Цель урока: Формирование представлений о основных положениях теории химического строения органических соединений.
Задачи урока:
А) образовательная
- познакомить, доказать основные положения теории химического строения органических соединений
- сформировать понятие о причинно-следственной связи между строением и свойствами веществ
- показать материальное единство органических и неорганических веществ
- дать понятие изомерии
Б) развивающая задача
- создать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в группе, познавательной компетенции ( умение анализировать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи)
В) воспитательная задача
- формировать ценностное отношение, к совместному поиску решения задачи
- способствовать дальнейшему развитию, патриотического воспитания
Оборудование урока:
- проектор
- набор моделей атомов
- кристаллические решетки алмаза, графита
- экран
- графопроектор
Ход урока.
1этап. Актуализация опорных знаний вид деятельности: фронтальная беседа.
Учитель задает вопросы классу:
- Что является предметом изучения органической химии.
- По каким признакам условно можно разделить вещества на органические и неорганические.
Слайд №1
Выберите органические вещества, назовите их характерные признаки :
CH3Cl, Al4C3, CH4, SiH4 , CO2 , C2H5OH, NaH, C
Учитель предлагает ребятам исходя, из обсуждения данного задания дать самостоятельно определение понятию – органическое вещество. В качестве вывода
Слайд №2 Современное определение органического вещества.
Для повторения понятий валентности и степени окисления ребятам предлагается следующее задание.
Слайд №3 Определите у атома углерода в соединениях степень окисления и валентность
CH4, C2H6 , H2CO, HCOOH, CO2, C3H8
На основании этого задания ребята делают акцент на то, что валентность и степень окисления это разные понятия, хотя часто численно они совпадают.
Учитель отмечает, что сегодня на уроке мы будем использовать чаще понятие –валентности, предлагает вспомнить и самостоятельно записать определение в тетрадь. Для проверки записи ребят появляется
Слайд №4 Определение валентности.
2 этап. Изучение нового материала.
Слайд №5 (тема урока)
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Учитель предлагает учащимся, самостоятельно исходя из темы урока, сформулировать цель урока и его основные задачи.
В ходе фронтальной беседы уточняются понятия: что такое теория, для каких веществ мы будем применять эту теорию, что понимаем под понятие – химическое строение.
Слайд №6 Химическое строение – это порядок соединения атомов химических элементов в молекуле согласно их валентности.
Учитель предлагает поработать с определением и задать друг другу вопросы на понимание данного определения.
У ребят возникают вопросы:
- О каком порядке идет речь?
- От каких факторов зависит порядок?
Учитель предлагает ребятам попытаться самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы. С этой целью организует работу пяти групп. Каждая группа выбирает командира группы, задача которого организовать работу группы, оценить вклад членов группы в работу, что в дальнейшем отражается в оценочных листах.
Группы получают задание.
Задание: Используя модели атомов, составьте структурную формулу, следующих соединений.
Группа №1 молекулы CO2
Группа№2 молекулы CH4
Группа№3 молекулы C2H4
Группа№4 молекулы C2H2
Группа№5 молекулы C2H5OH
В ходе презентации и обсуждения работы каждой группы ребята приходят к выводу, что порядок соединения атомов в молекулы зависит от валентности, которая определяется валентными электронами.
Ребята отмечают, что атом углерода может находиться как в нормальном, так и возбужденном состоянии, следствие этого имеет разные валентные возможности.
Слайд №7 Строение атома углерода в нормальном и возбужденном состоянии.
В органической химии атом углерода находиться в возбужденном состоянии, поэтому его валентность равна четырем. Тем самым ребята самостоятельно формулируют первое положение теории химического строения А.М.Бутлерова.
Слайд №8 Формулировка первого положения теории химического строения
Учитель обращает внимание ребят на презентацию результатов работы группы №5.
- Можно ли не нарушая первого положения теории химического строения в данной молекуле C2H5OH установить другой порядок соединения атомов?
Организуется работа групп.
Результатом работы групп является то, что у ребят появилось два варианта строения данной молекулы, которая отвечает требованием первого положения теории химического строения А.М.Бутлерова.
Учитель задает вопрос.
- Сколько веществ изображено на схеме?
Предлагает обсудить это в группах. Организует работу групп.
В ходе обсуждения одна из групп высказывает предположения, что на схеме изображено одно вещество, так как эмпирическая формула одинакова C2H5OH.
Другая группа высказывает предположение, что так как атомы в молекуле соединены по- разному, то это возможно разные вещества, следовательно –два вещества. В качестве доказательства приводят пример, используя строение кристаллической решетки алмаза и графита. Атомы одни и те же , но соединены они по- разному, что приводит к разным свойствам – это разные вещества.
Ребята, приходя к выводу, что нужно рассмотреть свойства этих веществ.
Учитель организует работу с литературой. Результатом работы является
Слайд №9 Физические и химические свойства.
Жидкость, взаимодействует с натрием
Газ, не взаимодействует с натрием
Ребята приходят к выводу, что не смотря на одинаковую эмпирическую формулу-это разные вещества, так как свойства у них различны. Делают вывод, что порядок соединения атомов в молекуле влияет на свойства вещества. Тем, самым, формулируют второе положение теории химического строения А.М. Бутлерова.
Слайд №10 Формулировка второго положения теории химического строения.
Учитель задает вопрос:
- А как мы будем называть вещества, имеющие одинаковую эмпирическую формулу, но разное строение?
Работая с литературой, ребята приходят к выводу, что это – изомеры.
Слайд №11 Определение изомера.
В заключение урока ребята показывают презентацию своего фильма о жизни и деятельности А.М.Бутлерова ( домашняя заготовка).
В заключение урока предлагаем обучающимся вернуться к теме урока , к целям урока , сделать вывод о их выполнении. Подводятся, результаты урока, благодарим ребят за активную и интересную работу.
Слайд №12 Домашнее задание.