Программа факультативного курса "Наш край"

Разделы: История и обществознание, Экология


Пояснительная записка

На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.

Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:

  • творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
  • воспитать любовь к земле Пензенской и его частичке Иссинскому краю и бережное отношение к его экологии;
  • научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
  • знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

Особенностью курса «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:

  • памятных мест;
  • традиций и культуры;
  • городов и сел Пензенской области и Иссинского района
  • знакомство с известными личностями (очное и заочное);
  • символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном

Принципы построения и цели курса

Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу

1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.

В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Пензенскую область.

В III-м классе изучаются районные центры Пензенской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.

В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.

В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.

Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.

Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.

Цель данного курса – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.

Основные задачи курса:

  • углубить и расширить знания о родном крае;
  • изучить особенности Пензенской области (климата, территории, истории);
  • повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
  • привить навыки исследовательской работы;
  • создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
  • воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
  • воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии

Занятие проводятся 1 раз в неделю.

ПРОГРАММА

I класс (со второго полугодия)

Времена года и их особенности характерные для нашей местности (о каждом времени года). Разнообразие погоды (по сезонам). Труд людей в разные времена года. Растительный и животный мир. Помощь зимующим птицам.

Человек и природа в народной культуре Пензенской области (к каждому времени года).

Экскурсии в парк, к водоему.

Живая и неживая природа нашего края (на уровне различия по внешним признакам). Игра.

Многообразие растительного мира Пензенской области (типичные представители: береза, дуб, осина и др.- мини- исследование).

Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Иссинского района, изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.

Итоговая работа. Оформление фотовыставки: «Красив мой край, в любое время года!»

II класс

Понятие о фольклоре, его жанры. Частушки (собирание), мини-исследование. Конкурс «Звучи задорная частушка».

Народы, населяющие нашу область (многочисленные).

Многообразие культуры народов, населяющих Пензенскую область.

Традиционный русский (татарский, мордовский) народный костюм жителей Пензенской обл. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).

Старинные детские игры (игры моей прабабушки и бабушки) (исследовательская и практическая работа)

История старинной фотографии моих предков (фотовыставка).

Посещение областного краеведческого музея. Интересные экспонаты музея

Итоговое занятие-праздник «Посиделки».

Практическая работа: сбор частушек.

III класс

Путешествие по карте Пензенской области и Иссинского района (название и географическое положение районов)- практическая работа.

Символы нашей области: герб, флаг, гимн

Символы нашего района: герб, флаг

Полезные ископаемые, добываемые на территории области и Иссинского района (исследовательская работа).

Реки нашей области.

Возникновение названий населенных пунктов Иссинского района (посещение муниципального архива Иссинского района).

Занятость населения области, района (основные направления)

Крупные и старейшие предприятия области, района (сбор и накопление материала по КСМ, кирпичному заводу), встреча с ветеранами данных предприятий.

Знаменитые люди, побывавшие в нашем поселке.

Исса раньше и теперь (исследовательская работа)

Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Иссинцы герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).

Памятные места воинской славы на территории Иссинского района (посещение).

Занятие в местном краеведческом музее.

IY класс

Роль Пензенского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.

Традиционные художественные промыслы нашей области (абашевская игрушка, сокольская керамика, батик, вышивка и др.). Посещение областного Музея народного творчества.

Историко-культурные места нашего края (музей-усадьба «Тарханы», музеи Куприна, В.Г. Белинского, обл. краеведческий музей и т. п.). Экскурсии (очные и заочные).

Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)

Будущее родного края (поселка), какое оно? (помечтаем о будущем)

Научно-практическая конференция в миниатюре – слушание и обсуждение исследовательских работ учащихся.