Программа "Графика и дизайн" в 9-м классе

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Программа по предмету «Графика и дизайн» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа позволяет получить знания, умения и навыки по предмету «Графика и дизайн», представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение часов по разделам курса.

Изучаемые темы и разделы построены в логической последовательности учебного процесса с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей учащихся. Содержание курса «Графика и дизайн» соответствует базовому уровню графического языка, изучаемого в курсе черчения и графического дизайна.

Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой, политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умений составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться в процессе трудовой деятельности.

Чтение, выполнение чертежей и эскизов деталей, а также сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники.

Предлагаемый в программе курс основан на изучении формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях, выполнении графической документации.

Структура документа

Данная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, и последовательность изучения тем.

Общая характеристика

Программа составлена с учетом знаний школьников по предметам – изобразительное искусство в 5, 6, 7 классах и черчение в 8 классе.

Курс предмета открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, формирует эстетическую культуру школьников, посредством изобразительно – пластического языка. Программа предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно – технического характера.

Содержание курса опирается на эстетическое восприятие действительности, с помощью которого формируется профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, позволяет овладеть знаниями элементарных основ графического рисунка и графического дизайна, законов оптики и зрительных иллюзий, света и цвета.

Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы, а также их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства осуществляется на основе усвоения приемов логического мышления.

Курс предмета «Графика и дизайн» состоит из двух разделов: черчение и графический дизайн. В разделе черчение рассматриваются следующие направления:

  • сечения и разрезы
  • типовые соединения деталей
  • сборочные чертежи
  • строительные чертежи.

В разделе основы графического дизайна изучается материал по направлениям:

  • цвет
  • свет, тень
  • перспектива
  • форма и стилизация
  • композиция
  • орнамент.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Приоритетными методиками является упражнения, практические, графические работы и метод проектов.

Интегрированный характер содержания обучения «Графика и дизайн» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с геометрией, алгеброй, физикой и техническим трудом, историей и искусством.

Цели курса:

  • изучение передачи и хранения информации о предметном мире посредством графического языка, с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания;
  • овладение умениями проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессионального планов;
  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение в пространстве.

Задачи курса:

  • овладение навыками самостоятельной работы с учебниками и справочными пособиями;
  • развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
  • развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предпринимательства, ответственности за результат своей деятельности;
  • развитие элементарных навыков культуры труда: организации рабочего места, применения рациональных приемов работы с инструментами, развитие глазомера.

Ожидаемый результат обучения

Учащиеся должны определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Анализировать и описывать геометрическую форму тела. Уметь понимать наглядное изображение не только по общему виду, но и путем детального анализа. Уметь воссоздать по проекциям целостный образ предмета. Применять знания по построению композиции, перспективы, орнамента. Знать основы дизайна и цветоведения и применять их на практике. Уметь творчески решать учебные практические задачи, искать оригинальные решения, используя знания по основам дизайна и графических построений.

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие задачи и участвовать в проектной деятельности. Уметь самостоятельно аргументировать ответы и формулировать выводы, выбирать и использовать средства информации и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, чертежей, эскизов). Владеть умениями совместной деятельности; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Тематический план

№ п/п Разделы, темы Количество часов
теоретические практические Общее количество
I Черчение     11 ч
1. Повторение сведений о способах проецирования. 1   2
2. Способы проецирования. 1    
3. Общие сведения о сечениях и разрезах. 1   3
4. Разрезы и сечения. 1    
5. Графическая работа «Разрезы».   1  
6. Типовые соединения деталей 1   6
7. Графическая работа «Шпилечное соединение».   1  
8. Сборочные чертежи. 1    
9. Сборочные чертежи. Практическая работа.   1  
10. Графическая работа. «Сборочные чертежи».   1  
11. Строительные чертежи. 1    
II Основы графического дизайна.     23 ч
12. Основы графического дизайна. Инструменты: кисть, перо, губка, тушь, акварель, гуашь. 1    
13. Восприятие цвета. 1    
14. Колорит. Свет, тень. 1    
15. Перспектива. Линия горизонта. Линейная перспектива.. Пропорции 1    
16. Графическая работа. «Построение линейной перспективы».   1  
17. Формы и их стилизация. 1    
18. Основы композиции. Правила составления композиции. Виды композиции. 1    
19. Центр композиции. Статика. Динамика.Передача ритма, движения и покоя. 1    
20. Симметрия и асимметрия. 1    
21. Графическая работа «Композиция».   1  
22. Графическая работа «Статика и динамика в композиции».   1  
23. Стили в дизайне. 1    
24. Основы дизайна. Психология восприятия визуальной информации. Энергия и ее отсутствие. Минор и мажор. 1    
25. Орнамент. Освоение закономерностей орнаментальных построений. 1    
26. Графическая работа. «Построение орнамента»   1  
27. Интерьер. Правила построения. 1    
28. Эскиз стола.   1  
29. Эскиз стула.   1  
30. Графическая работа. «Дизайн мебели».   1  
31. Разработка дизайн – проекта интерьера (по выбору).   1  
32. Разработка дизайн – проекта интерьера (по выбору).   1  
33. Разработка дизайн – проекта интерьера (по выбору).   1  
34 Защита проекта.   1  
Общее количество часов по разделам 19 15 34 ч

Основное содержание программы

I. Черчение. (11 часов)

1.1. Повторение сведений о способах проецирования. (2 ч.)

Проецирование. Проекция. Способы проецирования – параллельное (косоугольное, прямоугольное) и центральное. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Расположение видов на чертеже: главный, вид сверху, вид слева.

1.2. Общие сведения о сечениях и разрезах. (3 ч.)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Разрезы. Различие между сечениями разрезами. Простые разрезы (фронтальный, горизонтальный и профильный).
Соединение части вида и части разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Чтение чертежей.

1.3. Сборочные чертежи. (5 ч.)

Типовые соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Болтовое, шпилечное, шпоночное, штифтовое, винтовое. Изображение резьбы на стержне. Обозначение метрической резьбы. Работа со справочным материалом. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Выполнение шпоночного соединения.

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Штриховка сечений и смежных деталей. Чтение сборочных чертежей.

1.4. Строительные чертежи. (1ч.)

Понятие о строительных чертежах. Их назначение. Фасад. План. Разрез. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-техническое оборудование. Чтение несложных строительных чертежей.

II. Основы графического дизайна. (23часа)

2.1.Основы графического дизайна. (1ч.)

Виды графики. Линия. Штрихи. Точки. Инструменты: кисть, перо, губка, тушь, акварель, гуашь, бумага.

Линия. Силуэт. Пятно и пространство. Различные художественные приемы. Их возможности и особенности решения и обозначения. Выражение зрительного ощущения плоскости и пространства, объема.

2.2. Восприятие цвета. Смешение цветов. (2 ч.)

Понятие о цвете. Ахроматические и хроматические цвета. Передача цветом и тоном предметов с натуры. Многообразие оттенков одного и того же цвета. Передача состояния и настроения в цветовом решении образа. Колорит. Понятие спектра. Локальный цвет. Способы смешения цветов: оптический, пространственный и механический. Использование смешения цветов. Правила передачи светотени. Виды освещения: фронтальное, боковое, контражурное. Состав светотени. Свет как средство выявления объема предмета и характера их поверхности.

Тень как средство передачи освещения. Тень собственная, тень падающая. Выразительные возможности линии в светотеневом изображении. Способы передачи освещения как средство решения образа состояния постановки, композиции. Тень – средство создания образа.

2.3. Перспектива. Линия горизонта. (2 ч.)

Линия горизонта. Точка схода. Линия перспективы. Точка зрения. Оптические иллюзии. Линейная перспектива. Перспектива квадрата, круга. Фронтальная, угловая перспективы. Изображение отдельных предметов с учетом законов перспективы.

2.4. Форма и их стилизация. (1 ч.)

Передача характерных особенностей формы, пропорций и конструкций, предметов. Выразительность формы и внешний вид изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм. Масса, фактура, величина, геометрический вид. Положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Форма и стиль.

2.5. Композиция. (5 ч.)

Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое целое сюжета, художественного материала, художественной формы и технических приемов исполнения. Законы композиции. Свойства и качество композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Золотое сечение. Роль композиционных законов в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий. Компоновка изображения. Симметрия и асимметрия в композиции. Центр композиции. Статика и динамика. Передача ритма, движения и покоя.

2.6. Основы дизайна. (8 ч.)

Понятие дизайна. Дизайн и стиль (готический, классический, пуристический, минимализм, хайтэк). Стилевой акцент. Среда. Психологическое восприятие визуальной информации. Энергия и ее отсутствие. Минор и мажор. Орнамент. Освоение закономерностей орнаментальных построений. Главные элементы растительного орнамента. Принципы орнаментальной композиции. Раппорт. Дизайн интерьера. Колористика интерьера. Построение эскизов стола и стула.

2.7. Проектная деятельность. (4 ч.)

Разработка дизайн – проекта интерьера. Построение перспективы интерьера. Точка схода. Точка зрения. Среда. Пропорции. Композиция. Колористика. Пространство и стиль. Самостоятельная работа по проекту. Выбор материала и объекта. Дизайн объекта. Защита проекта.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 классов по предмету «Графика и дизайн» 

В результате изучения предмета ученик должен по черчению:

знать

  1. условное изображение резьбы;
  2. правила построения сборочных чертежей;
  3. правила построения, обозначения и чтения сечений и разрезов;
  4. виды соединений;
  5. назначение и применение строительных чертежей, их разновидности;

уметь 

  1. анализировать форму изделия и его составляющих;
  2. выполнять сборочные чертежи;
  3. читать чертежи;
  4. оформлять сборочные и строительные чертежи;

по основам графики и дизайна:

знать

  1. виды и основы графики, материалы;
  2. понятия: линия, штрих, точка;
  3. цвет, хроматические, ахроматические; смешение цветов;
  4. колористка, спектр;
  5. тень, светотень;
  6. перспектива, линия горизонта;
  7. форма и пространство;
  8. композиция, основы композиции, центр композиции;
  9. статика и динамика;
  10. дизайн;
  11. орнамент;

уметь 

  1. применять различные выразительные средства;
  2. анализировать и передавать форму, объем предмета с помощью различных художественных приемов;
  3. строить перспективу интерьера и пленера;
  4. выполнять наброски, эскизы объектов, соблюдая требования к оформлению;
  5. самостоятельно проектировать объекты, учитывая форму, фактуру, расположение в пространстве;
  6. самостоятельно анализировать, контролировать и оценивать проектную деятельность.

Терминологический перечень графических понятий 

Анализ геометрической формы предмета – мысленное разделение формы предмета на составляющие его геометрические тела.

Графическая информация – совокупность данных о геометрической форме, положении, ориентации в пространстве, технических, технологических и других характеристиках изображенных предметов.

Графическое отображение информации – процесс получения графических изображений, содержащих информацию об объектах.

Моделирование формы предметов – деятельность, направленная на изменение ранее существующей формы предметов по заданным параметрам при сохранении их функционального назначения.

Форма (геометрическая) – качество любого предмета (изделия), имеющее геометрические свойства предмета и обеспечивающие определенность внешнего облика.

 Список литературы

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М.,1987.
  2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
  3. Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла: В 2 ч. – М., 1986.
  4. Воротников И.А. Занимательное черчение: книга для учащихся средних школ. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Соболев Н.Н. Русский орнамент. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 классов: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996.
  7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 классов: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.
  8. Черчение: учебник для 7-8 классов общеобразовательной школы/ А.Д. Ботвинников, В.И. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1991.