Пояснительная записка
Программа по предмету «Графика и дизайн» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа позволяет получить знания, умения и навыки по предмету «Графика и дизайн», представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение часов по разделам курса.
Изучаемые темы и разделы построены в логической последовательности учебного процесса с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей учащихся. Содержание курса «Графика и дизайн» соответствует базовому уровню графического языка, изучаемого в курсе черчения и графического дизайна.
Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой, политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умений составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться в процессе трудовой деятельности.
Чтение, выполнение чертежей и эскизов деталей, а также сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники.
Предлагаемый в программе курс основан на изучении формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях, выполнении графической документации.
Структура документа
Данная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, и последовательность изучения тем.
Общая характеристика
Программа составлена с учетом знаний школьников по предметам – изобразительное искусство в 5, 6, 7 классах и черчение в 8 классе.
Курс предмета открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, формирует эстетическую культуру школьников, посредством изобразительно – пластического языка. Программа предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно – технического характера.
Содержание курса опирается на эстетическое восприятие действительности, с помощью которого формируется профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, позволяет овладеть знаниями элементарных основ графического рисунка и графического дизайна, законов оптики и зрительных иллюзий, света и цвета.
Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы, а также их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства осуществляется на основе усвоения приемов логического мышления.
Курс предмета «Графика и дизайн» состоит из двух разделов: черчение и графический дизайн. В разделе черчение рассматриваются следующие направления:
- сечения и разрезы
- типовые соединения деталей
- сборочные чертежи
- строительные чертежи.
В разделе основы графического дизайна изучается материал по направлениям:
- цвет
- свет, тень
- перспектива
- форма и стилизация
- композиция
- орнамент.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Приоритетными методиками является упражнения, практические, графические работы и метод проектов.
Интегрированный характер содержания обучения «Графика и дизайн» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с геометрией, алгеброй, физикой и техническим трудом, историей и искусством.
Цели курса:
- изучение передачи и хранения информации о предметном мире посредством графического языка, с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания;
- овладение умениями проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессионального планов;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение в пространстве.
Задачи курса:
- овладение навыками самостоятельной работы с учебниками и справочными пособиями;
- развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпринимательства, ответственности за результат своей деятельности;
- развитие элементарных навыков культуры труда: организации рабочего места, применения рациональных приемов работы с инструментами, развитие глазомера.
Ожидаемый результат обучения
Учащиеся должны определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Анализировать и описывать геометрическую форму тела. Уметь понимать наглядное изображение не только по общему виду, но и путем детального анализа. Уметь воссоздать по проекциям целостный образ предмета. Применять знания по построению композиции, перспективы, орнамента. Знать основы дизайна и цветоведения и применять их на практике. Уметь творчески решать учебные практические задачи, искать оригинальные решения, используя знания по основам дизайна и графических построений.
Уметь самостоятельно выполнять различные творческие задачи и участвовать в проектной деятельности. Уметь самостоятельно аргументировать ответы и формулировать выводы, выбирать и использовать средства информации и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, чертежей, эскизов). Владеть умениями совместной деятельности; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
теоретические | практические | Общее количество | ||
I | Черчение | 11 ч | ||
1. | Повторение сведений о способах проецирования. | 1 | 2 | |
2. | Способы проецирования. | 1 | ||
3. | Общие сведения о сечениях и разрезах. | 1 | 3 | |
4. | Разрезы и сечения. | 1 | ||
5. | Графическая работа «Разрезы». | 1 | ||
6. | Типовые соединения деталей | 1 | 6 | |
7. | Графическая работа «Шпилечное соединение». | 1 | ||
8. | Сборочные чертежи. | 1 | ||
9. | Сборочные чертежи. Практическая работа. | 1 | ||
10. | Графическая работа. «Сборочные чертежи». | 1 | ||
11. | Строительные чертежи. | 1 | ||
II | Основы графического дизайна. | 23 ч | ||
12. | Основы графического дизайна. Инструменты: кисть, перо, губка, тушь, акварель, гуашь. | 1 | ||
13. | Восприятие цвета. | 1 | ||
14. | Колорит. Свет, тень. | 1 | ||
15. | Перспектива. Линия горизонта. Линейная перспектива.. Пропорции | 1 | ||
16. | Графическая работа. «Построение линейной перспективы». | 1 | ||
17. | Формы и их стилизация. | 1 | ||
18. | Основы композиции. Правила составления композиции. Виды композиции. | 1 | ||
19. | Центр композиции. Статика. Динамика.Передача ритма, движения и покоя. | 1 | ||
20. | Симметрия и асимметрия. | 1 | ||
21. | Графическая работа «Композиция». | 1 | ||
22. | Графическая работа «Статика и динамика в композиции». | 1 | ||
23. | Стили в дизайне. | 1 | ||
24. | Основы дизайна. Психология восприятия визуальной информации. Энергия и ее отсутствие. Минор и мажор. | 1 | ||
25. | Орнамент. Освоение закономерностей орнаментальных построений. | 1 | ||
26. | Графическая работа. «Построение орнамента» | 1 | ||
27. | Интерьер. Правила построения. | 1 | ||
28. | Эскиз стола. | 1 | ||
29. | Эскиз стула. | 1 | ||
30. | Графическая работа. «Дизайн мебели». | 1 | ||
31. | Разработка дизайн – проекта интерьера (по выбору). | 1 | ||
32. | Разработка дизайн – проекта интерьера (по выбору). | 1 | ||
33. | Разработка дизайн – проекта интерьера (по выбору). | 1 | ||
34 | Защита проекта. | 1 | ||
Общее количество часов по разделам | 19 | 15 | 34 ч |
Основное содержание программы
I. Черчение. (11 часов)
1.1. Повторение сведений о способах проецирования. (2 ч.)
Проецирование. Проекция. Способы проецирования – параллельное (косоугольное, прямоугольное) и центральное. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Расположение видов на чертеже: главный, вид сверху, вид слева.
1.2. Общие сведения о сечениях и разрезах. (3 ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Разрезы. Различие между сечениями разрезами. Простые разрезы (фронтальный, горизонтальный и профильный).
Соединение части вида и части разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Чтение чертежей.
1.3. Сборочные чертежи. (5 ч.)
Типовые соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Болтовое, шпилечное, шпоночное, штифтовое, винтовое. Изображение резьбы на стержне. Обозначение метрической резьбы. Работа со справочным материалом. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Выполнение шпоночного соединения.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Штриховка сечений и смежных деталей. Чтение сборочных чертежей.
1.4. Строительные чертежи. (1ч.)
Понятие о строительных чертежах. Их назначение. Фасад. План. Разрез. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-техническое оборудование. Чтение несложных строительных чертежей.
II. Основы графического дизайна. (23часа)
2.1.Основы графического дизайна. (1ч.)
Виды графики. Линия. Штрихи. Точки. Инструменты: кисть, перо, губка, тушь, акварель, гуашь, бумага.
Линия. Силуэт. Пятно и пространство. Различные художественные приемы. Их возможности и особенности решения и обозначения. Выражение зрительного ощущения плоскости и пространства, объема.
2.2. Восприятие цвета. Смешение цветов. (2 ч.)
Понятие о цвете. Ахроматические и хроматические цвета. Передача цветом и тоном предметов с натуры. Многообразие оттенков одного и того же цвета. Передача состояния и настроения в цветовом решении образа. Колорит. Понятие спектра. Локальный цвет. Способы смешения цветов: оптический, пространственный и механический. Использование смешения цветов. Правила передачи светотени. Виды освещения: фронтальное, боковое, контражурное. Состав светотени. Свет как средство выявления объема предмета и характера их поверхности.
Тень как средство передачи освещения. Тень собственная, тень падающая. Выразительные возможности линии в светотеневом изображении. Способы передачи освещения как средство решения образа состояния постановки, композиции. Тень – средство создания образа.
2.3. Перспектива. Линия горизонта. (2 ч.)
Линия горизонта. Точка схода. Линия перспективы. Точка зрения. Оптические иллюзии. Линейная перспектива. Перспектива квадрата, круга. Фронтальная, угловая перспективы. Изображение отдельных предметов с учетом законов перспективы.
2.4. Форма и их стилизация. (1 ч.)
Передача характерных особенностей формы, пропорций и конструкций, предметов. Выразительность формы и внешний вид изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм. Масса, фактура, величина, геометрический вид. Положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Форма и стиль.
2.5. Композиция. (5 ч.)
Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое целое сюжета, художественного материала, художественной формы и технических приемов исполнения. Законы композиции. Свойства и качество композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Золотое сечение. Роль композиционных законов в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий. Компоновка изображения. Симметрия и асимметрия в композиции. Центр композиции. Статика и динамика. Передача ритма, движения и покоя.
2.6. Основы дизайна. (8 ч.)
Понятие дизайна. Дизайн и стиль (готический, классический, пуристический, минимализм, хайтэк). Стилевой акцент. Среда. Психологическое восприятие визуальной информации. Энергия и ее отсутствие. Минор и мажор. Орнамент. Освоение закономерностей орнаментальных построений. Главные элементы растительного орнамента. Принципы орнаментальной композиции. Раппорт. Дизайн интерьера. Колористика интерьера. Построение эскизов стола и стула.
2.7. Проектная деятельность. (4 ч.)
Разработка дизайн – проекта интерьера. Построение перспективы интерьера. Точка схода. Точка зрения. Среда. Пропорции. Композиция. Колористика. Пространство и стиль. Самостоятельная работа по проекту. Выбор материала и объекта. Дизайн объекта. Защита проекта.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 классов по предмету «Графика и дизайн»
В результате изучения предмета ученик должен по черчению:
знать
- условное изображение резьбы;
- правила построения сборочных чертежей;
- правила построения, обозначения и чтения сечений и разрезов;
- виды соединений;
- назначение и применение строительных чертежей, их разновидности;
уметь
- анализировать форму изделия и его составляющих;
- выполнять сборочные чертежи;
- читать чертежи;
- оформлять сборочные и строительные чертежи;
по основам графики и дизайна:
знать
- виды и основы графики, материалы;
- понятия: линия, штрих, точка;
- цвет, хроматические, ахроматические; смешение цветов;
- колористка, спектр;
- тень, светотень;
- перспектива, линия горизонта;
- форма и пространство;
- композиция, основы композиции, центр композиции;
- статика и динамика;
- дизайн;
- орнамент;
уметь
- применять различные выразительные средства;
- анализировать и передавать форму, объем предмета с помощью различных художественных приемов;
- строить перспективу интерьера и пленера;
- выполнять наброски, эскизы объектов, соблюдая требования к оформлению;
- самостоятельно проектировать объекты, учитывая форму, фактуру, расположение в пространстве;
- самостоятельно анализировать, контролировать и оценивать проектную деятельность.
Терминологический перечень графических понятий
Анализ геометрической формы предмета – мысленное разделение формы предмета на составляющие его геометрические тела.
Графическая информация – совокупность данных о геометрической форме, положении, ориентации в пространстве, технических, технологических и других характеристиках изображенных предметов.
Графическое отображение информации – процесс получения графических изображений, содержащих информацию об объектах.
Моделирование формы предметов – деятельность, направленная на изменение ранее существующей формы предметов по заданным параметрам при сохранении их функционального назначения.
Форма (геометрическая) – качество любого предмета (изделия), имеющее геометрические свойства предмета и обеспечивающие определенность внешнего облика.
Список литературы
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.,1987.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
- Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла: В 2 ч. – М., 1986.
- Воротников И.А. Занимательное черчение: книга для учащихся средних школ. – М.: Просвещение, 1990.
- Соболев Н.Н. Русский орнамент. – М.: Просвещение, 1984.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 классов: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 классов: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.
- Черчение: учебник для 7-8 классов общеобразовательной школы/ А.Д. Ботвинников, В.И. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1991.