Цели и задачи урока:
Для учителя:- Обучение анализу поэтических текстов.
- Развитие умения постигать поэтический мир русских поэтов через формулирование вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально
- Воспитание эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.
- «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск её решения в процессе работы.
- Развитие умения учащихся работать с поэтическим текстом, развитие умения общаться друг с другом.
- Применение новых знаний и умений.
- Воспитание интереса к поэтическим произведениям.
Технологические этапы | Действия учителя | Действия учеников |
---|---|---|
1. Индукция, создание эмоционального настроя. | На доске – эпиграф:
Под голубыми небесами Предлагает детям записать ассоциативный ряд к слову «зимушка». - Поделитесь находками с товарищем по парте. |
Записывают 5 слов, связанные со словом «зимушка». (1-ый столбик – слева, работают простым карандашом.) Обмениваются работами, дописывают понравившиеся слова. (Работа в парах.) |
2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы. | - Как зима связана с нашим предметом? |
Отвечают на вопросы. - О зиме пишут писатели и поэты. |
- Каких писателей и поэтов, которые писали о прекрасном, волшебном времени года вы знаете? | - Зимнюю природу воспевали многие поэты и писатели: А.Фет, С.Есенин, А.Пушкин, М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский. | |
- Почему зиму называют волшебным царством? | - Зиму называют волшебным царством, потому что в природе происходят таинственные изменения. Всё становится загадочным и красивым. | |
- Какие картины о зиме вам известны? (На задней стороне доски репродукции известных картин, поворачивает к детям. После ответов доску – назад.) | Находят известные картины, вспоминают названия и авторов. - И.Шишкин «Зимний лес». |
|
- Какие цвета использовали художники для передачи зимнего великолепия? (На партах разложены полоски цветного картона.) |
Подбирают цвета, называют их. - Голубой, синий, белый, серебристый, золотистый. |
|
- Как можно почувствовать волшебство зимнего царства? Как попасть в волшебную страну? | - Можно почитать произведения о зиме, понаблюдать за изменениями в природе, передать в рисунке. | |
3. Социоконструкция - работа в парах. | Организует работу в парах по заданию. - Прочитайте стихотворение И.Бунина «На окне серебряном от инея…» и запишите во второй столбик словосочетания (слово – предмет и слово - признак), относящиеся к раскрытию образа зимы. (1-й ряд.) 2-й ряд работает над стихотворением Е.Трутневой «Волшебная страна». |
Работа в парах по заданию учителя. 1-ый ряд: 2-ой ряд: |
- Находим совпадения в 1-ом и 2-ом столбике, подчёркиваем их ручкой. - Зачитаем их вслух. |
Зачитывают словосочетания и совпадения. (Получают снежинки за полные, правильные ответы.) | |
4. Физминутка. | ||
5. Социализация - работа в группе. | Организует работу в группах. - Продолжаем путешествие в зимнее царство. Чтение учителем. 1-я группа - 1 строфа. |
|
Задание:
|
Выполняют задание на альбомных листах. Пишут маркером ключевые слова, рисуют рисунки. 1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-я группа: 5-я группа: Представляют результаты работы группы у доски. |
|
6. Афиширование - предъявление коллективных работ. | Организует выступление и обсуждение полученных результатов. | |
7. Разрыв – осознание участниками неполноты своего прежнего знания новому. | - Ребята, в работе вы показали зимушку такой, какой её видел А.С.Пушкин, а что мы забыли сделать? - Почему наша работа не завершена? |
- Мы показали точку зрения автора, а свою читательскую точку зрения не отразили. |
- Что вы чувствовали при чтении? |
Отвечают на вопросы. 1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-я группа: 5-я группа: |
|
- Менялось ли ваше настроение? |
Вывод: - Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала бодрое, радостное, потом воспоминание печальное тоскливое, а сейчас ощущение тепла и уюта, всё это сменяется мечтой. |
|
8. Рефлексия. | - Возвращаясь из нашего путешествия, давайте напишем сочинение–миниатюру на тему «Моя зимушка» (3-4 предложения). - Понравился ли вам урок? На память о нашем путешествии зимушка дарит вам всем снежинки. Д/з: с. 40, стихотворение А. С.Пушкина «Зимнее утро» - наизусть. |
Пишут сочинение–миниатюру. Дети оценивают свои работы по шкале и сдают учителю. |