Обучение грамоте. "Школа 2100". Тема урока: "Знакомство с согласными звуками [з], [з'], с новой буквой З"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить с новыми согласными звуками [з], [з,], с новой строчной согласной буквой З; дать понятие текста - описания; упражнять в чтении слогов, слов с новой буквой, с изученными буквами; повторить знание частей слова: корень, приставка, суффикс; правило: ши - пиши с гласной и.
  2. Развивающие: развивать речь, составляя правильные предложения, насыщая их новыми словами, работая над лексическим значением слов. Развивать интерес к чтению, посредством создания на уроке ситуаций, вызывающих положительные эмоции учащихся.
  3. Воспитывающие: воспитывать внимание, чувство коллективизма, решая вместе одинаковые задачи; прививать любовь к чтению.

Оборудование: книга- азбука, дифференцированные карточки для индивидуальной работы, схемы - человечки, набор букв, набор картинок с предметами на З, видеофрагмент из мультфильма «Азбука для маленьких», цветной зонт, тетрадь для печатания, иллюстрация «Волшебная полянка», ленточки для буквы З, корзина с шишками.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель.

- Здравствуйте ребята. Сегодня с особым смыслом произношу слово «здравствуйте».

- Кто догадался? Почему?

- Посмотрите на доску, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Предполагаемый ответ.

Мы сегодня познакомимся с новыми звуками [з], [з,] и с новой буквой З.

Учитель.

- Учитывая тему, давайте поставим учебные задачи на сегодняшний урок…

Предполагаемый ответ.

  • Познакомиться с новыми звуками [з], [з,], с новой буквой З.
  • Упражняться в чтении слогов, слов с новой буквой.
  • Закреплять знания изученных букв.
  • Развивать речь, технику чтения.

2. Знакомство с новыми звуками [з], [з,].

Учитель.

- Назовите предмет, с которым Оле Лукойе приходил к нам в класс в первый учебный день.

Предполагаемый ответ.

Он приходил с волшебным зонтом.

Учитель.

- Давайте произнесем это слово - зонт. (Потяните звуки).

- Назовите первый звук [з].

Предполагаемый ответ.

Это звук [з].

Учитель.

- Дайте ему характеристику.

Предполагаемый ответ.

Звук [з] согласный, звонкий, твердый.

Учитель.

- Правильно. Давайте отметим его характеристику на схеме - человечке.

- Этот зонт волшебный и очень любит звук [з]. Как вы думаете почему?

Предполагаемый ответ.

Потому что слово зонт начинается со звука [з].

Учитель.

- Давайте узнаем, какие слова он еще любит. (Покрутить зонт, появляется слово «зоопарк»). Прочитаем это слово.

- Почему?

- Что это такое - зоопарк. Смотрим в толковый словарь.

Предполагаемый ответ.

Это место, где показывают зверей.

Учитель.

- Как по-другому можно назвать зоопарк?

Предполагаемый ответ.

Зверинец.

Учитель.

- Какой первый звук мы слышим, когда говорим слово зоопарк, зверинец.

Предполагаемый ответ.

Мы слышим звук [з].

Учитель.

- Сейчас мы отправимся в зоопарк

- Подходим к первому вольеру. Там гуляет полосатая лошадь - зебра.

- Давайте произнесем это слово. З - е - б - р - а.

- Назовите первый звук.

Предполагаемый ответ.

Это звук ,].

Учитель.

- Дайте ему характеристику.

Предполагаемый ответ.

Звук ,] согласный, звонкий, мягкий.

3. Знакомство с новой буквой З.

Учитель.

- Как звуки ,], [з ,] обозначаются на письме?

Предполагаемый ответ.

Звуки ,], [з ,] обозначаются буквой З.

Учитель.

- На что она похожа?

Предполагаемый ответ.

Она похожа на цифру 3. Она похожа на букву Е.

Учитель.

- Давайте сконструируем букву З из ленточки на парте.

Учитель выбирает удачные образцы буквы З.

- С какой буквой и звуками мы сегодня познакомились на уроке?

Предполагаемый ответ.

Мы сегодня познакомились с согласной буквой З, которая обозначает на письме звонкий, твердый звук ,] и звонкий, мягкий звук ,].

Учитель.

- А сейчас мы поиграем в игру «Зоопарк». Я называю слова, если вы услышите звук ,], то хлопайте в ладоши. А если вы услышите звук ,], то топайте ногами.

Называемые слова: змея, бизон, фазан, заяц, зубр, зебра.

4. Работа в азбуке.

4.1. Чтение слогов с новой буквой З.

Учитель.

- А теперь волшебный зонтик перенесет нас на страницу 118 учебника.

- Чтобы научиться читать слова, сначала надо научиться читать слоги. Читаем слоги с буквой З. (чтение вслух, хором).

- Прочитайте слоги, где звук [з] твердый (1 вариант).

- Прочитайте слоги, где звук ,] мягкий (2 вариант).

- Какие гласные обозначают мягкость согласного на письме?

Предполагаемый ответ.

Это буквы И, Е, Ё.

Учитель.

- Какие гласные обозначают твердость согласного на письме?

Предполагаемый ответ.

Это буквы А, Ы, О, У.

Учитель.

- Дополним слоги до слов.

4.2. Чтение слов с новой буквой З.

Учитель.

- Волшебный зонтик любит слова, в которых есть звуки ,], [з ,].

- Читаем первый столбик слов (про себя).

- С каким столбиком слогов мы их соединим?

Предполагаемый ответ.

С первым столбиком.

Учитель.

- Почему? Прочитай.

- Читаем второй столбик слов с разной громкостью.

- Объясняем лексическое значение слова «зыбко».

- Заглянем в толковый словарь.

- Читаем слова второго столбика. Поставим ударение.

- Буква З бывает не только вначале слова, но и в середине. Читаем слова про себя.

- Объясняем лексическое значение слов:

  • Азбука - первая книга, по которой учатся читать.
  • Озеро - естественный водоем круглой или овальной формы.
  • Узкие - какие?
  • Брызги - чего? (воды).
  • Изба - дом.
  • Езда - на чем? (на машине, велосипеде).

4.3. Работа с однокоренными словами.

Учитель.

- Прочитайте слова последнего столбика.

- Как они называются?

Предполагаемый ответ.

Они называются однокоренными.

Учитель.

- Какие слова мы называем однокоренными?

Предполагаемый ответ.

Слова, которые имеют одинаковый корень и одно значение называются однокоренными.

Учитель.

- Выделите корень в однокоренных словах.

- В каких словах есть приставка? Прочитать, выделить приставку.

- Для чего нужны приставки?

Предполагаемый ответ.

Приставки нужны для образования новых слов.

Учитель.

- Составьте предложения с каждым из слов.

Предполагаемые ответы.

  1. На улице слышен звон колоколов.
  2. Прозвенел звонок на урок.
  3. Будильник звонил долго.
  4. Звонкие голова звучали громко.
  5. Мы слышали красивый перезвон колоколов.
  6. У меня зазвонил телефон.

Учитель.

- В чем мы упражнялись?

Предполагаемый ответ.

Мы упражнялись в чтении слов с новой буквой З.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

5. Работа с текстом «Зимние картины»

Учитель.

- Волшебный зонтик перенес нас на волшебную полянку.

- Почему она волшебная?

Предполагаемый ответ.

На ней растут корни, приставки, суффиксы.

Учитель.

- Вот на зимней полянке поселился корень - зим- (хором) и суффиксы -ушк-, -н-. Давайте образуем однокоренные слова с корнем -зим-. (зима, зимушка, зимние).

5.1. До чтения.

Учитель.

- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.

- Сделаем предположение: о чем текст?

Предполагаемые ответы.

  1. Этот текст о зиме.
  2. Этот текст о волке.
  3. Этот текст о погоде.

5.2. Чтение текста про себя.

Учитель.

- Оправдались ли наши предположения?

5.3. Чтение текста вслух по предложению.

1 предложение. Когда ушло лето?

2 предложение. Чем все засыпано?

3 предложение. Что сделали морозы?

4 предложение. Как это застыли? (замерзли).

5 предложение. Кто завел свои песни?

6 предложение. Что сделала поземка?

7 предложение. Где пусто?

8 предложение. Кто заснул в берлоге? Где засопел барсук?

9 предложение. Где спит белка?

10 предложение. А что делает волк?

11 предложение. Что сделали ветви берез и осин? Лексическое значение слова «заиндевели» (покрылись инеем).

Индивидуальное задание (для Кати О.)

Иней лег на ветви ели.
Иглы за ночь побелели
.

12 предложение. Что украсило белые зимние леса?

Предполагаемый ответ.

Зимние леса украсили зеленые ели и сосны.

5.4. Беседа после чтения.

Учитель.

- О каком времени года идет речь в тексте?

Предполагаемый ответ.

В тексте описывается зима.

Учитель.

- Как хорошо ты сказал. Такой текст называется текстом - описанием.

- О каких признаках зимы идет речь? Прочитайте.

- Назовите, какие действия совершают ветры, метели, озера, реки, поземка.

Предполагаемый ответ.

Ударили, застыли, завели, закрутила.

Учитель.

Про кого так можно сказать?

Предполагаемый ответ.

Так можно сказать про человека.

Учитель.

- Вы обратили внимание, как автор «очеловечивает» природу, наделяет ее человеческими чертами характера.

- О каких еще признаках зимы идет речь в тексте?

- По описанию текста понятно как автор относится к зиме, этому суровому времени года.

Предполагаемый ответ.

Он любит зиму.

Учитель.

Докажите.

Предполагаемые ответы.

Автор говорит о красоте зимнего леса. Очень красивы ветви берез и осин в инее. Зеленые ели и сосны выделяются в белом зимнем лесу.

5.5 Работа после чтения текста.

Учитель.

- Посмотрите еще раз на иллюстрацию.

- Подтвердились ли наши предположения? Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или к определенной части? (Чтение второго абзаца).

- Прочитайте текст старясь передать настроение автора, представляя картины им нарисованные.

5.6. Работа с загадками.

Учитель.

- О каком звере идет речь?

Индивидуальные карточки для учеников.

  1. Кто зимой холодной, ходит злой голодный? (волк).
  2. Соедини слова по смыслу.
    белка-неуклюжий, косолапый
    медведь- хлопотливая, запасливая
  3. Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (медведь).

Учитель.

- Вот белочка прислала вам подарок. А какой? Давайте прочитаем.

Предполагаемый ответ.

Ш..шки.

Учитель.

- Давайте подскажем белочке, как правильно написать это слово.

Предполагаемый ответ.

Ши - пиши с гласной И.

Учитель.

Молодцы, ребята. Помогли белочке. Вот вам подарки - кедровые шишки.

6. Итог урока.

Учитель.

- Волшебный зонтик побывал на нашем уроке и многому научился. А чему научились вы?

- Итак, смотрим на поставленные задачи вначале урока и подводим итог.

- С какими звуками и буквами мы сегодня с вами познакомились?

- Дома вы нарисуете по своему желанию картину к данному тексту.

- Читающие дети могут прочитать дополнительный материал по карточке. Придумать по желанию текст - описание о зиме.