Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели:
- Обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об особенностях проверочных слов и способах проверки безударных гласных в корне слова.
- Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных в корне слова.
- Развивать речь, внимание, память, воображение, расширять лексический кругозор;
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
- Над какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках?
- На чем основано это правило?
- Сегодня мы с вами должны вывести 3 основных способа проверки безударных гласных в корне слова.
3. Работа в тетради.
а) Словарная работа.
азёреб, ретев, икьнок, отьлап, оник. (берёза, ветер, коньки, пальто, кино)
- Чем интересны эти слова? (б/гл. не проверяется.)- Это словарные слова.
- Зачем нам надо проверять б/гл. в корне?
(Не всегда пишется то, что слышится).
-Давайте докажем.
б) Транскрипция слов: берёза, коньки
в) Составить и записать предложение со словом берёза. Синтаксический разбор предложения: У окна росла большая берёза.
(письмо с орфографическим проговариванием)
- Что надо уметь делать, чтобы правильно проверять б/гл. в корне?
- Ставить ударение (т.к. слышим чётко)
- Находить корень.
-Как найти корень? (Подбор родственных слов).
г) Подобрать родственные слова, выделить корень
1 вариант: лес. 2 вариант: зима
- Какое из них проверочное? Почему?
(Ударение в корне).
- Как проверить б/гл. в корне?
4. Основные способы проверки.
а) «Изменить число».
Игра-цепочка «Золотые ворота» (У детей карточки со словами. Приложение №1).
- Вставить пропущенную букву, доказать.
Золотые ворота проходите, господа,
Только тот пройдёт, кто безударную найдёт.
- Записать в тетрадь 2 пары слов на выбор.
Вывод: Чтобы проверить б/гл. в корне надо изменить число.
б) «Изменить часть речи».
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоит предложение?
- Что такое слова?
- Какие части речи знаем?
- Образовать от данных существительных прилагательное и глагол.
свет-, старик-, боль-
- Выделить орфограмму, найти проверочные слова. Доказать.
Вывод: Чтобы проверить б/гл. в корне надо изменить часть речи.
в) «Назвать ласково».
- Открыли тетради «Дружим с русским языком» стр.16 упр.2
Самостоятельно выполняем.
Карточка (скв..рец, п..ро, ..дро, к..вёр)
- Какой вывод сделали;
Вывод: Чтобы проверить б/гл. в корне надо назвать ласково.
5. Итог урока
Время без оглядки мчится, вот и с осенью простились,
В корне гласную проверить все ребята научились:
Если буква гласная вызвала сомнение-
Ты её немедленно ставь под ударение.
-Мы с вами нашли 3 способа проверки б/гл. в корне.
-Какие?
- изменить число
- изменить часть речи
- назвать ласково
- Правильно, но для того чтобы её проверить – её надо найти.
- Найти в тексте слова и доказать. ( У доски ученик с карточкой. Приложение №2)
(учебник стр.85 упр.2)
Проверка.
- Молодцы!
- Сегодня получили оценки:___
- Открыли дневники, запишем
Домашнее задание:
Орфографическая тетрадь стр.15 упр.2.
Если останется время.
Называю слова с б/гл. в корне, уч-ся показывают букву сигнальными карточками. (Дидакт. игры, стр.106-107).