Ландшафтный дизайн. Проект садового домика (9-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 9


ТЕМА: Ландшафтный дизайн – как продолжатель садово-парковой культуры. Составление проекта садового участка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • рационально провести зонирование участка;
  • правильно составить генплан застройки;
  • составить композиции из зелени;
  • способствовать развитию пространственных представлений учащихся.

МАТЕРИАЛЫ:

  • альбомы и репродукции ландшафтной архитектуры;
  • рисунки дачных участков;
  • форматы А3 и А4, акварельные краски.

ПЛАН УРОКА:

  1. организационный момент;
  2. фронтальная работа;
  3. самостоятельная работа;
  4. анализ, итоги.

ХОД УРОКА:

Сегодня, при общей нехватке природных ресурсов, особенно в городах, главной этого вида дизайна стала технология искусственного поддержания экосистем в парках, дворах, интерьерах общественных зданий.

В наш архитектурный отдел поступил заказ на дизайн-проект: пожилая пара, среднего достатка, просит рассмотреть варианты застройки садового домика.

Целью нашего заседания является создание проекта на застройку дачного участка: рассмотреть варианты и составить генплан участка с внутренней планировкой объектов и насаждений, привязкой к существующим строениям, разместить посадки, расположить дорожки, устроить газон и здесь же сделаем отмывку акварельными красками и оформим фрагмент сада в аксонометрической проекции.

Итак, согласно заявке и пожеланиям заказчика, отмечаем , следующие исходные данные /учащиеся записывают/:

  1. участок площадью 500 кв.м .(20х25 м) – 5 соток, граничит с 3-х сторон с соседними участками и с большей стороны – подъездные пути; домик выполнен из бруса в один этаж, 2-х скатной кровлей из асбестоцементных волнистых листов, есть септик.
  2. крольчатник
  3. открытая терраса
  4. летняя беседка
  5. навес для машины
  6. мощение дорожек и террасы /клинкер, гравийно-песчаная смесь, песок/
  7. плодово-овощная зона
  8. ограждение участка деревянным забором.

На доске записываю опорные слова: дом, терраса, крольчатник, беседка, навес для машины, зеленая зона.

Такой участок рационально разделить на зоны из живой изгороди и декоративных растений, отдельных кустарников.

Отмечаю, что клумбы могут быть громадных и миниатюрных форм / овалы, круги, звезды, квадраты, прямоугольники и т.д./. Для формирования объема в центре высаживают более высокие растения, центральную часть засаживают более разреженно, края – плотнее, что придает большую четкость рисунку.

По описанию составляем эскизно генплан (Рисунок 1), для работы поделимся на 2 группы.

  • У входа в домик, к большой мощенной клинкером открытой террасе, и по периметру примыкают цветники, разделенные гравийными дорожками. Четкость их геометрическим очертаниям придают бордюры из зеленого клинкера. Летом здесь будут цвести многолетние и однолетние ароматические и лекарственные растения и травы /зверобой, пионы, шалфей, ромашка, ландыш и т.д./.
  • Со стороны соседей участок огорожен душистой сиренью, шиповником, топинамбуром, рябиной.
  • Напротив террасы, ближе к забору в глубине участка, разместился крольчатник. Рядом изгородь из роз.
  • В этой же части участка посажены высокорослые кустарники и деревья с небольшими кронами: ирга, жимолость, абрикос, яблоня, смородина, малина, крыжовник, здесь же грядки.
  • Летний навес для машины увит душистой плетистой розой.
  • Еще один объект топиарного искусства – беседка, изготовленная из прутьев ивы.
  • Проложенные по газону дорожки обсыпаны гравийно-щебеночной смесью.

Составляем алгоритм, записываю на доске:

  • размер и форма участка
  • разместить перечисленные объекты на участке
  • дорожки
  • зеленые насаждения / цветники, плодово-ягодная зона/
  • отметить порядковый номер/ домик, другие сооружения, зеленые насаждения/
  • отмывка акварельными красками
  • таблица экспликации и условные обозначения.

Красивый загородный дом в окружении живописных цветников и большого яблоневого сада – мечта для большинства гаражан, к сожалению неосуществима. Наши заказчики люди преклонного возраста, пенсионеры со средним достатком, если можно так сказать, могут позволить скромный сад, как говорится, что необходимо и для радости и для души.

Итак, наш садовый участок должен быть оформлен со вкусом, лаконично, функционально и на радость своим хозяевам создавал атмосферу теплого, спокойного равновесия.

Фантазируйте, ребята, удачи вам!

Включаю музыку на релаксацию, прохожу по рядам, кому нужна помощь – помогаю.

Учащиеся планировали зоны из живых изгородей, учились размещать посадки, создавали интересные композиции и оригинальные цветовые решения, планировали газоны и цветники, учились оформлять клумбы, располагать дорожки. Создавали объекты топиарного искусства: беседки, навесы, террасы, рассматривали объекты малых архитектурных форм, планировали искусственные водоемы и т.д.

Варианты генпланов своих дизайн-проектов учащиеся выполняли на форматах А4 и на форматах А3 в цвете оформляли фрагменты дачного участка в аксонометрической проекции.

Урок получился насыщенный и интересный, учащиеся получили знания не только по составлению генпланов, рациональному планированию территории на зоны, с учетом климатических условий, а также самое главное, познакомились с интересной профессией дизайнера, освоили начальные основы элементов ландшафтного дизайна – искусства садово-парковой архитектуры.

Итоги: анализ и защита своих дизайн - проектов, сравнение с работой учителя, выбор базового варианта.