Цели урока:
- обобщение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
- обучение комплексному анализу текста;
- закрепление навыка синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
- воспитание интереса к истории родного края.
Оборудование:
- распечатанный текст об усадьбе Измайлово у каждого ученика;
- на доске фотографии усадьбы Измайлово;
- на стенде “К уроку” справочные таблицы “О и А на конце наречий”, “Дефисное написание наречий”.
Работа на уроке:
- Выразительное чтение текста (текст у каждого ученика):
(Не)далеко от центра города находится стари_ая усадьба Измайлово. (С,з)десь когда(то) распол_галась летняя резиденция русских царей. Село Измайлово возникло (на)левом берегу реки Серебрянки, где чаща леса, отступая (в)глубь, освоб_ждала обширную поляну. Упоминание об Измайлове встреча_тся ещ_ в документах времен Ивана Грозного. Но дворцовым село становится (с)начала 1663 года.
“Задумав устроить хозяйственный хутор, царь избрал село Измайлово… (С,з)десь предст_влялись все удобства для земл_делия и сад_водства, которое впоследств__ заняло в Измайловском хозяйстве весьма видное место”, – писал историк И.Забелин. Доподлинно известно, что давным-давно, в семнадцатом веке, в Измайлове выращивали необыкновенно вкусные дыни, арбузы, финики, грецкие орехи, виноград.
Измайлово колыбель русского флота. В 1688 году юный Петр случайно обнаружил в одном из сараев сплошь затянутых паутиной английский бот и (по)долгу плавал на нем по окрестным водоемам. (По)этому в 1998 году в Измайлове поставлен памятник Петру – создателю Российского флота.
Сейчас Измайловский остров филиал Государственного Исторического музея. (С,з)десь разместилась экспозиция, позволяющая живо представить себе жизнь Измайлова в прошлые столетия.
- Учащиеся выполняют задания к тексту:
– О чем этот текст? Знакомо ли вам место, о котором идет речь?
– Как можно озаглавить текст? Что отражает ваше название – тему или главную мысль?
– Объясните значение слов резиденция, экспозиция, бот. Найдите в тексте словосочетание, которое является синонимом слова резиденция.
– Дайте определение наречия.
– Выпишите из 2 абзаца словосочетания, в которых
- наречие обозначает признак действия;
- наречие обозначает признак признака.
– Запишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написание слов.
– Устно измените первое предложение так, чтобы не с наречием писалось раздельно.
– Устно составьте предложение, чтобы слово вглубь писалось раздельно, т.е. было существительным с предлогом. Объясните написание.
– Устно составьте предложение, в котором слово сначала было бы наречием и писалось слитно.
– Во втором абзаце есть слово доподлинно. Произведите его морфемный разбор. Почему при приставке до пишется суффикс о? Сравните со словом досуха. Письменно произведите словообразовательный разбор этих наречий.
– Замените словосочетания наречиями с о или а на конце: идти в правую сторону; беседовать без стеснения; постричь до корней волос; не очень часто, иногда; сделать еще раз, опять.
– Объясните написание слова давным-давно из второго абзаца. Какие еще случаи дефисного написания наречий вы знаете? Вспомните правила. Приведите примеры.
– Из третьего абзаца выпишите предложения с пунктуационными ошибками, графически объясните знаки препинания. Найдите в четвертом абзаце предложения на эти же пунктуационные правила.
– В предложении с причастным оборотом (из третьего абзаца) подчеркните наречия как члены предложения, дайте характеристику предложения.
- Подводятся итоги урока. Какие правила написания наречий повторили на уроке?