Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования математических способностей. Именно в это время закладывается предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие логического мышления.
Предлагаемый материал представляет собой авторско-составительскую программу «МОЗАИКА», целью которой является развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование представляет собой определенную систему математических задач с возрастающей сложностью, с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательности, последовательности в усложнении.
Основными задачами в программе являются:
* развитие интереса к решению познавательных и творческих задач, самостоятельности и инициативности;
* развитие способности к установлению закономерностей, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения;
* развитие образного и логического мышления, операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование;
* развитие стремления к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
* развитие произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- Благоприятный психологический климат в группе.
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
- Позиция сотрудничества воспитателя с ребенком, как равным партнером.
- Новое занятие вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
- При введении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Программа представлена системой 34 интегрированных занятий с не стандартными средствами математического развития для детей старшего дошкольного возраста.
Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования.
Занятие длительностью 30-35 минут проводится один раз в неделю, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольного возраста. Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.
Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 8-10 человек.
Физкультминутки и релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.
Тема |
Задачи |
Сроки |
Занятие №1. |
- Учить делить квадрат на 2 – 4 части, сравнение частей. |
Сентябрь
|
Занятие №2.
|
- Учить использовать знаки =, <, >, сравнивая группы предметов, чисел на наглядной основе. Сериация по количеству. |
Сентябрь
|
Занятие №3. |
- Учить составу числа 2 и 3 из двух меньших. |
Сентябрь
|
Занятие №4. |
- Учить считать в обратном порядке, определять место числа в числовом ряде. |
Сентябрь
|
Занятие №5. |
- Учить измерять при помощи условной мерки объем, сериация. |
Октябрь
|
Занятие №6. |
- Учить делить круг на 2, 4, 8 частей, сравнение частей. |
Октябрь
|
Занятие № 7. |
- Учить составу числа 4 из двух меньших. |
Октябрь |
Занятие №8. |
- Учить выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация. (Б.Д.) |
Октябрь
|
Занятие №9. |
- Учить выполнять операции с множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование.(Б.Д.) |
Ноябрь
|
Занятие № 10. |
- Учить решать задачи в уме на увеличение и уменьшение, формируя навык счета. |
Ноябрь
|
Занятие № 11. |
- Учить составу числа 5 из двух меньших. |
Ноябрь |
- Учить выполнять операции над множествами, классификация по трем – четырем признакам. |
Ноябрь
|
|
Занятие №13. |
- Учить решать арифметические задачи на сложение. |
Декабрь
|
Занятие №14. |
- Учить воссоздавать силуэты из геометрических фигур (Колумбово яйцо, волшебный круг, листик). |
Декабрь
|
Занятие №15. |
- Учить решать задачи на вычитание, выделяя составные части. |
Декабрь
|
Занятие №16. |
- Учить составу числа 6 из двух меньших.(П.К.) |
Декабрь |
Занятие №17. |
- Учить решать алгоритмические задачи. |
Январь |
Занятие №18. |
- Учить решать алгоритмические упражнения. |
Январь
|
Занятие №19. |
- Учить составлять задачу по решению. |
Февраль |
Занятие №20. |
- Учить составу числа 7 из двух меньших. |
Февраль
|
Занятие №21.. |
- Учить составлять и решать задачи разных видов. |
Февраль
|
Занятие №22. |
- Учить составлять и решать задачи разных видов. |
Февраль
|
Занятие №23. |
- Учить преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием шаблона, трафарета. |
Март
|
Занятие №24. |
- Учить составлять задачи по решению. |
Март
|
Занятие №25. |
- Учить самостоятельно, создавать различные знаки и символы, изображая мебель в своей комнате. |
Март
|
Занятие №26. |
- Учить составу числа 8 из двух меньших. |
Март
|
Занятие №27. |
- Учить составлять и читать двузначные числа. |
Апрель |
Занятие №28. |
- Учить решать и составлять алгоритмические упражнения. |
Апрель |
Занятие №29. |
- Учить составу числа 9 из двух меньших. |
Апрель
|
Занятие №30. |
- Учить определять время на часах, циферблат, стрелки. |
Апрель
|
Занятие №31. |
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи, разных видов. |
Май
|
Занятие №32. |
- Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. |
Май |
Занятие №33. |
- Выявить умения выполнять операции над множествами, решать и составлять алгоритмы. |
Май |
Занятие №34. |
- Выявить умения составлять число из двух меньших, используя все возможные варианты, осуществлять действия сложения и вычитания. |
Май |
Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий и рабочих листов:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева,З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
- План – программа педагогического процесса в детском саду. Н.В.Гончарова. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
- Методические советы к программе «Детство». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2007.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. А.А.смоленцова, О.В.Пустовойт.-СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2006.
- Математика – это интересно. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
- Дидактические – игры занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. – ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2006.
- Азбука физкультминуток для дошкольников. И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.