Школа маленьких волшебников

Разделы: Работа с дошкольниками


Задача взрослых, стремящихся развить в ребёнке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, найти в стремительно меняющемся мире путь к успеху - достаточно трудна. И если педагоги и специалисты постараются создать ребёнку возможности для интересного образования, ученья без принужденья, эта задача может быть успешно решена.

На помощь педагогам приходит Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), «наукой думать для больших и маленьких» или «азбукой талантливого мышления» называют её единомышленники. Практика показала, что такой универсальный инструмент, как ТРИЗ, можно и нужно с успехом применять в работе с детьми дошкольного возраста. При этом не имеет значения, по какой программе они обучаются. «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками вперёд».

Подтверждая мысль о том, что может быть построена специальная работа по активизации воображения и по обучению обобщённым способам мышления, была создана программа «Я не волшебник, я только учусь».

Так в нашем дошкольном образовательном учреждении, несколько лет тому назад, был создан "Центр развития творческого мышления и воображения".

Цель создания:

Развитие творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста на основе использования методологии ТРИЗ и РТВ(Развития Творческого Воображения), учитывая  их индивидуальность, природные задатки и уже имеющиеся знания и опыт.

Задачи:

  1. Обучить детей  основным методам и приёмам ТРИЗ и РТВ.
  2. Научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия.
  3. Развивать системность мышления.
  4. Развивать творческое воображение.

Обучение детей по программе «Я не волшебник, я только учусь», базируется на следующих принципах:

  1. Доступности содержания
  2. Приоритетности игровых форм занятий и упражнений над учебными
  3. Самостоятельности и инициативы ребёнка во всех видах деятельности
  4. Интеграции различных видов деятельности
  5. Наглядности и символичности

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия планируются с сентября по май один раз в неделю в утренние часы. Продолжительность занятий  20-30 минут, по подгруппам 10-12 детей. Подготовку и проведение занятий по данной программе осуществляет воспитатель РТВ, педагог, прошедший специальный курс обучения.

Занятия в «Школе маленьких волшебников», это название придумали сами дети, проходят в форме путешествий, встреч со сказочными героями, игр и превращений, исследовательской деятельности в лаборатории профессора Почемучкина и т. д. Включаю в занятия и выполнение практических творческих заданий, например, изготовление волшебных принадлежностей, создание нетрадиционных рисунков, изобретений.

Хорошо в саду у нас
Ходим мы в волшебный класс.
Чтоб без лени и без скуки
Постигать чудо-науки.

Здесь мы учимся не чтенью,
Не считать и не читать
Мы хотим узнать скорее
Как волшебниками стать
(слова из песенки «Маленькие волшебники», придуманной вместе с детьми)

Эти занятия по РТВ (Развитию Творческого Воображения) строятся в форме свободного общения,  где каждый может высказать свою точку зрения, предложить свой способ решения. В них нет раз и навсегда установленного правильного ответа, зато всегда есть простор для вариантов. Это вселяет в ребёнка уверенность в себе,    повышает его познавательную активность, осознание своей значимости.

Особое место в программе отводится работе со сказкой, ведь сказки для ребёнка – это его жизнь. Сказки стали источником творчества детей. Это и преобразование уже знакомых сказок и создание новых сказок по алгоритмам. Так, например, был издан сборник сказок, придуманных детьми нашего детского сада под названием «Антошкины сказки».  

Умению находить и разрешать противоречия в сказках - одна и многих задач, которые реализуются на занятиях по РТВ. Ведь научившись решать противоречия в сказках, дети научатся преодолевать трудности, будут готовы разрешать и предотвращать противоречия, которые готовит им сама жизнь.


Критерии оценки усвоения программы:

После каждого раздела программы проводится итоговое занятие, на котором с помощью различных творческих заданий выявляется творческая активность, умение детей находить оригинальные решения.  «Маленькие волшебники» стремятся проявлять свою инициативу и самостоятельность, используя уже имеющиеся знания и опыт.

К дополнительным формам работы с детьми  в Центре можно отнести  кружок «Волшебная линия».  В кружке занимаются 14 детей. Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам, во вторую половину дня.

    

В кружке  дети знакомятся с нетрадиционными формами рисования, такими как: рисование угольком, рисование «по мокрому»,  линиарная техника рисования и др. Дети, посещающие кружок, также участвуют в конкурсах, в выставках различной тематики.  

 

Ежегодно детские рисунки представляются на корпоративный детский конкурс «Дорога в Завтра», проводимый компанией Норильский никель.

Работы детей кружка «Волшебная линия» были отмечены грамотами и памятными подарками.

   

Маленькие художники кружка представляют свои работы и на краевых конкурсах. Так, например, наши ребята стали участниками краевого конкурса экологического рисунка «Эколёнок», международного конкурса  детского рисунка по теме «Изменение климата», организованного компанией «Байер» совместно с оргкомитетом Программы ООН по окружающей среде.

В Центре «Я не волшебник, я только учусь» ежегодно создаётся творческая группа детей «Маленький гений», которая успешно участвует в конкурсах Российской  и Международной Ассоциации ТРИЗ.  Руководитель и воспитанники кружка  были отмечены дипломами различных степеней.

Путь становления творческой личности сложен и труден. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить,  рассуждать придётся пройти немалый путь. Но я не спешу давать детям готовые решения. «Научи ребёнка всё или почти всё делать самостоятельно!»  - стремлюсь я придерживаться такого правила.

   

Адаптированные методы ТРИЗ,  умело и разумно включённые в программу «Я не волшебник, я только учусь»,  помогают развитию нового типа личности ребёнка с одной стороны, а с другой – профессиональному личному росту педагога, позволяя ему выйти на самостоятельный творческий уровень не просто педагога, а педагога-исследователя, постоянно совершенствуя своё мастерство.

Программу для детей старшего дошкольного возраста «Я не волшебник, я только учусь» мы не воспринимаем, как догму. Это всего лишь наш опыт, идеи, родившиеся в процессе экспериментальной работы с детьми и их результаты.