..”

Я нарисовал мой Армавир, здесь я родился, здесь живут мои родители, мои бабушка и дедушка, мои друзья.

Читает стихотворение “Мой Армавир”.

А еще, ребята, можно взять любой рисунок, посвященный 45 –летию нашей школы. Потому что школа – это часть вашей жизни и, пожалуй, лучшая. Здесь вы получаете знания, которые помогут вам в вашей дальнейшей жизни.

Подводя итог урока, я хочу сказать, что Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, что мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. И надо не забывать об этом и чтить память наших предков. Так давайте беречь, охранять, любить нашу Родину. От этого она будет всё краше и краше.