Цель: знакомство с правилом употребления парных согласных в середине слова.
Задачи:
- подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.
- закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
- развивать познавательную активность.
Оборудование: снежинки с заданиями, цветок здоровья, магнитофон, морковка, карточка со словарным словом.
Этапы урока:
- Организационный момент. Настрой на урок.
- Работа над пройденным материалом.
Отгадывание загадок.
Обобщение ранее изученного материала. - Изучение нового материала через словарно-орфографическую работу, постановку проблемного вопроса, самостоятельного наблюдения над словами в группах. Каждая группа формирует вывод, сопоставляя с выводом учебника.
- Физминутка.
- Закрепление.
Ход урока.
І. Организационный момент. Настрой на урок.
У. ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте сохраним хорошее настроение до конца урока, т. к. нам сегодня предстоит провести исследовательскую работу на уроке русского языка.
ІІ. Работа над пройденным материалом.
У. Предлагаю угадать последнее слово в предложении и записать его.
Куропатки на ночлег в голубой нырнули…(снег).
Книга – твой друг, без нее как без…(рук).
В зимний холод всякий…(молод).
Загадка. Любопытный красный нос по макушку в землю врос (морковь).
У. Какая орфограмма объединяет эти слова?
Д. Парная согласная в конце слова.
У. Предлагаю исследовать слово морковь.
Сколько в этом слове слогов? Сколько букв? Сколько звуков? Почему? Какую безударную гласную написали в первом слоге? Можно ли ее проверить?
Д. Ее нужно запомнить, это словарное слово.
У. Как легко можно запомнить букву о? Можно отрезать кусочек (показывает). На что похож разрез? Такое колечко я поместила в слово вместо буквы о.
м |
р |
к |
о |
в |
ь |
У. А что такое морковь?
Д. Овощ.
(На доске изображение.)
У. Что вы знаете об этом овоще? О его пользе.
Сообщение ученика. Морковь богата содержанием витаминов, особенно витамином А. Рекомендуется при малокровии, упадке сил, для лечения расстройства зрения. В народной медицине лечили обморожения, ожоги, раны.
У. Это исконно-русское слово, со славянскими корнями. Образуйте при помощи суффикса – к - родственные слова. Запишите.
( Записывают: морковка)
У. Что интересного заметили?
Д. Парная согласная в середине слова.
У. Произнесите шепотом. Оглушается ли парный согласный? Надо ли его проверять? Как бы вы проверили его? Запишите проверочное слово. ( Записывают: морковочка ).
Итак, что мы будем сегодня учиться делать на уроке?
Д. Проверять парные согласные в середине слова.
ІІІ. Изучение нового материала через словарно-орфографическую работу, постановку проблемного вопроса, самостоятельного наблюдения над словами в группах. Каждая группа формирует вывод, сопоставляя с выводом учебника.
У. Продолжим наше исследование. На доске зашифрованные слова. Сколько букв пропущено, столько черточек я поставила.
Группы 1го ряда подбирают слова к схеме _ _ _ дка
2го ряда ------------------------------- _ _ _ тка
3го ряда ------------------------------- _ _ _ жка
У доски работают 3 ученика со словами
_ _ _ _ дка
_ _ _ _ жки
_ _ _ _ тка
У. Слова записать, подчеркнуть парные согласные, подобрать проверочные слова.
Проверка.
У. Какое слово подобрала 1гр. (2 гр., 3 гр.)? как проверяли? Что нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в середине слова? Сформулируйте вывод. (Каждая группа представляет свой вывод.)
У. А согласен ли с нами учебник? (Работают с учебником.)
ІV. Физминутка. Дыхательная медитация. Дети выполняют инструкцию учителя.
У. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выходе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы выбрали, чтобы нарисовать ваше настроение.
V. Закрепление.
У. продолжаем наблюдение и исследование слов с парной согласной в середине слова. Ребята, на улице уже выпал снег и к нам в класс залетели снежинки, а вместе с ними – буквы. Что вы о них можете сказать?
Д. Парные согласные.
У. Исследуйте слова (на доске). Кто сможет прочитать? Каждая снежинка должна занять свое место в слове. Докажите.
ча _ ка
кры _ ка
сырое _ ка
варе _ ка
ло _ка
обло _ ка
клю _ ка
У. Давайте, ребята, из этих снежинок составим одну большую снежинку. Сколько лучей у снежинки?
Д. Шесть.
У. А как называется работа, когда из частей собирают целое?
Д. Конструирование.
(Дети конструируют на доске снежинку.)
У. А сейчас расслабьтесь и послушайте музыку. (Звучит кантата Г. Свиридова «Поет зима, аукает..»). Где вы себя представили?
Д. В лесу.
У. И мы действительно окажемся в лесу, если составим из этих слов предложения. (На доске.)
- Шли, у_кой, тропинкой, лесника, дому, к.
- Солнце, вечернее, деревьев, золотило, верхушки.
- Домик, стоял, на, чудесной, поляне, лесной.
- Вокруг, молоденькие, ду_ки, росли, него.
Работают в парах, предлагают свои варианты текстов.
У. Выпишите слова с парной и подберите проверочные. (Проверка. Возврат к проблемному вопросу и повторение вывода.)
VІ. Итог.
У. С каким настроением закончили урок? А чем он был для вас интересен? Что нового узнали?