Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Путешествие в зимнее царство"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Для учителя:
  1. Обучение анализу поэтических текстов.
  2. Развитие умения постигать поэтический мир русских поэтов через формулирование вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально
  3. Воспитание эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Для учащихся:
  1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск её решения в процессе работы.
  2. Развитие умения учащихся работать с поэтическим текстом, развитие умения общаться друг с другом.
  3. Применение новых знаний и умений.
  4. Воспитание интереса к поэтическим произведениям.
Технологические этапы Действия учителя Действия учеников
1. Индукция, создание эмоционального настроя. На доске – эпиграф:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А.С. Пушкин

Предлагает детям записать ассоциативный ряд к слову «зимушка».
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Танец Феи Драже».)

- Поделитесь находками с товарищем по парте.

Записывают 5 слов, связанные со словом «зимушка». (1-ый столбик – слева, работают простым карандашом.)

Обмениваются работами, дописывают понравившиеся слова. (Работа в парах.)

2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы.

 

- Как зима связана с нашим предметом?

Отвечают на вопросы.

- О зиме пишут писатели и поэты.
- Каких писателей и поэтов, которые писали о прекрасном, волшебном времени года вы знаете? - Зимнюю природу воспевали многие поэты и писатели: А.Фет, С.Есенин, А.Пушкин, М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.
- Почему зиму называют волшебным царством? - Зиму называют волшебным царством, потому что в природе происходят таинственные изменения. Всё становится загадочным и красивым.
- Какие картины о зиме вам известны? (На задней стороне доски репродукции известных картин, поворачивает к детям. После ответов доску – назад.)

Находят известные картины, вспоминают названия и авторов.

- И.Шишкин «Зимний лес».
- И.Грабарь «Февральская лазурь».
- Л.Бруни «Первый снег».

- Какие цвета использовали художники для передачи зимнего великолепия?
(На партах разложены полоски цветного картона.)

Подбирают цвета, называют их.

- Голубой, синий, белый, серебристый, золотистый.

- Как можно почувствовать волшебство зимнего царства? Как попасть в волшебную страну? - Можно почитать произведения о зиме, понаблюдать за изменениями в природе, передать в рисунке.
3. Социоконструкция - работа в парах.

Организует работу в парах по заданию.

- Прочитайте стихотворение И.Бунина «На окне серебряном от инея…» и запишите во второй столбик словосочетания (слово – предмет и слово - признак), относящиеся к раскрытию образа зимы. (1-й ряд.)

2-й ряд работает над стихотворением Е.Трутневой «Волшебная страна».

Работа в парах по заданию учителя.
(Записывают во 2-ой столбик. Работают ручкой.)

1-ый ряд:
небо ярко – синее
окно серебряное
солнце бодрое
яркие чистые краски
серебристые хризантемы

2-ой ряд:
белая гора
волшебные цветы
ледяные кусты
птицы белые
зайчик золотой
волшебный лес

- Находим совпадения в 1-ом и 2-ом столбике, подчёркиваем их ручкой.

- Зачитаем их вслух.

Зачитывают словосочетания и совпадения. (Получают снежинки за полные, правильные ответы.)
4. Физминутка.
5. Социализация - работа в группе.

Организует работу в группах.

- Продолжаем путешествие в зимнее царство.
- Вы как в настоящей мастерской потренировались в работе над поэтическим текстом, а теперь поработаем в группе. Вы стали мастерами и задача усложняется. Каждая группа работает с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Чтение учителем.

1-я группа - 1 строфа.
2-я группа - 2 строфа.
3-я группа - 3 строфа.
4-я группа - 4 строфа.
5-я группа - 5 строфа.

 
Задание:
  • Выписать ключевые слова;
  • нарисовать рисунок;
  • выразительно прочитать заданный отрывок.
(Звучит музыка: П.Чайковский «Щелкунчик» «Вальс снежинок».)

Выполняют задание на альбомных листах. Пишут маркером ключевые слова, рисуют рисунки.

1-я группа:
день чудесный
друг прелестный
северная Аврора
красавица проснись
звездою явись

2-я группа:
мутное небо
бледное пятно
мрачные тучи
печальная сидела
вьюга злилась

3-я группа:
голубые небеса
великолепные ковры
прозрачный лес
речка блестит

4-я группа:
янтарный блеск
весёлый треск
затопленная печь
приятно думать
санки запречь

5-я группа:
утренний снег
друг милый
нетерпеливый конь
поля пустые
леса густые
берег милый

Представляют результаты работы группы у доски.
(Снежинки – подарки зимы.)

6. Афиширование - предъявление коллективных работ. Организует выступление и обсуждение полученных результатов.  
7. Разрыв – осознание участниками неполноты своего прежнего знания новому. - Ребята, в работе вы показали зимушку такой, какой её видел А.С.Пушкин, а что мы забыли сделать?
- Почему наша работа не завершена?
- Мы показали точку зрения автора, а свою читательскую точку зрения не отразили.

 

- Что вы чувствовали при чтении?

Отвечают на вопросы.

1-я группа:
- Настроение радостное, бодрое, чудесное.

2-я группа:
- Печальное, с тоской вспоминает вчерашний день.

3-я группа:
- Радостное, любуется природой, её красотой.

4-я группа:
- Весёлое настроение, вызванное теплом, уютом дома.

5-я группа:
- Настроение приятной светлой мечты.


- Менялось ли ваше настроение?
Вывод:
- Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала бодрое, радостное, потом воспоминание печальное тоскливое, а сейчас ощущение тепла и уюта, всё это сменяется мечтой.
8. Рефлексия.

- Возвращаясь из нашего путешествия, давайте напишем сочинение–миниатюру на тему «Моя зимушка» (3-4 предложения).

- Понравился ли вам урок?
- Что запомнилось больше всего?
- Что было трудным для вас?

На память о нашем путешествии зимушка дарит вам всем снежинки.

Д/з: с. 40, стихотворение А. С.Пушкина «Зимнее утро» - наизусть.

Пишут сочинение–миниатюру.

Дети оценивают свои работы по шкале и сдают учителю.

Приложение