Цели урока:
- ознакомить учащихся с невидимой пищевой цепью и невидимой пирамидой в дубраве;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, внимательность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, 7 слайдов, выполненных на вкладке «Сортировщик страниц» и 5 видеофильмов во вкладке «Вложения» интерактивной доски; мультимедийые диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008», пособие для учащихся «Окружающий мир, 3 класс».
Ход урока.
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок под звуки леса)
2. Сообщение темы и целей урока.
Введение в тему.
Учитель.
Божья коровка
Улети на небо.
Там твои детки
Кушают конфетки.
- Кто не помнит этих слов с детства. Ваши знания об этом насекомом помогут отгадать тему урока.
Открывается файл интерактивной доски (приложение 1, слайд 1), на котором изображена божья коровка, вокруг которой кружки с буквами: д, т, к, у, б, ю.
- Как в народе называют божью коровку?
д - солнышко
т - тучка
- Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Учащиеся:
д - солнышко
ю - количество лет
у - к какому виду относится
Учащиеся: у - к какому виду относится
- Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
к - съедают её
б - обрывают нити и освобождают божью коровку
Учащиеся: б - обрывают нити и освобождают божью коровку
Учащиеся двигают нужный кружок по интерактивной доске и составляют слово дуб.
- Сегодня на уроке вы узнает, с кем дружит дуб, изучите экологически связи и пищевые цепи в дубовом лесу (приложение 1, слайд 2)
3. Актуализация знаний.
1) Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».
- Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?
Учащиеся: кто что ест.
- На какие группы делят животных в зависимости от питания?
Учащиеся: на растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.
(приложение 1, слайд 3)
- С чего начинаются цепи питания?
Учащиеся: с растений.
- Какое второе звено в цепи питания животных?
Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.
- Какое третье звено в цепи питания животных?
Учащиеся: насекомоядные или хищные животные.
2) Составление цепи питания божьей коровки
- К какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?
Учащиеся: насекомое- хищник.
- Составьте цепь питания божьей коровки.
Открывается слайд 4 (приложение 1), где идет работа по составлению цепи питания (учащиеся двигают карточки со словами «тля», «растения», «божья коровка»).
3) Тренинг «Составление цепей питания». Работа по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008 (раздел «Мир вокруг нас», вкладка «Игры», тема «Цепи питания»)
- Составьте цепи питания животных, выбери нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.
Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.
1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.
4. Изучение материала урока.
1) рассказ о дубе.
- Отправляемся в гости к дубу. А какой же он дуб? В чем его сила и слабость? Об этом расскажут ребята.
Три заранее подготовленных ученика рассказывают о дубе.
1 ученик. Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет. А если срубят дуб, от пня начиняют тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. Вырастает она из особых аварийных почек. Если, например, гусеницы съедят всю листву, дерево её опять разворачивает – из спящих почек.
2 ученик. Да, да дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позже других. А зимой от морозов часто погибают желуди. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, мышей, белок. Получается, что в желудях тоже слабость дуба.
3 ученик. Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. А вообще желуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них шапочки. Научное название этих шапочек – плюски. Они кажутся симпатичным украшением. На самом деле это не украшение, а защита. Когда желуди созревают и опадают, плюски еще некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.
Открывается мультимедийная панорама смешанного леса. (Мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)
2) Повторение правил поведения в лесу.
- Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу.
Учащиеся.
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
- Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Не уничтожать лягушек, жаб.
- Не трогать птичьи гнезда.
- Не приносить из леса животных домой.
3) Работа по схеме «Друзья дуба».
- Еще одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина. Отправляемся в дубраву. Посмотрите как много животных в дубраве. Продвигаясь по схеме, подумайте о том, как связаны все эти животные с дубом.
Открывается слайд 5 (приложение 1), схема, на которой справа расположены картинки с изображением животных)
- Кто должен быть во втором звене цепи?
Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.
- Выберите и выставьте таких животных напротив стрелок.
Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: кабана, лося, мышей, белку и сойку.
Учитель включает из «Вложений» фильмы о кабане и белке.
- Как эти животные связаны с дубом?
Учащиеся. Эти животные напрямую связаны с дубом. На них охотятся хищники.
Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: волка, лису, сову, змею и орла.
Учащиеся делают вывод о том, что хищники тоже связаны с дубом, хоть и косвенно.
Учитель включает из «Вложений» фильмы о волке и лисе.
- Мы видим, что отдельные цепи переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
4) Невидимая пирамида.
Учитель. Отгадайте загадки:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Учащиеся: желудь.
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
Учащиеся: мышь.
- У неё глаза большие
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
Учащиеся: сова.
- Составим цепь питания совы.
Открывается слайд 6 (приложение 1) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.
- Кто крупнее в этой цепи питания?
Учащиеся. Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.
- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?
Учащиеся. Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.
- И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.
Открывается слайд 7 (приложение 1) с изображением пирамиды; рисунков желудей, мышей, совы, карточек со словами: «сова», «мыши», «желуди».
- Как вы думаете, что будет в основании пирамиды? Почему?
Учащиеся. В основании пирамиды будут желуди, потому что их очень, очень много. Они начало пищевой цепи.
Один ученик «заполняет» (двигает картинки) желудями основание пирамиды, и придвигает карточку «желуди»
- А кого поместим в центр пирамиды?
Учащиеся. В середине пирамиды будут мыши, тат как их много, и они питаются желудями.
Один ученик вставляет картинку с мышами в середину пирамиды и придвигает карточку «мыши».
- И вершина пирамиды – сова (учитель придвигает картинку с изображением совы).
Учитель включает из «Вложений» фильм о сове.
Вывод: невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
5) работа в рабочей тетради «Окружающий мир»
- Составь экологическую пирамиду по тексту:
«На зеленом лугу летают бабочки, которых ловит ящерица, ящерицу поймает змея, а змею сокол».
Учащиеся записывают в пирамиду слова: бабочки, ящерица, змея, сокол.
5. Итог урока.
1) Тест на интерактивной доске. Учащиеся выделяют маркером правильный вариант ответа.
- Назовите друзей Дуба:
- лось
- медведь
- кабан
- мыши
- Кто напрямую связан с дубом?
- мыши
- волк
- сойка
- лось
- Кто косвенно связан с дубом?
- белка
- сова
- змея
- орел
Проверка с доски.
2) Обобщающий вывод:
- В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.
Домашнее задание.
- Приготовить сообщение об одном из друзей Дуба;
- Выполни задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составь несколько возможных цепей питания).