ТЕМА: Ландшафтный дизайн – как продолжатель садово-парковой культуры. Составление проекта садового участка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- рационально провести зонирование участка;
- правильно составить генплан застройки;
- составить композиции из зелени;
- способствовать развитию пространственных представлений учащихся.
МАТЕРИАЛЫ:
- альбомы и репродукции ландшафтной архитектуры;
- рисунки дачных участков;
- форматы А3 и А4, акварельные краски.
ПЛАН УРОКА:
- организационный момент;
- фронтальная работа;
- самостоятельная работа;
- анализ, итоги.
ХОД УРОКА:
Сегодня, при общей нехватке природных ресурсов, особенно в городах, главной этого вида дизайна стала технология искусственного поддержания экосистем в парках, дворах, интерьерах общественных зданий.
В наш архитектурный отдел поступил заказ на дизайн-проект: пожилая пара, среднего достатка, просит рассмотреть варианты застройки садового домика.
Целью нашего заседания является создание проекта на застройку дачного участка: рассмотреть варианты и составить генплан участка с внутренней планировкой объектов и насаждений, привязкой к существующим строениям, разместить посадки, расположить дорожки, устроить газон и здесь же сделаем отмывку акварельными красками и оформим фрагмент сада в аксонометрической проекции.
Итак, согласно заявке и пожеланиям заказчика, отмечаем , следующие исходные данные /учащиеся записывают/:
- участок площадью 500 кв.м .(20х25 м) – 5 соток, граничит с 3-х сторон с соседними участками и с большей стороны – подъездные пути; домик выполнен из бруса в один этаж, 2-х скатной кровлей из асбестоцементных волнистых листов, есть септик.
- крольчатник
- открытая терраса
- летняя беседка
- навес для машины
- мощение дорожек и террасы /клинкер, гравийно-песчаная смесь, песок/
- плодово-овощная зона
- ограждение участка деревянным забором.
На доске записываю опорные слова: дом, терраса, крольчатник, беседка, навес для машины, зеленая зона.
Такой участок рационально разделить на зоны из живой изгороди и декоративных растений, отдельных кустарников.
Отмечаю, что клумбы могут быть громадных и миниатюрных форм / овалы, круги, звезды, квадраты, прямоугольники и т.д./. Для формирования объема в центре высаживают более высокие растения, центральную часть засаживают более разреженно, края – плотнее, что придает большую четкость рисунку.
По описанию составляем эскизно генплан (Рисунок 1), для работы поделимся на 2 группы.
- У входа в домик, к большой мощенной клинкером открытой террасе, и по периметру примыкают цветники, разделенные гравийными дорожками. Четкость их геометрическим очертаниям придают бордюры из зеленого клинкера. Летом здесь будут цвести многолетние и однолетние ароматические и лекарственные растения и травы /зверобой, пионы, шалфей, ромашка, ландыш и т.д./.
- Со стороны соседей участок огорожен душистой сиренью, шиповником, топинамбуром, рябиной.
- Напротив террасы, ближе к забору в глубине участка, разместился крольчатник. Рядом изгородь из роз.
- В этой же части участка посажены высокорослые кустарники и деревья с небольшими кронами: ирга, жимолость, абрикос, яблоня, смородина, малина, крыжовник, здесь же грядки.
- Летний навес для машины увит душистой плетистой розой.
- Еще один объект топиарного искусства – беседка, изготовленная из прутьев ивы.
- Проложенные по газону дорожки обсыпаны гравийно-щебеночной смесью.
Составляем алгоритм, записываю на доске:
- размер и форма участка
- разместить перечисленные объекты на участке
- дорожки
- зеленые насаждения / цветники, плодово-ягодная зона/
- отметить порядковый номер/ домик, другие сооружения, зеленые насаждения/
- отмывка акварельными красками
- таблица экспликации и условные обозначения.
Красивый загородный дом в окружении живописных цветников и большого яблоневого сада – мечта для большинства гаражан, к сожалению неосуществима. Наши заказчики люди преклонного возраста, пенсионеры со средним достатком, если можно так сказать, могут позволить скромный сад, как говорится, что необходимо и для радости и для души.
Итак, наш садовый участок должен быть оформлен со вкусом, лаконично, функционально и на радость своим хозяевам создавал атмосферу теплого, спокойного равновесия.
Фантазируйте, ребята, удачи вам!
Включаю музыку на релаксацию, прохожу по рядам, кому нужна помощь – помогаю.
Учащиеся планировали зоны из живых изгородей, учились размещать посадки, создавали интересные композиции и оригинальные цветовые решения, планировали газоны и цветники, учились оформлять клумбы, располагать дорожки. Создавали объекты топиарного искусства: беседки, навесы, террасы, рассматривали объекты малых архитектурных форм, планировали искусственные водоемы и т.д.
Варианты генпланов своих дизайн-проектов учащиеся выполняли на форматах А4 и на форматах А3 в цвете оформляли фрагменты дачного участка в аксонометрической проекции.
Урок получился насыщенный и интересный, учащиеся получили знания не только по составлению генпланов, рациональному планированию территории на зоны, с учетом климатических условий, а также самое главное, познакомились с интересной профессией дизайнера, освоили начальные основы элементов ландшафтного дизайна – искусства садово-парковой архитектуры.
Итоги: анализ и защита своих дизайн - проектов, сравнение с работой учителя, выбор базового варианта.