Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "С кем дружит дуб?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с невидимой пищевой цепью и невидимой пирамидой в дубраве;
  • развивать логическое мышление, наблюдательность, внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, 7 слайдов, выполненных на вкладке «Сортировщик страниц» и 5 видеофильмов во вкладке «Вложения» интерактивной доски; мультимедийые диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008», пособие для учащихся «Окружающий мир, 3 класс».

Ход урока.

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок под звуки леса)

2. Сообщение темы и целей урока.

Введение в тему.

Учитель.

Божья коровка
Улети на небо.
Там твои детки
Кушают конфетки.

- Кто не помнит этих слов с детства. Ваши знания об этом насекомом помогут отгадать тему урока.

Открывается файл интерактивной доски (приложение 1, слайд 1), на котором изображена божья коровка, вокруг которой кружки с буквами: д, т, к, у, б, ю.

- Как в народе называют божью коровку?

д - солнышко
т - тучка

- Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?

Учащиеся:

д - солнышко
ю - количество лет
у - к какому виду относится

Учащиеся: у - к какому виду относится

- Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?

к - съедают её
б - обрывают нити и освобождают божью коровку

Учащиеся: б - обрывают нити и освобождают божью коровку

Учащиеся двигают нужный кружок по интерактивной доске и составляют слово дуб.

- Сегодня на уроке вы узнает, с кем дружит дуб, изучите экологически связи и пищевые цепи в дубовом лесу (приложение 1, слайд 2)

3. Актуализация знаний.

1) Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».

- Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?

Учащиеся: кто что ест.

- На какие группы делят животных в зависимости от питания?

Учащиеся: на растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.
(приложение 1, слайд 3)

- С чего начинаются цепи питания?

Учащиеся: с растений.

- Какое второе звено в цепи питания животных?

Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.

- Какое третье звено в цепи питания животных?

Учащиеся: насекомоядные или хищные животные.

2) Составление цепи питания божьей коровки

- К какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?

Учащиеся: насекомое- хищник.

- Составьте цепь питания божьей коровки.

Открывается слайд 4 (приложение 1), где идет работа по составлению цепи питания (учащиеся двигают карточки со словами «тля», «растения», «божья коровка»).

3) Тренинг «Составление цепей питания». Работа по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008 (раздел «Мир вокруг нас», вкладка «Игры», тема «Цепи питания»)

- Составьте цепи питания животных, выбери нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.

Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.

1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.

4. Изучение материала урока.

1) рассказ о дубе.

- Отправляемся в гости к дубу. А какой же он дуб? В чем его сила и слабость? Об этом расскажут ребята.

Три заранее подготовленных ученика рассказывают о дубе.

1 ученик. Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет. А если срубят дуб, от пня начиняют тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. Вырастает она из особых аварийных почек. Если, например, гусеницы съедят всю листву, дерево её опять разворачивает – из спящих почек.

2 ученик. Да, да дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позже других. А зимой от морозов часто погибают желуди. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, мышей, белок. Получается, что в желудях тоже слабость дуба.

3 ученик. Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. А вообще желуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них шапочки. Научное название этих шапочек – плюски. Они кажутся симпатичным украшением. На самом деле это не украшение, а защита. Когда желуди созревают и опадают, плюски еще некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.

Открывается мультимедийная панорама смешанного леса. (Мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)

2) Повторение правил поведения в лесу.

- Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу.

Учащиеся.

  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
  • Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
  • Не уничтожать лягушек, жаб.
  • Не трогать птичьи гнезда.
  • Не приносить из леса животных домой.

3) Работа по схеме «Друзья дуба».

- Еще одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина. Отправляемся в дубраву. Посмотрите как много животных в дубраве. Продвигаясь по схеме, подумайте о том, как связаны все эти животные с дубом.

Открывается слайд 5 (приложение 1), схема, на которой справа расположены картинки с изображением животных)

- Кто должен быть во втором звене цепи?

Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.

- Выберите и выставьте таких животных напротив стрелок.

Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: кабана, лося, мышей, белку и сойку.

Учитель включает из «Вложений» фильмы о кабане и белке.

- Как эти животные связаны с дубом?

Учащиеся. Эти животные напрямую связаны с дубом. На них охотятся хищники.

Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: волка, лису, сову, змею и орла.

Учащиеся делают вывод о том, что хищники тоже связаны с дубом, хоть и косвенно.

Учитель включает из «Вложений» фильмы о волке и лисе.

- Мы видим, что отдельные цепи переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

4) Невидимая пирамида.

Учитель. Отгадайте загадки:

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

Учащиеся: желудь.

- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.

Учащиеся: мышь.

- У неё глаза большие
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.

Учащиеся: сова.

- Составим цепь питания совы.

Открывается слайд 6 (приложение 1) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.

- Кто крупнее в этой цепи питания?

Учащиеся. Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.

- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?

Учащиеся. Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.

- И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.

Открывается слайд 7 (приложение 1) с изображением пирамиды; рисунков желудей, мышей, совы, карточек со словами: «сова», «мыши», «желуди».

- Как вы думаете, что будет в основании пирамиды? Почему?

Учащиеся. В основании пирамиды будут желуди, потому что их очень, очень много. Они начало пищевой цепи.

Один ученик «заполняет» (двигает картинки) желудями основание пирамиды, и придвигает карточку «желуди»

- А кого поместим в центр пирамиды?

Учащиеся. В середине пирамиды будут мыши, тат как их много, и они питаются желудями.

Один ученик вставляет картинку с мышами в середину пирамиды и придвигает карточку «мыши».

- И вершина пирамиды – сова (учитель придвигает картинку с изображением совы).

Учитель включает из «Вложений» фильм о сове.

Вывод: невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.

5) работа в рабочей тетради «Окружающий мир»

- Составь экологическую пирамиду по тексту:

«На зеленом лугу летают бабочки, которых ловит ящерица, ящерицу поймает змея, а змею сокол».

Учащиеся записывают в пирамиду слова: бабочки, ящерица, змея, сокол.

5. Итог урока.

1) Тест на интерактивной доске. Учащиеся выделяют маркером правильный вариант ответа.

- Назовите друзей Дуба:

  1. лось
  2. медведь
  3. кабан
  4. мыши

- Кто напрямую связан с дубом?

  1. мыши
  2. волк
  3. сойка
  4. лось

- Кто косвенно связан с дубом?

  1. белка
  2. сова
  3. змея
  4. орел

Проверка с доски.

2) Обобщающий вывод:

- В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.

Домашнее задание.

  • Приготовить сообщение об одном из друзей Дуба;
  • Выполни задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составь несколько возможных цепей питания).