Пояснительная записка
На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.
Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:
- творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
- воспитать любовь к земле Пензенской и его частичке Иссинскому краю и бережное отношение к его экологии;
- научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
- знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.
Особенностью курса «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:
- памятных мест;
- традиций и культуры;
- городов и сел Пензенской области и Иссинского района
- знакомство с известными личностями (очное и заочное);
- символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном
Принципы построения и цели курса
Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу
1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.
В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Пензенскую область.
В III-м классе изучаются районные центры Пензенской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.
В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.
В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.
Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.
Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.
Цель данного курса – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.
Основные задачи курса:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- изучить особенности Пензенской области (климата, территории, истории);
- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
- привить навыки исследовательской работы;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии
Занятие проводятся 1 раз в неделю.
ПРОГРАММА
I класс (со второго полугодия)
Времена года и их особенности характерные для нашей местности (о каждом времени года). Разнообразие погоды (по сезонам). Труд людей в разные времена года. Растительный и животный мир. Помощь зимующим птицам.
Человек и природа в народной культуре Пензенской области (к каждому времени года).
Экскурсии в парк, к водоему.
Живая и неживая природа нашего края (на уровне различия по внешним признакам). Игра.
Многообразие растительного мира Пензенской области (типичные представители: береза, дуб, осина и др.- мини- исследование).
Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Иссинского района, изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.
Итоговая работа. Оформление фотовыставки: «Красив мой край, в любое время года!»
II класс
Понятие о фольклоре, его жанры. Частушки (собирание), мини-исследование. Конкурс «Звучи задорная частушка».
Народы, населяющие нашу область (многочисленные).
Многообразие культуры народов, населяющих Пензенскую область.
Традиционный русский (татарский, мордовский) народный костюм жителей Пензенской обл. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).
Старинные детские игры (игры моей прабабушки и бабушки) (исследовательская и практическая работа)
История старинной фотографии моих предков (фотовыставка).
Посещение областного краеведческого музея. Интересные экспонаты музея
Итоговое занятие-праздник «Посиделки».
Практическая работа: сбор частушек.
III класс
Путешествие по карте Пензенской области и Иссинского района (название и географическое положение районов)- практическая работа.
Символы нашей области: герб, флаг, гимн
Символы нашего района: герб, флаг
Полезные ископаемые, добываемые на территории области и Иссинского района (исследовательская работа).
Реки нашей области.
Возникновение названий населенных пунктов Иссинского района (посещение муниципального архива Иссинского района).
Занятость населения области, района (основные направления)
Крупные и старейшие предприятия области, района (сбор и накопление материала по КСМ, кирпичному заводу), встреча с ветеранами данных предприятий.
Знаменитые люди, побывавшие в нашем поселке.
Исса раньше и теперь (исследовательская работа)
Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Иссинцы герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).
Памятные места воинской славы на территории Иссинского района (посещение).
Занятие в местном краеведческом музее.
IY класс
Роль Пензенского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.
Традиционные художественные промыслы нашей области (абашевская игрушка, сокольская керамика, батик, вышивка и др.). Посещение областного Музея народного творчества.
Историко-культурные места нашего края (музей-усадьба «Тарханы», музеи Куприна, В.Г. Белинского, обл. краеведческий музей и т. п.). Экскурсии (очные и заочные).
Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)
Будущее родного края (поселка), какое оно? (помечтаем о будущем)
Научно-практическая конференция в миниатюре – слушание и обсуждение исследовательских работ учащихся.