Формирование сотрудничества педагогов с родителями и детьми зависит прежде всего от того, как складываются взаимодействия взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого лежит единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, единые цели и образовательные задачи, а так же пути их решения.
Определяющая роль здесь принадлежит педагогам, которые должны исключить в работе с родителями дидактизм, должны не поучать, а советовать, вместе размышлять, договариваться о совместных действиях, тактично подводить к пониманию необходимости педагогических знаний. На современном этапе работы с родителями появилось понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ.
Под включением родителей в деятельность ДОУ мы понимаем:
- Организацию образовательного процесса.
- Организация современной социально-развивающей среды в группах.
- Организация совместной деятельности с детьми на различных уровнях .
- Привлечение родителей к оценке и контролю.
Ниже мы приводим примеры различных нетрадиционных форм работы с родителями.
Перспективный план работы с родителями, направленный на природоохранную деятельность.
Дата |
Работа с родителями |
Осень | – Беседа «Как поддерживать
познавательный интерес к природе у ребенка» – Консультация «Учим детей любить природу». – Создание проекта «О чем рассказали цветы». – Экологическая акция: « Береги природу» – Родительское собрание «Воспитываем любовь к природе» |
Зима | – Беседа «Воспитываем заботливое
отношение к природе». – Консультация «Природа и нравственное воспитание детей». – Проект: « Всё о животных» – Экологическая акция «Елочка – зеленая иголочка» – Изготовление кормушек для птиц. – Конкурс плакатов «Мы – защитники природы» – Совместная посадка рассады. – Совместный праздник: Проводы зимы» |
Весна | – Беседа «Учим детей заботиться о
растениях» – Акция «Украсим землю цветами» – Консультация «Природная среда – дома» – Анкетирование « Мы, природа и ребенок». – Консультация « О чем говорят экологические знаки?» – Беседа « Как развить любознательность?» – Совместная экскурсия на озеро. |
Лето | – Совместное создание книги «Как мы
ходили на озеро». – Совместная посадка растений на участке детского сада – акция «Наш зеленый детский сад» – Создание проекта «Времена года» – Создание книги: «Неизведанное рядом» – Организация совместного познавательного вечера: «В мире здоровья» – Совместный поход к озеру» – Совместный тренинг «Учим радоваться природе». |
Нетрадиционные формы работы с семьёй
Месяц | Старшая группа |
Подготовительная группа |
Сентябрь | Совместная выставка « Подарки лета» | Совместная выставка «Цветы лета» |
Октябрь | Ярмарка «Дары осени» | Ярмарка «Дары осени» |
Ноябрь | Родительское собрание «Помогаем осознавать мир» | Родительское собрание «Дискуссия: В единстве с природой» |
Декабрь | Круглый стол «Открытое познавательное занятие» | Круглый стол «Делимся опытом воспитания детей в природе» |
Январь | Семейный клуб «Представление проекта» | Семейный клуб «Встречи с интересными людьми» |
Февраль | Познавательный вечер вопросов и ответов. | Разговор при свечах «Досуг с ребёнком в природе» |
Март | Выставка «Золотые руки» | Совместная викторина о природе с мамами. |
Апрель | День Творчества «Представление проекта» | День Творчества «Представление проекта» |
Май | Совместный праздник чая «По итогам года» (выставки проектов, поделок, фото и т.д.) | У самовара посиделки «По итогам года» (выставки проектов, поделок, фото и т.д.) |
Примерное содержание работы педагогов с родителями
- Индивидуальная работа с родителями по вопросам организации деятельности и воспитания детей.
- Проведение родительских собраний.
- Проведение индивидуальных бесед.
- Анкетирование.
- Проведение совместных тренингов.
- Организация консультаций.
- Организация совместных клубов по обмену опытом.
- Организация совместных вечеров отдыха.
- Организация совместных праздников.
- Организация совместных досугов.