Урок литературного чтения по теме "Поэтический и живописный образы малой родины"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

  1. Формировать навыки словесного рисования.
  2. Развивать внимание к образным средствам языка.
  3. Учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному, увиденному.

Оборудование: портрет Рыленкова Н.И, толковый словарь Ожегова С.И., слайды, раздаточный материал

Ход урока.

I. Организационный момент.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и начнем наш урок.

II. Мотивация урока.

На доске слова:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк.

  1. чтение детьми про себя;
  2. чтение вслух.

- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт?

- Какие памятники изображены на слайдах компьютера? (показ слайдов):

  • Древнегреческий храм.
  • Древнерусский храм.
  • Японская гора Фудзи.
  • Биг-Бен.
  • Дворец спорта.

- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

III. Сообщение темы урока.

- Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края. Итак, мы сегодня попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке.

Показ портрета Н. И. Рыленкова.

- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

IV. Работа с текстом стихотворения.

1) Чтение учителем стихотворения «К Родине».

- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.

2) Повторное чтение стихотворения про себя.

- Какие картины природы вы увидели?

- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

- Объясняет ли это сам поэт?

На доске:

смотреть, слушать

всматриваться, вслушиваться

1)чтение слов.

-Чем отличаются действия?

- Обратимся к толковому словарю.

Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие.

- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

- Выберите, какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?(работа в парах по карточкам):

  • поражает
  • ослепляет
  • завораживает
  • проникает
  • захватывает
  • околдовывает
  • очаровывает
  • удивляет
  • потрясает

- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

- Что означает понятие «малая родина»?

Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы..

V.Творческая работа. (индивидуально )

- Перед вами текст. Вы должны вставить подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится лесами, в которых водятся _____, _____,_____ . На территории нашего района есть большое озеро, которое называют жемчужиной Сибири. Это озеро _____. Летом там отдыхают туристы из разных уголков______ области. Я горжусь своей малой родиной!

- А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

VI.Работа над живописным образом «малой родины».

- Не каждый из нас может написать стихотворение, рассказ об увиденных картинах природы. Ведь так? А как оставить память об этом в своей душе?

1) Показ слайдов.

- Посмотрите несколько фотографий, которые сделал ученик 10 «Б» класса нашей школы Вьюнов Михаил. Бывая в разных уголках нашего района, он не остаётся равнодушным и таким образом старается сохранить красоту родного края в сердце. Что для него является тропинкой?

2) Работа с учебником.

- А как думаете, можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

- Мы отправляемся в картинную галерею. Зал 7, картина М. Шагала «Окно на даче».

1) Рассмотрите.

2) Что заметили необычного?

  • Нравится ли вам пейзаж за окном? Чем?
  • Не кажется вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплёт оконной рамы? Ведь получается, что пейзаж перечёркнут и вертикально, и горизонтально. Зачем М.Шагал так усложняет?
  • Если трудно, то прочитайте ещё раз название картины.
  • Какова цель художника?
  • Где же происходят чудеса?
  • Видно ли, что комната тесная?
  • В углу художник изобразил себя и свою жену. Какие лица у них при этом?

- Мы доказали, что можно питать нежность к дачному уголку.

Что же для М. Шагала является тропинкой, которая ведет к его любимому уголку?

VII. Итог.

-Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? Перечислим.

  • железнодорожные, воздушные пути;
  • мысли, чувства;
  • фотографии;
  • картины (произведения искусства);
  • здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;
  • духовно близкие люди;
  • письма;
  • воспоминания;
  • книги.

VIII. Домашнее задание.