Цель: познакомить с историей образования Калининградской области. Дать понятие о ОЭЗ и анклаве. Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг. Показать проблемы области и возможные перспективы развития хозяйства.
Развивать умение работать с экономическими картами.
Оборудование: политико-административная карта, экономическая карта России, карта Калининградской области и Северо-Западного района, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент.
Отсутствующие.
Готовность класса к уроку.
Внимание.
Тема нашего урока: «Калининградская область как особая экономическая зона».
Это завершающий урок в изучении Северо-Западного экономического района. Сегодня мы повторяем и закрепляем свои знания.
Домашнее задание:
Повторить пар. №27,28.
Опережающее задание: используя рис. 38 стр.132 и каты атласа оценить ЭГП Центральной России.
Начинаем наш сегодняшний урок с небольшой разминки. Открыли атласы и начали работу:
--- море, омывающее Северо-Западный район /Балтийское/
--- залив, омывающий Северо-Западный район /Финский/
--- областной центр Ленинградской области /Санкт-Петербург/
--- статус Санкт-Петербурга /город федерального подчинения/
--- области, входящие в состав Северо-Западного района.
2. Проверка домашнего задания.
Класс делится на 3 группы для выполнения индивидуальных заданий для каждой группы.
Задание для первой группы.
1 вариант.
Тест.
1.Северо-Западный район состоит из…
А) 3 областей,
Б) 4 областей,
В) 3 областей и города федерального значения.
2.Северо-Западный район имеет…положение
А) приморское,
Б) сухопутное.
3.Самый древний город Северо-Запада…
А) Санкт-Петербург,
Б) Псков,
В) Новгород.
4.Отраслью специализации промышленности района является…
А) электроэнергетика,
Б) машиностроение,
В) химическая промышленность,
Г) металлургия.
5.Экономика Северо-Запада базируется на…
А) собственном сырье,
Б) привозном сырье.
6.Пригороды Санкт-Петербурга являются…
А) промышленными центрами,
Б) технополисами,
В) рекреационными районами.
7.Половина населения Северо-Запада проживает в…
А) Ленинградской области,
Б) Псковской области,
В) Новгородской области,
Г) в Санкт-Петербурге.
8.Проблемами Северо-Запада являются…
А) защита Санкт-Петербурга от наводнений,
Б) создание нового порта,
В) восстановление памятников архитектуры.
9.Укажите наиболее важное преимущество ЭГП Северо-Западного района…
А) богатство минеральными ресурсами,
Б) благоприятные природные условия,
В) расположение на важных торговых путях.
10.Найдите ошибку в перечне отраслей специализации промышленности Северо-Запада:
А) чёрная металлургия,
Б) машиностроение,
В) химическая промышленность.
Ответы: 1-в, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-в, 7-г, 8-а,б,в, 9-в, 10-а.
2 вариант.
Условными значками /+/ заполнить таблицу.
Субъект |
Электро-энергети-ка |
Топлив-ная |
Чёрн. |
Цветн. |
Маши-ностр. |
Хим |
Пище-вая |
Ленинградская |
|
|
|
|
|
|
|
Новгородская |
|
|
|
|
|
|
|
Псковская |
|
|
|
|
|
|
|
Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: какие отрасли, определяют «лицо» Северо-Западного района?
Задание для второй группы /карта/
На экономической карте Северо-Западного района подписать:
1 административные территории и их центры,
2 пограничные государства.
Задание для третьей группы /работа с учителем/.
1.В чём суть выражения: «Санкт-Петербург «сам создал себе» удобное географическое положение?
/Санкт-Петербург возник « на пустом месте», на неосвоенной территории. Создание морского порта, системы каналов, связывающих Петербург с Волгой, столичное положение улучшили географическое положение города/.
2. Почему промышленность города привязывалась к морскому побережью
/Промышленные предприятия дореволюционного Санкт-Петербурга ориентировались на импортное сырьё: английский уголь, американский хлопок./
3.Назовите ведущую отрасль промышленности Санкт-Петербурга?
/Машиностроение, особенно судостроение, энергетическое машиностроение. Особенно высока доля военной продукции – боевые корабли, танки, самоходные орудия/.
4. В чём отличие пригородных районов Санкт-Петербурга и Москвы?
/Пригороды Санкт-Петербурга это бывшие царские резиденции, ныне дворцово – парковые города; пригороды Москвы-это технополисы и промышленные города с развитым ВПК/.
5.Назовите достопримечательности Санкт-Петербурга?
/Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, Дворцовая площадь, памятник Петру 1, Казанский собор…/.
6. Каковы проблемы Санкт-Петербурга?
/Защита города от наводнений, сохранение памятников культуры, конверсия военного производства, экологическая/.
Подводим итог устному опросу
Через компьютер проверяем задания первой и второй групп.
Оценим сами себя по критериям:
Всё правильно или одна ошибка-------------------- 5
Две ошибки----------------------------------------4
Три-четыре ошибки---------------------------------3
Пять и более ошибок-------------------------------2
Поднимите руку у кого 5,4,3,2. Выставьте оценки в дневник.
Поставьте оценки в дневник.
3. Изучение новой темы
Итак, ребята продолжим работу. /На экран выводится карта Калининградской области/.
Кроме Северо-Западного экономического района, Россия выходит к Балтийскому морю в его юго-западной части, на территории Калининградской области. Калининградская область как особая экономическая зона – тема нашего урока. Верно ли это утверждение и можно ли это доказать?
Ответ на данный вопрос является главной задачей сегодняшнего урока, и мы вместе постараемся её решить.
Для работы нам необходимо иметь:
- Учебник
- Атлас
- Подготовленное вами опережающее задание в виде мультимедийных слайдов.
А теперь, внимание!
Через какие вопросы мы будем строить своё доказательство?
/ответ ребят/
--- через характеристику ЭГП
---через оценку природных условий и ресурсов для развития хозяйственной деятельности населения
--- каковы перспективы развития области.
Таким образом, мы вместе определили план изучения новой темы.
Работаем следующим образом:
Выполняя опережающее задание к уроку, вы уже объединились в группы, в которых продолжаем дальнейшую работу.
/Образовалось 3 группы/
Каждая группа в соответствии с нашим планом получает задание.
Используя карты атласа, дополнительное мультимедийное приложение
Задание 1 группы
определить ЭГП Калининградской области, выделить особенности ЭГП.
Задание 2 группы
оценить природные условия и ресурсы для развития хозяйственной деятельности. Выделить основные отрасли хозяйства.
Задание 3 группы
Доказать, что Калининградская область является рекреационным районом.
В это время вниманию уважаемых гостей предлагаем небольшое путешествие по одному из красивейших городов России – Калининграду.
Презентация о г.Калининграде
Группы готовы к работе.
Слушаем отчёт 1-3 группы.
Мы прослушали отчёт всех трёх групп.
Подводим общий итог работы
Калининградская область-часть бывшей Восточной Пруссии была образована в 1946 году по решению Ялтинской и Потсдамской конференций. Сначала область называлась Кёнигсбёргской, а затем её административный центр был переименован в Калининград, а область в Калининградскую.
Калининград, бывший Кёнигсбёрг знаменит тем, что в нём родился, жил и умер известный философ Эммануил Кант.
Калининградская область - самый западный и одна из самых маленьких регионов Российской Федерации. Она отделена территориями соседних государств и поэтому является анклавом, а если быть более точными, то – полуанклавом, так как имеет выход в Балтийское море.
Обратившись к карте, мы сделали следующий вывод.
Калининградская область на западе и юго-западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским и Калининградским, которые отделены от моря песчаными косами Куршской и Балтийской. На севере и востоке граничит с Литовской республикой, а на юге с республикой Польша. Расстояние до Польской границы – 35 км., а до Москвы – 1289 км. Является полуанклавом. Калининград – самый западный порт РФ, через который проходят транспортные магистрали к странам Западной и Восточной Европы. С Россией связана водным путём /через Балтийское море/ и транзитными коридорами через Литву.
Таким образом Калининградская область имеет особенное ЭГП, которое определяется близостью к странам Европы, наличием незамерзающих городов – портов, таких, как Калининград, Приморск, Балтийск, Светлогорск. Выходом в Балтийское море, благоприятными природными ресурсами для развития туризма.
Географическое положение области, незамерзающее побережье, близость к Атлантическому океану и странам Европы создают чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития многих отраслей экономики, внешнеторговых связей и курортного хозяйства.
Оценки работы групп.
4 . Итог урока
Теперь вернёмся к нашему основному вопросу урока: смогли-ли мы доказать то, что Калининградская область действительно является особой экономической зоной?
/Да. На основе выработанного нами плана урока мы доказали данное утверждение. Это даёт нам возможность сказать, что Калининградская область живёт и развивается особым экономическим порядком в непосредственной близости от стран Европы/.