Цель: формирование понятия «малая родина».
Задачи:
- Формировать навыки словесного рисования.
- Развивать внимание к образным средствам языка.
- Учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному, увиденному.
Оборудование: портрет Рыленкова Н.И, толковый словарь Ожегова С.И., слайды, раздаточный материал
Ход урока.
I. Организационный момент.
–Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и начнем наш урок.
II. Мотивация урока.
На доске слова:
Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?
- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк.
- чтение детьми про себя;
- чтение вслух.
- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт?
- Какие памятники изображены на слайдах компьютера? (показ слайдов):
- Древнегреческий храм.
- Древнерусский храм.
- Японская гора Фудзи.
- Биг-Бен.
- Дворец спорта.
- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.
У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.
III. Сообщение темы урока.
- Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края. Итак, мы сегодня попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке.
Показ портрета Н. И. Рыленкова.
- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).
IV. Работа с текстом стихотворения.
1) Чтение учителем стихотворения «К Родине».
- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.
2) Повторное чтение стихотворения про себя.
- Какие картины природы вы увидели?
- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?
- Объясняет ли это сам поэт?
На доске:
смотреть, слушать
всматриваться, вслушиваться
1)чтение слов.
-Чем отличаются действия?
- Обратимся к толковому словарю.
Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.
Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие.
- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!
- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).
Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.
- Выберите, какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?(работа в парах по карточкам):
- поражает
- ослепляет
- завораживает
- проникает
- захватывает
- околдовывает
- очаровывает
- удивляет
- потрясает
- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.
- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?
Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.
-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?
- Что означает понятие «малая родина»?
Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы..
V.Творческая работа. (индивидуально )
- Перед вами текст. Вы должны вставить подходящие по смыслу слова:
Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится лесами, в которых водятся _____, _____,_____ . На территории нашего района есть большое озеро, которое называют жемчужиной Сибири. Это озеро _____. Летом там отдыхают туристы из разных уголков______ области. Я горжусь своей малой родиной!
- А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!
VI.Работа над живописным образом «малой родины».
- Не каждый из нас может написать стихотворение, рассказ об увиденных картинах природы. Ведь так? А как оставить память об этом в своей душе?
1) Показ слайдов.
- Посмотрите несколько фотографий, которые сделал ученик 10 «Б» класса нашей школы Вьюнов Михаил. Бывая в разных уголках нашего района, он не остаётся равнодушным и таким образом старается сохранить красоту родного края в сердце. Что для него является тропинкой?
2) Работа с учебником.
- А как думаете, можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?
- Мы отправляемся в картинную галерею. Зал 7, картина М. Шагала «Окно на даче».
1) Рассмотрите.
2) Что заметили необычного?
- Нравится ли вам пейзаж за окном? Чем?
- Не кажется вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплёт оконной рамы? Ведь получается, что пейзаж перечёркнут и вертикально, и горизонтально. Зачем М.Шагал так усложняет?
- Если трудно, то прочитайте ещё раз название картины.
- Какова цель художника?
- Где же происходят чудеса?
- Видно ли, что комната тесная?
- В углу художник изобразил себя и свою жену. Какие лица у них при этом?
- Мы доказали, что можно питать нежность к дачному уголку.
Что же для М. Шагала является тропинкой, которая ведет к его любимому уголку?
VII. Итог.
-Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? Перечислим.
- железнодорожные, воздушные пути;
- мысли, чувства;
- фотографии;
- картины (произведения искусства);
- здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;
- духовно близкие люди;
- письма;
- воспоминания;
- книги.
VIII. Домашнее задание.