Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме второго полугодия «Музыка и ты».
Задачи:
- Образовательная: закрепление знаний об отличиях музыкальных и шумовых звуков, длительностях нот.
- Развивающая:
1). развивать музыкальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения.
2). развивать коммуникативные компетенции. - Воспитательная:
1). воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
2). воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
3). прививать любовь к русской природе;
4). воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Музыкальный материал: «Звуки весны», песня «Весна», А.К.Глазунов «Весна»
Наглядные пособия: А.К.Саврасов «Весна», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март», А.К. Саврасов «Повеяло весной»
ТСО: Музыкальный центр, СD - диски.
Музыкальные инструменты: фортепиано.
Ход урока
Организационная часть урока:
Музыкальное приветствие.
У. Добрый день, ребята! Д. Здравствуй учитель!
Дыхательная гимнастика
Беседа:
У Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки, вои, плачи…. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали….Приложение 1
Д. Капают сосульки, тает снег, бегут ручьи, поют птицы
У Как вы догадались, сегодня мы поговорим о весне. Весна – это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны…
Ребята, а какие звуки мы умеем определять?
Д. Шумовые и музыкальные.
У. Какие мы слышали сейчас?
Д. Шумовые.
У. А чем отличаются музыкальные звуки от шумовых?
Д. Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что они имеют высоту, разную длительность и могут двигаться.
У. Вспомните, музыкальные звуки могут двигаться вверх и вниз, исполним распевку «Я шагаю вверх, вниз» и изобразим движение мелодии рукой.
Вокальная работа с показом движения мелодии.
У:
Скажите дети, а есть ли у музыки душа?Д:
Да, это мелодия.У:
Музыка словно живая и: в ней бьётся сердце, каждое музыкальное произведение имеет свой характер. Исполним песенку «Весна» и определим её характер, исполняется песня «Весна»У. Ребята, а какая эта песня по характеру?
(на доске расположена эмоциональная характеристика музыки, из которой учащиеся должны выбрать те слова, которые соответствуют музыкальному произведению)
- Нежная
- Строгая
- Жалобная
- Добрая
- Гордая
- Смелая
- Напевная
Д. Нежная, ласковая, добрая, напевная.
У. Итак, мы определили характер этой песни, она ласковая, светлая, добрая, а почему мы не можем сказать о том, что эта песня строгая, гордая, смелая?
Д (ответы детей)
У Музыку весны услышали многие талантливые люди: композиторы, поэты, художники. Посмотрите на картины - художники изобразили весну каждый, по своему. Какая весна? Приложение 2 - «Весна» Саврасов А.К., Приложение 3- «Грачи прилетели» Саврасов А.К., Приложение 4 – «Март» И. Левитан, Приложение 5 – «Повеяло весной А.К. Саврасов.
Д. (ответы детей)
У Вы посмотрели картины известных художников А.Саврасова и И. Левитана. У каждого художника весна по своему красива. Каждый автор восхищается прелестью этого времени года, используя свои индивидуальные краски и цвета. У.А как услышали музыку весны поэты?
Д. Читают отрывки из стихотворений:
Евгений Баратынский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
У. Какая весна в произведениях поэтов?
Д. (ответы детей)
У. У разных авторов весна разная. Послушайте, как музыку весны нарисовал Глазунов в своем произведении. Закройте глаза и представьте, что нарисовал композитор музыкальными красками.
Слушание пьесы А.К.Глазунова «Весна»
Д.(ответы детей)
У. А теперь послушайте ещё раз музыку и выберите характер из словарика, который расположен на доске.
У. Как звучала музыка? (выбрать характер)
Д. (ответы детей)
У. Итак, В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда можем определить настроение, которое нам передал композитор.
У. Подумайте, какими музыкальными инструментами можно передать звуки и настроения весны.
Д. (ответы детей)
У. Ребята, а какую характеристику музыкальных звуков мы можем отнести к каплям сосулек?
Д. Длительность.
У Какие длительности мы знаем?
Д. Целая, половинная, четвертная, восьмая.
У. Вы видите изображения длительностей, вам необходимо выбрать карточку и вспомнить, как называется эта длительность) Приложение 6
Учащиеся работают по карточкам, определяя длительности нот.
Обобщение и итог урока:
Совместные выводы учителя и учащихся:
- На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день - музыкальные и шумовые.
- Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что они могут иметь высоту и разную длительность.
- Шумовые звуки окружают нас каждый день в природе, а музыку мы можем услышать по радио, телевидению, в концертном зале, театре, кино, в записях на магнитофоне.
- Где мы услышали звуки весны?
- Звуки весны можно услышать не только в музыке, но и в картинах художников и в стихах поэтов.
- В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда можем определить настроение, которое нам передал композитор.
- Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может.