Образ Родины в лирике М.Волошина (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель урока:

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.А.Волошина, опираясь на свидетельства современников и письма поэта; показать особое отношение Волошина к России и революции (сборник «Неопалимая Купина» и др.).
  2. Формировать умение анализировать, выделять главное при работе с поэтическим художественным текстом, при ответе на поставленный проблемный вопрос.
  3. Способствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, истории своего народа.

Оборудование: портрет М.А.Волошина; репродукции картин И.Босха и П.Брейгеля, А.Дейнеки «Оборона Петрограда» и др.; изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе (или репродукция картины В.Серова «Пётр I»).

Эпиграфы урока:

…Я за неё за всю молюсь
И верю замыслам предвечным:
Её куют ударом мечным,
Она мостится на костях,
Она святится в ярых битвах,
На жгучих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.
    М.Волошин.

Без поэзии М.Волошина будет неполным
представление о русской поэзии начала XX  века…
С.Наровчатов.

Ход урока.

1. Организационный момент. Объявление темы, задач урока.

2. Вступительное слово учителя.

«Каждый народ индивидуален, тайна же всякой индивидуальности познаётся лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины», - так утверждал выдающийся мыслитель «серебряного века» Н.А.Бердяев. А в XIX веке прекрасный поэт Ф.И.Тютчев, один из самых образованных людей своего времени, написал такие строки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
На протяжении столетий вера и любовь к Родине были неиссякаемым источником творческого вдохновения наших поэтов, художников, композиторов.
Очень разной предстаёт в стихотворениях русских поэтов Россия. Горячо любимая, прекрасная – у А.С.Пушкина. Столь же любимая, «пламенно и нежно», хотя и «странною любовью», - у М.Ю.Лермонтова. Загадочная, непонятная уму, «Россия – сфинкс» - у Ф.И.Тютчева. Страна боли, страданий и горечи – у Н.А.Некрасова…
Россия И.А.Бунина, Россия А.А.Блока, Россия С.А.Есенина –  всё это особые, непохожие друг на друга миры. Своеобразный образ России создал в своём творчестве и Максимилиан Александрович Волошин.

Проблемный вопрос:  - Какая же она была, Россия Волошина?

3. Работа по теме урока.

(Выразительное чтение учащимся отрывка из поэмы М.Волошина «Россия»).
С Руси тянуло выстуженным ветром.
Над Карадагом сбились груды туч.
На берег опрокидывались волны
Нечастые и тяжкие. Во сне
Как тяжелобольной вздыхало море,
Ворочаясь со стоном. Этой ночью
Со дна вздувалось, нагрубало
Мучительно – бесформенное чувство –
Безмерное и смутное:
Россия…

Учитель: М.А.Волошин – человек многообразных дарований, поэт, художник, критик, исследователь. Различные аспекты творческой деятельности Волошина взаимосвязаны: в его стихах – зоркость и наблюдательность живописца, в его пейзажах – раздумья поэта о судьбах родной страны.
(Выразительное чтение учащимся отрывка из   стихотворения М.Волошина «Северовосток»).
- В каком художественном образе заключено трагическое переживание жизни лирического героя стихотворения? Почему именно ветер?
(ответы учащихся)
Вы видите, как ярко и необычно всего несколькими строчками поэт набрасывает панораму своей Родины. И вот уже встают перед нами ужасающие образы страшного, засыпанного «горьким снегом» кладбища (поэма «Россия»), костры из живой плоти («Китеж») и ледяного ветра – урагана («Северовосток»).

  • Кто же становится героем стихотворений Волошина?

(Индивидуальное сообщение учащегося о Петербурге, Москве, Петре I , красногвардейцах и т.д.)

Не первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы – вне нашей душной плоти,
Вне воли медного Петра –
Нам нет дорог: нас водит на болоте
Огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовёт призывный и нездешний
Подводный благовест церквей. («Китеж».)

Галерея исторических персонажей в лирике М.А.Волошина – это своего рода собрание нравственных уродов, душевных калек, деспотов, безумцев. Всё это напоминает некое царство безумия и абсурда. В русском изобразительном искусстве трудно найти нечто подобное, но напрашивается странное сопоставление: это напоминает полотна И.Босха и П.Брейгеля. И неудивительно, ведь Волошин – знаток европейской живописи.

Россия, по мнению М.Волошина,  - это страна странных, мистических повторений. Её история – это не развитие, не изменение, не путь, а нескончаемое повторение одного и того же, «кружение» на одном месте.

Что менялось? Знаки и возглавья.
Тот же ураган на всех путях:
В комиссарах – дурь самодержавья,
Взрывы революции в царях. («Северовосток».)

  • Так, может быть, история России действительно представляет «кружение» на одном месте? Согласны ли вы с Волошиным? Докажите. (ответы учащихся)

Всё идёт по кругу, всё повторяется. Тем не менее это движение вперёд. Развитие происходит по спирали, но на более высокой ступени.  Так, Петра I поэт считает «первым большевиком», потому что подобно большевикам, он хотел «Россию перебросить…» сразу через сотни лет развития, не считаясь с реальностью:

Он, как и мы, не знал иных путей,
Опричь указа, казни и застенка,
К осуществленью правды на земле…

В одном из писем 1919 г. М.Волошин признавался: «Пишу стихи исключительно на современные темы – о России и революции». И далее: «…развёртывающаяся историческая трагедия меня глубоко захватывает». Всё это очень напоминает Волошину хаос. Как выжить в подобных условиях? Здесь на помощь приходит Вера. Именно она помогает выжить в сложившейся ситуации. Россия, охваченная пламенем революции, представляется поэту подобной Неопалимой Купине.

Индивидуальные сообщения учащихся:

  • использование библейских образов в поэзии М.Волошина;
  • история создания сборника «Неопалимая Купина»;
  • выразительное чтение стихотворения «Неопалимая Купина».
  • Какие проблемы и темы поднимает в стихотворении М.А.Волошин?

«Революция ударила по его творчеству, как огниво по кремню, и из него посыпались яркие великолепные искры», - писал В.Вересаев. Волошин принял её без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату за грехи прогнившей монархии. «Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени», - писал он летом 1919 года. Но одновременно с этим заявлял, что Россия представила «единственный выход из того тупика, который окончательно определился и замкнулся во время Европейской войны» («Россия распятая», 1920 г.)
В лирике Волошина постоянно ощущается, что какой-то Рок тяготеет над Россией, как будто какой-то бес кружит по болоту, поэтому демоны, бесы, бесовская игра – любимые образы поэта, когда он пишет о России.

  • Как вы думаете, почему? В каких стихотворениях Волошина вы встречались с этими образами?

(Видимо, это опять же восходит к библейским историям о том, как бес, вселяясь в человека, руководит им, а сам человек этого не замечает. Это и традиционный для народного сознания образ – «в поле бес нас водит, видно»).

  • Какие же бесовские силы ведут Россию по её пути? Подтвердите примерами из текстов стихотворений М.Волошина.

(насилие, произвол, рабство, склонность ко всем крайностям)

М.Цветаева вспоминала, как М.Волошин в 1917 году раскрыл «картинку за картинкой всю русскую Революцию на 5 лет вперёд: террор, гражданская война, расстрелы, заставы, Вандея, озверение, потеря лика, раскрепощение духа стихий, кровь, кровь, кровь…» (М.Цветаева «Октябрь в вагоне»).

  • В чём же (или в ком) видит Волошин причину всех бед? Послушайте ещё один отрывок из поэмы «Россия».

(Выразительное чтение учащегося)

…Мы углубили рознь противоречий
За двести лет, что прожили с Петра:
При добродушьи русского народа,
При сказочном терпеньи мужика, -
Никто не делал более кровавой
И страшной революции, чем мы.
При всём упорстве Сергиевой веры
И Серафимовых молитв, - никто
С такой хулой не потрошил святыни.
Так страшноне кощунствовал, как мы.
При русских грамотах на благородство,
Как Пушкин, Тютчев, Герцен, Соловьёв, -
Мы шли путём не их, а Смердякова –
Через Азефа, через Брестский мир.

(Поэт видит причину наших бед в нас самих. И пока мы таковы, ничто не может измениться.)

Всё то страшное, абсурдное, что происходило на его глазах в России, не заставило поэта отвернуться от своей родины. Он верит в свою страну, любит её, хочет остаться с ней до конца. В 1918 году, в разгар революционных безумий,  Волошин пишет стихотворение «Из бездны».
(Выразительное чтение учащегося)

  • Мог ли человек, видевший свою родину ужасной, абсурдной, кровавой всё-таки любить её, верить в неё?

Индивидуальное сообщение учащегося:

Свою любовь к родине поэт доказал жизнью. Когда весной 1919 г. к Одессе подходили григорьевцы и А.Н.Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна, дети её остаются с нею». Не поддался он соблазну и в ноябре 1920 г., во время «великого исхода» из Крыма, перед вступлением туда войск Фрунзе. И в январе 1921 г., пройдя через все ужасы красного террора, при наступающем голоде, продолжал стоять на своём.)

Тот же мотив странной, мистической любви и веры звучит в стихотворении 1922 года «На дне преисподней».
(Выразительное чтение стихотворения.)

  • Чем схожи стихотворения «Из бездны» и «На дне преисподней»?

(тема, содержание, название)

В своём отрицательном взгляде на Россию М.Волошин – европеец, но положительный идеал поэта – не европейский. М.Цветаева так писала об этом в своём очерке «Живое о живом»: «Явным источником его творчества в первые годы нашей встречи, бывшими последними до войны, была бесспорно и явно Франция. Ссылка его была всегда на Францию. Оборот головы всегда на Францию. Он так и жил, головой, обёрнутой на Париж…Но есть источники и скрытые, скрытые родники, под землёй идущие долго, всё питающие по дороге и прорывающиеся – в свой час. Этих скрытых родников у Макса было два: Германия, никогда не ставшая явным, и Россия, явным ставшая – и именно в свой час. Француз культурой, русский душой и словом, германец – духом и кровью. Этот французский, нерусский поэт начала – стал и останется русским поэтом. Этим мы обязаны русской революции…»

      Поэт верил, что выпавшие на долю страны испытания, посланы свыше и пойдут ей на благо:

Из крови, пролитой в боях,
Из праха, обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. («Заклинание», 1920 г.)

  • Во что Верит Волошин? (в праведную Русь, в особую миссию России, в её особое предназначение.)
  • В каких ещё стихотворениях поэта встречается образ праведной Руси? (стихотворение «Китеж»)
  • Что значит Китеж для Волошина? (символ русской чистоты, совестливости)

Русские люди тёмные, невежественные, но в основе их поступков – глубокие религиозные чувства, стремления и Вера. Пусть народ тёмен, незрел, но поэт остаётся с ним (обращение к эпиграфу урока).
В письме к А.М.Петровой от 9 декабря 1917 г. Волошин интересно рассуждает об имени «славяне»: «Знаменательно имя «славяне». Для Запада оно звучит как имя рабов. Раб и славянин по-латыни – синонимы…Но внутренний смысл славянства, то, что оно тайно несёт в себе, - это Слава, Слово: Право Славии». В этом М.Волошин видел особое призвание России.
(Выразительное чтение стихотворения «Родина»)

4. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

Какая же она, Россия Волошина? Как вы понимаете выражение «любить свою родину»?

Любить для Волошина значило понимать. Значит, и нам нужно учиться любить свою страну, понимая её. В этом нам пример – жизнь и творчество русского поэта М.А.Волошина.

5. Домашнее задание:

Письменное сообщение «Моё отношение к России М.Волошина».