Цель урока:
- Дать понятие напряжения и его объяснение; познакомить с формулой и единицей напряжения; изучить прибор для измерения напряжения и правила включения его в цепь.
- Развивать навыки сборки цепи; мышление; память; речь; интерес к предмету; умение применять полученные знания на практике.
- Воспитание чувства ответственности, коллективизма, добросовестного отношения к выполнению заданий, самодисциплины.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Выполнение тестового задания с применением перфокарт.
Учащимся раздаются чистые листы, на которые накладываются перфокарты – листы с вырезанными кружками, соответствующими трём вариантам ответов и шести вариантам вопросов.
О | О | О |
О | О | О |
О | О | О |
О | О | О |
О | О | О |
О | О | О |
Учитель читает вопросы:
- Сила тока обозначается…..
- Сила тока измеряется…..
- Формула для вычисления силы тока…..
- Прибор включается в цепь…..
- Единица электрического заряда…..
- Сколько Ампер в 1 мА?
На доске записаны варианты ответов:
1 | А | I | R |
2 | Вольтметром | часами | амперметром |
3 | F = m a | I = q / t | q = I t |
4 | параллельно | последовательно | первым |
5 | 1 сек | 1 метр | 1 Кулон |
6 | 0,001А | 10А | 100А |
Учащиеся, прослушав вопрос, находят правильный ответ и вносят его в соответствующее место на листе с перфокартой (закрашивают кружок).Собрали листочки, складываем стопкой, прокалываем правильные ответы, проверяя верхний лист. Таким образом, видна картина правильности ответов на любом из листов. Оцениваем.
2. Объяснение нового материала.
1. Техника безопасности при работе с электрическим оборудованием.
2. Мобилизация знаний:
- Вспомните, ребята, что называют работой тока? Работу электрического поля, создающего ток, называют работой тока.
- Что же это за величина-работа тока? От чего она зависит?
Можно с уверенностью сказать, что она зависит от силы тока, т.е.от электрического заряда, протекающего по цепи в 1с , а так же от новой для вас величины, которая называется электрическим напряжением.
Напряжение-это физическая величина, характеризующая электрическое поле и показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Оно обозначается буквой U. Для вычисления напряжения используется формула: U = A / q .Единица напряжения названа Вольтом (В) в честь итальянского учёного Алессандро Вольта, создавшего первый гальванический элемент.За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1Кл по этому проводнику равна 1Дж. 1В = 1Дж / 1КлКроме вольта применяют дольные и кратные ему единицы: милливольт (мВ) и киловольт(кВ). 1мВ = 0,001В 1кВ = 1000ВДля измерения напряжения на полюсах источника тока или на каком-нибудь участке цепи применяют прибор, называемый вольтметром. Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение. Такое включение прибора называют параллельным. Сборка цепи и чертёж схемы, содержащей вольтметр. Объясняется, как обозначается прибор на схеме.
3. Работа с учебником. Рассматриваем и объясняем рисунки 65, 66, 67.
4. Составим опорный конспект.
Напряжение
Буква | U |
Формула | U = A / q |
Единица | 1 Вольт |
Дольные и | 1кВ = 1000В |
кратные единицы | 1мВ = 0,001В |
Прибор | вольтметр |
Включение в цепь | параллельно |
5. Демонстрация вольтметров разного вида с рассказом и объяснением их принципа работы.
3. Физкультминутка
Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных карточек с двумя ответами .Задаёт вопросы. Если верный ответ записан вверху – поднимаем руки вверх, шевелим пальцами; если правильный ответ внизу – руки вниз, приседаем.
- Буква, обозначающая заряд.
- Буква, обозначающая силу тока.
- Единица заряда...
4. Закрепление полученных знаний.
Переведите данные значения напряжения в Вольт:
1-й вариант:
2,5кВ =
734мВ =
0,564кВ =
15,5мВ =
2-й вариант:
47,24кВ =
283мВ =
7,95кВ =
14,8мВ =
Обменяйтесь тетрадями в парах, проверяем.
Работа в группах.
Первая группа собирает цепь из имеющихся на столах приборов и определяет цену деления вольтметра. (Приборы: источник тока, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр)
Вторая группа рассматривает рисунок 66, рисует схему, определяет цену деления вольтметра и амперметра.
Учитель следит за работой первой группы, проверяет соединения приборов, даёт разрешение на включение цепи в сеть.
Проверка и анализ работы групп.
У доски решение учеником задачи по теме.
Устная задача:
С какими значениями электрического напряжения приходится встречаться человеку в быту? (127В, 220В)
Подведение итогов урока.
У вас на партах лежат карточки с вопросами, ответы на которые вы должны были получить на сегодняшнем уроке. Опрос по вопросам.
- Что называют работой тока?
- Как объяснить электрическое напряжение на участке цепи?
- Формула для вычисления напряжения.
- Дольные и кратные единицы напряжения.
- Назначение вольтметра и правила включения его в цепь.
Молодцы, ребята! Оценки за урок.
Домашнее задание. (Дифференцированное)
А) п.39,40, вопросы стр.92,93, №1267 (Лукашик)
В) +А), +№1265 (Лукашик)