Урок информатики в 3-м классе по теме "Свойства информации"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель урока: сформировать представление о свойствах информации: важность, полнота, понятность, своевременность, достоверность.

Задачи урока:

учебные:

  • рассмотреть основные свойства информации;
  • расширить информационную картину мира.

развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся;
  • развитие воображения.

воспитательные:

  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • воспитание умения высказывать свое мнение.

Программное обеспечение урока:

  • программа Microsoft PowerPoint.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютерная презентация “Свойства информации”;
  • карточки со схемой.
  • карточки с заданиями для групп.
  • листок с фрагментом рабочей тетради.

План урока:

1. Организационная часть – 2 мин.
2. Повторение пройденного материала.

а) Задание-загадка – 3 мин.
б) Работа со схемой – 5 мин.

3. Изучение нового материала – 10 мин.
4. Закрепление полученных знаний.

а) Игра “Назови информацию” - 4 мин.
б) Работа в тетрадях – 7 мин.

5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Закрепление знаний – 5мин.
7. Подведение итогов урока – 5мин.
8. Домашнее задание – 2 мин.

Оценивание.

Учащимся за верные ответы в индивидуальной работе выдаются жетоны.

Ход урока

1. Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

а) Задание-загадка.

Ребята, я загадала сказочного героя. Ваша задача назвать его. Для это я предлагаю вам различную информацию о данном герое.

(Учащимся предлагаются звуковые, словесные подсказки и рисунки-подсказки).

а) Звучит музыка из кинофильма “Буратино”;
б) Словесные подсказки:

1) веселый;
2) заводной;
3) у него много друзей;
4) мальчик, сделанный из дерева.

в) Рисунки-подсказки (изображены на слайде 1. Презентация).

герои, изображенные на подсказках из той же книжки.

Ответы ребят (Буратино). (Слайд 2. Презентация).

Учитель: Молодцы, ребята. Какие виды информации были использованы в подсказках? С помощью каких органов чувств вы получали информацию?

Ученики: Визуальная (зрение) и звуковая (слух)

Учитель: Какие еще виды информации вы знаете?

Ученики: Вкусовая, тактильная, обонятельная.

б) Работа со схемой.

Задание предлагается выполнить в парах.

Соединить линиями информацию и ее вид.

Вкус яблока   Звуковая
Звонок в дверь Визуальная
Тепло костра
Просмотр телепередачи Вкусовая
Запах духов Обонятельная
Боль от ожога
Крик птицы Тактильная

Осуществляется проверка (Слайд 3. Презентация).

3. Новый материал.

Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. То есть, чтобы информация была полезной необходимо, чтобы она обладала определенными свойствами. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными свойствами информации. Запишите, пожалуйста, запишите тему урока “Свойства информации”. (Слайд 4. Презентация).

Класс разбивается на 5 групп и каждой предлагается задание. Учащиеся в течении 5 минут обсуждают в группах задание, затем идет беседа с классом в ходе которой делаются выводы.

Задание: Является ли данная информация нужной?

Карточка 1: Лиса Алиса сообщила Буратино: “Стране Дураков есть волшебное поле – называемое Поле Чудес. Если на этом поле выкопать ямку и положить в нее деньги, то из ямки вырастет небольшое деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты”. Сможет ли Буратино вырастить Волшебное дерево.

Карточка 2: “Надумал царь Федота-стрельца страшной смертью извести. Позвал в палаты царские и грозно повелел:

-Поди, Федот-стрелец, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. А коль не сделаешь дела, то мой меч – твоя голова с плеч!” – говорится в русской народной сказке “Поди туда- не знаю куда…”. Что вы можете сказать об информации, которую предложил Федоту царь.

Карточка 3: Прогуливаясь в парке, вы встречаете инопланетянина. Он вам что-то говорит на незнакомом вам языке, пытаясь установить с вами контакт. Сможет ли инопланетянин установить с вами контакт?

Карточка 4: Маша сообщила своим одноклассникам, что вчера посмотрела в кинотеатре очень интересный фильм, который демонстрировался только один день. Смогут ли ребята увидеть данный кинофильм в этом кинотеатре?

Карточка 5: Вы узнали от друга, что на соседней улице живет серый кот. Важную ли информацию вы узнали?

В ходе обсуждения содержания карточек учащиеся делают вывод, что информация:

1. – ошибочная;
2. – неполная;
3. – непонятная;
4. – поступила поздно;
5. – в данный момент является ненужной.

Учитель: Информация должна обладать свойствами: достоверность; полнота; понятность; своевременность; важность. (Слайд 5. Презентация).

4. Закрепление полученных знаний.

а) Игра “Назови информацию”.

Учитель задает свойство информации, а учащиеся должны перечислить информацию. (Например, учащимся предлагается назвать важную информацию о завершившихся соревнованиях по шахматам).

б) Работа в тетрадях.

1. Подчеркни одной линией полную информацию:

  • в 1 году - 12 месяцев;
  • встреча назначена на завтра;
  • сутки – это 24 часа;
  • отправление поезда в 17 часов.

2. Подчеркните волнистой линией достоверную информацию:

  • в кабинете информатики находятся компьютеры;
  • собака – друг человека;
  • в квадрате все стороны равны;
  • урок длится 20 минут.

3. Отметь понятную информацию:

4. Подчеркни одной линией своевременную и одновременно важную информацию:

  • контрольная работа по математике состоится завтра;
  • неделю назад состоялись соревнования по футболу;

5. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

6. Закрепление знаний.

Задание: Заполнение таблицы.

Какое из свойств не выполняется в предложенных сведениях. Результаты отметить в таблице (Учащиеся осуждают выполнение задания. На слайде появляются верные результаты. Слайд 6. Презентация)

Информация 1 2 3 4 5
Чтение прошлогодних газет          
Сейчас идет дождь          
Общение иностранцев без переводчика          
Номер телефона скорой помощи - 01          
Вчера была контрольная работа по математике          
Петя живет в доме номер 7          
Мышка серого цвета          

7. Подведение итогов урока.

Учащиеся работают в 5 группах.

Задание: В табличках приведены слова, которые вы должны назвать. Буквы слов могут быть записаны змейкой в направлении по горизонтали, по вертикали (по диагонали нельзя) как слева направо так и справа налево.

1 группа:

В О Р Е Н Н Т Ь
С Е В М Е О С *

2 группа:

Т С Т Я П
Ь О Н Н О

3 группа:

Ь Т Н Р О Т Д
* С О Е В С О

4 группа:

П О О Т
* Л Н А

5 группа:

А Ж С Т
В Н О Ь

Ответы: своевременность, понятность, достоверность, полнота, важность.

Фронтальный опрос:

  • Ребята, что обозначают эти понятия?
  • Почему информация должна обладать этими свойствами?

Оценивание: Каждый учащийся подсчитывает количество полученных жетонов.

5-4 жетона – отметка “отлично”. (Данную оценку могут получить учащиеся активно работающие в группах и верно выполнившие задание в рабочих тетрадях).

8. Домашнее задание.

Придумать несколько примеров на каждое из свойств информации по теме “Мой класс”.

Литература:

  1. Развивающая информатика. Методическое пособие/ Е.Н. Челак., Н.К. Конопатова. – М. :Лаборатория Базовых Знаний , 2001.
  2. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб: БХВ-Петербург, 2002
  3. Информатика. Книга для учителей начальных классов/С.В.Симонович – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  4. Игра и оздоровительная работа в начальной школе/О.А. Степанова. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2003.