Урок обучения грамоте "Звуки [ф], [ф']. Буква Ф. Путешествие в Африку"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: урок-путешествие, интегрированный с уроком природоведения.

Тема: Путешествие в Африку. Согласные глухие звуки [ф], [ф′] и буква Ф.

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Моя любимая азбука», образовательная система «ШКОЛА 2100».

Цель урока: познакомить с новыми звуками [ф], [ф′] и буквой Ф.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить знания о звуках и буквах, умение проводить звукобуквенный анализ слова, умение делить слова на слоги, ставить знак ударения
  • развивающие: развитие правильного, быстрого, грамотного чтения, памяти, речи, словарного запаса, логического мышления, расширение кругозора
  • воспитательные: воспитывать интерес к чтению, чувство коллективизма, любовь к окружающему миру.

Оборудование: учебник, магнитофон, у детей схемы со «звуками – человечками», мультимедийное оборудование, выставка книг К.И.Чуковского.

Ход урока

1. Оргмомент

– Что бы вы хотели пожелать всем перед уроком?

2. Подведение к теме урока

Слайд 1

Часто на уроках на поиски нового звука мы отправляемся в путешествие. Вот и сегодня мы снова станем путешественниками. Посмотрите как огромен наш мир. (карта мира)

Слайд 2

Сегодня на поиски нового звука мы отправимся в далёкое путешествие. Отгадав зашифрованное слово, вы узнаете цель нашего маршрута.

Слайд 3 (Расположив буквы в порядке убывания высоты, получается слово «Африка»).

Кто догадался, почему на поиски нового звука мы отправимся в Африку? (В слове «Африка» есть новый звук [ф]).

Слайд 4

Мы живём на материке Евразия в Европе. (карта Европы)

Слайд 5

А отправимся в путешествие на материк Африка. (карта Африки)

В Африке мы познакомимся с африканскими животными, которые живут в степях – саваннах (Слайд 6) и в африканских лесах – джунглях (Слайд 7).

При знакомстве с животными будем искать в их названиях новый звук [ф].

Итак, в путь!

3. Физпауза

Песенка Красной шапочки (Если долго, долго, долго…).

4. Повторение пройденного материала

Чтобы путешествие надолго запомнилось, мы будем фотографировать названия животных, станем фотокорреспондентами. Фотокамеры у нас будут необычные – это наши глаза. А в конце путешествия мы устроим фотовыставку. Отправляемся в путешествие.

Слайд 8

На доске изображение Бармалея с письмом.

Ребята! Какой сказочный герой нас встречает? Из какой сказки он пришёл? Кто автор этого произведения?

Слайд 9

Корней Иванович Чуковский

Слайд 10

У Бармалея письмо. Давайте прочтём его.

(Текст письма: «Я кровожадный. Я беспощадный. Я злой разбойник Бармалей. И мне не надо ни шоколада, ни мармелада, а только маленьких детей. Вы звука не найдёте. И здесь вы пропадёте».)

У Бармалея злые замыслы. Он хочет нам помешать в наших поисках. Может, нам стоит вернуться? Идём дальше? Кто в сказке К.И.Чуковского победил злого разбойника?

Слайд 11

Доктор Айболит. Возьмём его с собой в путешествие.

Бармалей зашифровал названия животных. Только разгадав его загадки, мы познакомимся с жителями африканских саванн и джунглей.

Слайд 12

Слайд 13

После отгадывания ребуса, появляется изображение зебры в саванне. Рядом надпись «зебра».

– Покажите схему звука, соответствующего 2 букве в слове «зебра». Объясните свой выбор. (Дети должны показать звук-человечка, обозначающего гласный звук.)

– Сколько звуков обозначает буква Е в данном слове?

– «Сфотографируем» слово.

– Есть ли в слове «зебра» новый звук? Идём дальше.

Слайд 14

Проводится аналогичная работа.

Слайд 15

– Показать схему к 5 букве. (звук – человечек, обозначающий звонкий твёрдый согласный звук)

– Сколько слогов в этом слове. Объясните. (3 слога, т.к. 3 гласных: но-со-рог)

Слайд 16

– Соотнесите согласные с гласными.

Слайд 17

Схема к последней букве.

На какой гласный звук падает ударение?

Слайд 18

Название какого животного спряталось во множестве букв?

Слайд 19

Схема к 3 букве.

Сколько слогов?

Слайд 20

Прочитать через одну букву.

Слайд 21

Схема к 1 букве.

Слайд 22

(В ребусе использованы картинки)

Нужно прочитать слово по первым буквам данных изображений.

5. Новая тема

Слайд 23

Схема к 1 букве.

Бармалей и здесь навредил. Он украл букву. Но звук он не может украсть.

– Какой последний звук в слове «жираф»? Подберите схему к [ф].

Слайд 24

Делаем вывод: [ф] – согласный, глухой, твёрдый.

А как назовём маленького жирафа? (жирафик) Как звучит звук: твёрдо или мягко? (мягко [ф′])

6. Физпауза

Доктор Айболит строго следит за нашим здоровьем. Пора отдохнуть. Песенка о жирафе.

Есть на свете место беззаботное,
Где гуляет важно, словно граф,
Очень длинношеее животное
Под чудным названием жираф.
До чего же, до чего же
Всем нам хочется братцы
На жирафе, на жирафе
На живом покататься.

Слайд 25

В слове «жираф» не хватает буквы. Где же нам её найти? Жираф говорит, что какая-то птица прячется в шалаше. Бармалей оставил нам загадку (загадка о филине).

Живёт в лесу,
Ухает как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.

Слайд 26

Ребята, с этой буквой на носу филин прячется в лесу! Кто знает, как называется буква, обозначающая [ф] и [ф′]? На что она похожа?

Слайд 27

Звуки [ф], [ф′] обозначаются буквой эф.

Слайд 28

В домик какого цвета поселим букву Ф и почему? (В голубой домик, потому что там живут буквы глухих звуков.)

7. Работа с учебником

Мы фотографировали животных и их названия, были фотокорреспондентами. А что, значит, быть фотокорреспондентом? Как вы думаете, интересная эта профессия?

– Послушайте рассказ «Папина профессия»: (Чтение учителем)

Слайд 29

Чтение данных слов по слогам. Выяснение их лексического значения.

фото/кор/рес/пон/дент

фото/ка/ме/ра

фото/выс/тав/ка

Чтение учащимися по цепочке

Беседа по содержанию:

  1. Как назывался журнал, в котором работал папа?
  2. Что или кого можно увидеть на фотографиях папы?
  3. Какая коллекция у папы?
  4. Кем хочет стать Саша?
  5. Где он был вместе с папой?

8. Работа в группах

Мы тоже устроим небольшую фотовыставку названий африканских животных.

У учителя, разрезанные на 4 части изображения животных: зебры, бегемота, носорога, жирафа. Эти части раскладываются вперемешку обратной стороной вверх на столе учителя. Каждый ребёнок берёт любую часть. Ученики, у которых изображения частей одного и того же животного (например зебры), должны собрать картинку воедино. Это будет команда.

Команды получают задания:

  1. Записать на листе название животного, изображение которого они собрали из частей, в соответствии со звуковым анализом (буквы гласных звуков записываются красным цветом, буквы твёрдых согласных звуков – синим, мягких согласных – зелёным).
  2. Поменяться своим листом с выполненным заданием с другой командой (по часовой стрелке) и оценить чужую работу (за правильно выполненное задание нарисовать солнышко).
  3. Вывесить проверенную работу на доску.

9. Итог урока

– Куда мы сегодня путешествовали?

– Каких животных мы встретили?

– С какими звуками познакомились? Какой буквой обозначают эти звуки?

– Какие герои путешествовали вместе с нами? Кто их придумал?

Слайд 30

Книги Чуковского

– Прочитайте книги К.И.Чуковского.

Пословица «Кто много читает, тот много знает». Как понимаете, почему так говорят?

Презентация – Приложение 1.