Форма проведения: урок-исследование
Цели:
- Обучающие: повторить и уточнить знания учащихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения.
- Практические: развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, выделять самое важное с помощью логического ударения, составлять тексты разных типов и стилей речи.
- Воспитательная: развивать языковой вкус через средства выразительности речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление целей урока.
Сегодня на уроке-исследовании по теме «Порядок слов в предложении. Логическое ударение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем познакомиться с порядком слов в предложении, научимся выделять в предложениях самое важное с помощью логического ударения; поймём, отличается ли устная и письменная речь в использовании логических средств выделения; понаблюдаем за мастерством писателей слова, поучимся составлять тексты, соблюдая определённый порядок слов.
II. Наблюдение над порядком слов в предложениях. Эксперимент №1.
«От перестановки слагаемых сумма не изменяется», - такое положение есть в математике. А возможно ли такое в русском языке? Ответить на этот вопрос поможет нам лингвистический эксперимент.
1. Даны три предложения. Сравните смысл этих предложений. Одинаков ли он? На что обращено наше внимание в первом предложении, во втором, в третьем?
«Савельич поглядел на меня» (А.С. Пушкин).
На меня поглядел Савельич.
Савельич на меня поглядел.
«Савельич поглядел на меня» (А.С. Пушкин.) ------- (Савельич поглядел на меня, а не на кого-то ещё)
На меня поглядел Савельич. _____ (На меня поглядел Савельич, а не кто-то другой)
Савельич на меня поглядел. =====(Савельич на меня поглядел, а не прикрикнул, не рассердился, к примеру).
Вывод. Смысл этих предложений не одинаков. Он зависит от порядка слов в предложении.
Где находится главное по смыслу слово в предложении? (в конце)
Это явление характерно для устной или письменной речи?
Следовательно, для себя сделаем еще один вывод.Если мы хотим выделить по смыслу какое-то слово, обратить на него внимание, мы должны в письменной речи поставить его в конец предложения.
2. Продолжим эксперимент.
Можно ли в пушкинской строчке, не меняя порядка слов, выделить по смыслу те же члены предложения ( - - - - - , _____ , ===== )? Каким образом? (С помощью логического ударения).
Савельич поглядел на меня.Видите, как важно уметь правильно расставлять логическое ударение. Ведь от этого может зависеть понимание смысла предложения.
Савельич поглядел на меня.
Савельич поглядел на меня.
3. Работа с текстом [1].
Удивительна ёмкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: «Вся Россия наш сад». Актёры на разных сценах в нашей стране и во всём мире по-разному произносят эти четыре слова.Определите тему, основную мысль текста.
Сделать ударение на слове «сад» - отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.
На слове «наш» - подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности тому, что дано совершить твоему поколению.
На слове «Россия» - значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.
Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове «вся»: «Вся Россия наш сад». Ибо нет уголка в России, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении «вечной весны».
А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево.
(В.Лакшин)
Соотносится ли она с нашими выводами? (От перемены ударения меняется смысл предложения).
Вас ничего не смутило в расстановке знаков препинания в предложении «Вся Россия наш сад», или, правильнее сказать, в их отсутствии? (По правилу мы должны были бы поставить тире между подлежащим и сказуемым).
Может быть, тире дало бы нам однозначное прочтение фразы? О смысле этой фразы мы подробно будем говорить при изучении комедии «Вишнёвый сад». А пока работаем дальше.
4. Благодаря логическому ударению можно понять характер литературного героя. [2]
В трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» есть такие слова: «Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля». Эти слова принадлежат Сальери. Многое в понимании этой фразы и даже в понимании характера героя зависит от того, как расставить логические ударения.
Определите, какое(ие) слово(а) следует выделить, чтобы:
(I ряд) подчеркнуть презрение Сальери к бездарным художникам. (Маляр негодный).
(П ряд) передать восторг Сальери перед гением Рафаэля. (Рафаэля).
(III ряд) показать презрительный эгоизм Сальери. (Мне... , мне...).
(Все) передать преклонение перед образом Мадонны в полотнах Рафаэля. (Мадонну).
Сделаем общий вывод. Самое важное в сообщении можно выделить порядком слов и логическим ударением.
ПI. Наблюдение над действием закона инверсии. Эксперимент №2.
1. Проведем второй эксперимент. Запишем известную пушкинскую строчку:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно звенит.
2. Обратимся к схеме. Прокомментируйте её.
Как вы думаете, является ли это предложение примером для данной схемы? Можно ли сказать, что в нем прямой порядок слов? (Нет)
Перестройте предложение так, чтобы в нем был прямой порядок слов. (Кто затрудняется, воспользуйтесь схемой прямого порядка слов).
Борзая (согласованное определение) тройка (подлежащее) бежит (сказуемое) по зимней скучной (согласованные определения) дороге (обстоятельство места), однозвучный (согласованное определение) колокольчик (подлежащее) утомительно (обстоятельство образа действия) звенит (сказуемое).
Почему А.С. Пушкин именно так расположил слова в предложении? Только ли рифма является причиной изменения порядка слов? Какой из двух вариантов более выразительный? (Пушкинский вариант выразительнее).
Как называется в литературе обратный порядок слов?
3. Работа со словарями.
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. [3]
Инверсия [ве], -и, ж. (лат. inversio – переворачивание, перестановка). Изменение обычного порядка слов или словосочетаний в предложении как стилистический приём. И. чаще всего используется в поэзии. Инверсированный. [4]
4. Приведите примеры строк с обратным порядком слов (с инверсией) из известных вам стихотворений. (Возможные варианты ответов уч-ся)
1. Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
А.С.Пушкин «Полтава» (инверсия подлежащих, определений)2. Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
М.Ю.Лермонтов «Парус» (инверсия подлежащих, определений)
5. Самостоятельная работа. Наблюдение над использованием порядка слов в речи писателей.
Писатели используют обе разновидности порядка слов в предложении, часто чередуя их. Преобладание только одного вида предложений привело бы к однообразию речи. Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.
А) Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией).
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь. (По А. Серафимовичу).
Б) Соберите предложение, используя прямой порядок.
Капля, в воде, дождя, каждая, водяную, выбивает, чашу, круглую маленькую.
Каждая капля дождя выбивает круглую маленькую водяную чашу в воде.
Каждая капля дождя выбивает в воде круглую маленькую водяную чашу. (По К. Паустовскому.)
Мы нарушили прямой порядок слов в предложении или же он сохранился?
Нет. Русский язык уникален и интересен тем, что из всякого правила в нём есть исключения.
Почему у К.Г.Паустовского фраза построена именно так?
К.Г.Паустовский сблизил члены предложения, теснейшим образом связанные между собой.
Итак, сделаем вывод.
Инверсия позволяет:
1) выделить наиболее важные по смыслу слова в предложении;
2) усилить эмоциональную окраску;
Инверсия сопровождается изменением интонации всего предложения: слово, поставленное на необычное для него место, интонационно выделяется.
IV. Анализ смысла предложений.[5]
Мы с вами убедились, что порядок слов имеет большое значение в предложении. Но бывает так, что неудачно построенное предложение приводит к двоякому смыслу. Определим эти смыслы.
1) У нас с братом беда. Беда у меня и у брата. У нас в семье проблемы, связанные с моим братом.
2) Велели ему помочь. Велели, чтобы кто-то помог ему в выполнении его работы. Ему было сказано, чтобы он кому-то помог.
3) Кабинет истории Московского университета. В Московском университете есть кабинет, где занимаются историей как наукой. Кабинет, в котором хранятся различные сведения об истории Московского университета.
Сделаем вывод: Двоякий смысл предложения затрудняет процесс понимания. Задача говорящего высказывать свою мысль однозначно. В этом ему помогает (в том числе) и порядок слов.
V. Наблюдение над использованием порядка слов в речи учащихся.
Все мы в некотором роде писатели и поэты, когда выступаем в какой-либо ситуации: пишем письма, сочинения, придумываем стихи. Учитывая всё сказанное на уроке, продолжите текст согласно определенному правилу расположения слов.
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить…
(Чтение работ учащихся)
А вот что пишет по этому поводу поэт М.Исаковский. [6]
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.
Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всё многообразии его форм и сочетаний.
И день за днём, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.
Мне трудно сейчас (и за давностью времени, и вследствие ограниченного размера статьи) хоть сколько-нибудь подробно рассказать, какими методами я пользовался в своей работе…
Я, например, читал стихи Пушкина и Некрасова, стараясь понять, как при помощи самых обычных слов эти поэты достигают в своих произведениях такой огромной силы и убедительности.
Определите тему, основную мысль текста.
VI. Итог урока.
Наше исследование подходит к концу.
Вернёмся к положению в математике: «От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется». Можем ли мы эту формулу применить в русском языке?
Нет. В русском языке очень многое зависит от логического ударения и от порядка слов в предложении. Следовательно, в русском языке, пользуясь математической формулой, «от перестановки мест слагаемых сумма изменяется».
Большинство же ошибок, связанных с логическим ударением, допускается при озвучивании чужих мыслей, а не собственных. Почему?
В собственной устной речи мы легко решаем задачу выделения нужного слова голосом. А когда озвучиваем чужие мысли, важно правильно понять, что хотел сказать писатель, и правильно передать голосом этот смысл.
Сделаем общий вывод:
В русской речи встречается как прямой, так и обратный порядок слов.
Наличие прямого и обратного порядка слов составляет ту особенность русского языка, которую называют свободным порядком слов.
Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может быть выделено усилением голоса – логическим ударением. Умение правильно пользоваться логическим ударением и обратным порядком слов делает нашу речь не только более точной, создаёт условия для однозначного её понимания, но и способствует её звуковой выразительности.
Как нам могут помочь эти знания? Где в дальнейшем эти знания нам пригодятся?
При чтении произведений, при составлении собственных текстов: написании сочинений, творческих работ; в работе над выразительностью речи.
VII. Д/з.
А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М: «Вербум-М», 2006. - Упр. 16, стр.21 (+ задания 2,3).
Литература:
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М: «Вербум-М», 2006. (Упр. 65, стр.68)
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2004. (Упр. 220, стр. 106)
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. -3-е изд., исправленное и дополненное. – М., 1985. – С.218
- В.В.Иванов. Школьный словарь иностранных слов. – 2-е издание переработанное. М. «Просвещение», 1990- С.75
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2004. (Упр. 221, стр. 106)
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М: «Вербум-М», 2006. (Упр. 17, стр. 22)