Цель урока: сформировать представление о свойствах информации: важность, полнота, понятность, своевременность, достоверность.
Задачи урока:
учебные:
- рассмотреть основные свойства информации;
- расширить информационную картину мира.
развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся;
- развитие воображения.
воспитательные:
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- воспитание умения высказывать свое мнение.
Программное обеспечение урока:
- программа Microsoft PowerPoint.
Методическое обеспечение урока:
- компьютерная презентация “Свойства информации”;
- карточки со схемой.
- карточки с заданиями для групп.
- листок с фрагментом рабочей тетради.
План урока:
1. Организационная часть – 2 мин.
2. Повторение пройденного материала.
а) Задание-загадка – 3 мин.
б) Работа со схемой – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 10 мин.
4. Закрепление полученных знаний.
а) Игра “Назови информацию” - 4 мин.
б) Работа в тетрадях – 7 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Закрепление знаний – 5мин.
7. Подведение итогов урока – 5мин.
8. Домашнее задание – 2 мин.
Оценивание.
Учащимся за верные ответы в индивидуальной работе выдаются жетоны.
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
а) Задание-загадка.
Ребята, я загадала сказочного героя. Ваша задача назвать его. Для это я предлагаю вам различную информацию о данном герое.
(Учащимся предлагаются звуковые, словесные подсказки и рисунки-подсказки).
а) Звучит музыка из кинофильма “Буратино”;
б) Словесные подсказки:
1) веселый;
2) заводной;
3) у него много друзей;
4) мальчик, сделанный из дерева.
в) Рисунки-подсказки (изображены на слайде 1. Презентация).
герои, изображенные на подсказках из той же книжки.
Ответы ребят (Буратино). (Слайд 2. Презентация).
Учитель: Молодцы, ребята. Какие виды информации были использованы в подсказках? С помощью каких органов чувств вы получали информацию?
Ученики: Визуальная (зрение) и звуковая (слух)
Учитель: Какие еще виды информации вы знаете?
Ученики: Вкусовая, тактильная, обонятельная.
б) Работа со схемой.
Задание предлагается выполнить в парах.
Соединить линиями информацию и ее вид.
Вкус яблока | Звуковая | |
Звонок в дверь | Визуальная | |
Тепло костра | ||
Просмотр телепередачи | Вкусовая | |
Запах духов | Обонятельная | |
Боль от ожога | ||
Крик птицы | Тактильная |
Осуществляется проверка (Слайд 3. Презентация).
3. Новый материал.
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. То есть, чтобы информация была полезной необходимо, чтобы она обладала определенными свойствами. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными свойствами информации. Запишите, пожалуйста, запишите тему урока “Свойства информации”. (Слайд 4. Презентация).
Класс разбивается на 5 групп и каждой предлагается задание. Учащиеся в течении 5 минут обсуждают в группах задание, затем идет беседа с классом в ходе которой делаются выводы.
Задание: Является ли данная информация нужной?
Карточка 1: Лиса Алиса сообщила Буратино: “Стране Дураков есть волшебное поле – называемое Поле Чудес. Если на этом поле выкопать ямку и положить в нее деньги, то из ямки вырастет небольшое деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты”. Сможет ли Буратино вырастить Волшебное дерево.
Карточка 2: “Надумал царь Федота-стрельца страшной смертью извести. Позвал в палаты царские и грозно повелел:
-Поди, Федот-стрелец, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. А коль не сделаешь дела, то мой меч – твоя голова с плеч!” – говорится в русской народной сказке “Поди туда- не знаю куда…”. Что вы можете сказать об информации, которую предложил Федоту царь.
Карточка 3: Прогуливаясь в парке, вы встречаете инопланетянина. Он вам что-то говорит на незнакомом вам языке, пытаясь установить с вами контакт. Сможет ли инопланетянин установить с вами контакт?
Карточка 4: Маша сообщила своим одноклассникам, что вчера посмотрела в кинотеатре очень интересный фильм, который демонстрировался только один день. Смогут ли ребята увидеть данный кинофильм в этом кинотеатре?
Карточка 5: Вы узнали от друга, что на соседней улице живет серый кот. Важную ли информацию вы узнали?
В ходе обсуждения содержания карточек учащиеся делают вывод, что информация:
1. – ошибочная;
2. – неполная;
3. – непонятная;
4. – поступила поздно;
5. – в данный момент является ненужной.
Учитель: Информация должна обладать свойствами: достоверность; полнота; понятность; своевременность; важность. (Слайд 5. Презентация).
4. Закрепление полученных знаний.
а) Игра “Назови информацию”.
Учитель задает свойство информации, а учащиеся должны перечислить информацию. (Например, учащимся предлагается назвать важную информацию о завершившихся соревнованиях по шахматам).
б) Работа в тетрадях.
1. Подчеркни одной линией полную информацию:
- в 1 году - 12 месяцев;
- встреча назначена на завтра;
- сутки – это 24 часа;
- отправление поезда в 17 часов.
2. Подчеркните волнистой линией достоверную информацию:
- в кабинете информатики находятся компьютеры;
- собака – друг человека;
- в квадрате все стороны равны;
- урок длится 20 минут.
3. Отметь понятную информацию:
4. Подчеркни одной линией своевременную и одновременно важную информацию:
- контрольная работа по математике состоится завтра;
- неделю назад состоялись соревнования по футболу;
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
6. Закрепление знаний.
Задание: Заполнение таблицы.
Какое из свойств не выполняется в предложенных сведениях. Результаты отметить в таблице (Учащиеся осуждают выполнение задания. На слайде появляются верные результаты. Слайд 6. Презентация)
Информация | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чтение прошлогодних газет | |||||
Сейчас идет дождь | |||||
Общение иностранцев без переводчика | |||||
Номер телефона скорой помощи - 01 | |||||
Вчера была контрольная работа по математике | |||||
Петя живет в доме номер 7 | |||||
Мышка серого цвета |
7. Подведение итогов урока.
Учащиеся работают в 5 группах.
Задание: В табличках приведены слова, которые вы должны назвать. Буквы слов могут быть записаны змейкой в направлении по горизонтали, по вертикали (по диагонали нельзя) как слева направо так и справа налево.
1 группа:
В | О | Р | Е | Н | Н | Т | Ь |
С | Е | В | М | Е | О | С | * |
2 группа:
Т | С | Т | Я | П |
Ь | О | Н | Н | О |
3 группа:
Ь | Т | Н | Р | О | Т | Д |
* | С | О | Е | В | С | О |
4 группа:
П | О | О | Т |
* | Л | Н | А |
5 группа:
А | Ж | С | Т |
В | Н | О | Ь |
Ответы: своевременность, понятность, достоверность, полнота, важность.
Фронтальный опрос:
- Ребята, что обозначают эти понятия?
- Почему информация должна обладать этими свойствами?
Оценивание: Каждый учащийся подсчитывает количество полученных жетонов.
5-4 жетона – отметка “отлично”. (Данную оценку могут получить учащиеся активно работающие в группах и верно выполнившие задание в рабочих тетрадях).
8. Домашнее задание.
Придумать несколько примеров на каждое из свойств информации по теме “Мой класс”.
Литература:
- Развивающая информатика. Методическое пособие/ Е.Н. Челак., Н.К. Конопатова. – М. :Лаборатория Базовых Знаний , 2001.
- Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб: БХВ-Петербург, 2002
- Информатика. Книга для учителей начальных классов/С.В.Симонович – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Игра и оздоровительная работа в начальной школе/О.А. Степанова. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2003.