Изучение бумажной пластики как средство активизации творческих способностей учащихся

Разделы: МХК и ИЗО


В последнее время достаточно актуальна проблема активизации творческих способностей детей. Рано или поздно с ней сталкиваются многие мои коллеги. И у каждого из нас есть свои способы решения этой проблемы. Для меня одним из них стала организация работы с детьми по выполнению коллажа с элементами бумажной пластики. В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом работы в этой области.

Сейчас многие дети проявляют интерес к профессиям дизайнера, архитектора. При обучении этим профессиям изучается бумажная пластика. Помимо этого в ряде профессий требуются знания и умения в работе с геометрическими телами, фигурами, чертежами и развёртками. Работа с формой в том или ином ее виде – подготовка к изучению пространственных научных дисциплин, изучению геометрии стереометрии.

К концу обучения в начальной школе дети владеют многими навыками работы с бумагой – знают, что такое аппликация, владеют различными видами вырезания, изучают коллаж. Работа, в которой используются эти навыки, при включении в нее элементов объема, позволяет совершенствовать и углубить навыки работы с бумагой и осуществить на доступном детям уровне знакомство с бумажной пластикой, дает возможность детям не совсем привычного понимания формы предметов окружающего мира.

Бумажная пластика – достаточно сложный вид работы. Она требует от учащихся развитого пространственного воображения, абстрактного мышления, навыков концентрической деятельности, хорошей моторики пальцев. Но, тем не менее, изучение отдельных элементов бумажной пластики возможно уже в 4-ом классе, особенно при использовании групповой формы организации деятельности учащихся. Если учитель моделирует проблемную ситуацию и сознательно ориентирует детей на отказ от использования шаблонов и чертежей с размерами, они учатся гибко применять основные правила трансформации бумажной плоскости, находят интересные и нестандартные варианты. С учащимися пятого класса и старше может использоваться индивидуальная форма выполнения задания.

Подготовительная часть. 

Стоит позаботиться о материалах и принадлежностях. Бумагу, картон и другие материалы для работы удобнее хранить в рассортированном виде в папках или коробках.

Использовать лучше клей ПВА или двусторонний скотч, чтобы не оставлять следов склеивания на бумаге.

Желательно пользоваться ножницами с закругленными концами. При работе с канцелярским резаком следует соблюдать осторожность.

Необходимы чертёжные принадлежности - карандаш, ластик, циркуль, циркуль-измеритель, шило, линейка, лекало.

Нужна доска для резки бумаги, клеёнка, тряпка, корзина для мусора.

Чтобы показать образцы трансформации бумажной плоскости, нужен планшет с объемными вариантами трансформаций и их развёртками.

Для украшения готовой работы могут понадобиться краски - акрил или гуашь.

Если работа выполняется группой, столы лучше сдвинуть.

Примерный план работы над темой: 

  1. Знакомство с темой, работа над эскизом, выбор видов трансформации бумажной плоскости для работы.
  2. При необходимости учитель может изготовить примерный образец будущей работы.
  3. Декорирование фона
  4. Выполнение объемных фрагментов, прикрепление их к фону.
  5. Внесение необходимых исправлений и дополнений.
  6. Анализ сделанного, подведение итогов – выставление оценок, организация выставки, конкурса работ и т.д.

4 класс 

Предмет: декоративно-прикладное искусство

Программа для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности (художественный уклон).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2007 год
Тема 9: Конструкция природной формы. Конструктивные зарисовки.

Передача в рисунке конструкции природных форм. Выполнение конструктивных зарисовок кукурузного початка, головки мака, стручка гороха, шишек сосны, ели.

План работы над темой:

  1. Беседа о связи конструктивных и природных форм в жизни человека. Конструктивная основа природных форм.
  2. Выполнение конструктивных зарисовок природных форм. Выполнение зарисовки ёлки по поводу натуры.
  3. Знакомство с понятием «Стилизация». Выполнение стилизованного рисунка ёлки (стилизация на основе треугольников).
  4. Выполнение коллективной работы «Новогодняя ёлка»


Рисунок 1


Рисунок 2

Рисунок 1 и 2. Автор - Иванова Настя, 4 класс.

Коллаж с элементами бумажной пластики 

  • Организация условий, необходимых для работы.
  • Работа по декорированию фона (снежинки, звёздочки – симметричное вырезание) в технике аппликации
  • Выполнение объемных фрагментов ёлки

  • Монтаж ёлки.
  • Изготовление объемных игрушек, гирлянд.
  • Декорирование ёлки.
  • Внесение в работу необходимых дополнений.
  • Итог сделанного – использование работы для украшения класса к Новому году.


Рисунок 3


Рисунок 4

Рисунок 3. Авторы - Иванова Настя, Новицкая Ксения, Шаповалова Алина, Пенкрат Мария.

Рисунок 4. Наглядное пособие, автор Гайсенок С.В.

  • Закрепление теоретического материала темы с использованием сделанных рисунков и работы с элементами объема.

Использованная литература:

  1. Докучаева Н. Н. «Строим город». – СПб «Диаманд», «Валери СПб» 1997
  2. Запрудский Н. И. «Современные школьные технологии». – Пособие для учителей, второе издание, Минск «Сэр-Вит» 2004

Приложение 1

Приложение 2