К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения

Разделы: Общепедагогические технологии


Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Таким образом, в современное школьное образование необходимо включение такого его элемента, как исследовательская деятельность учащихся. Для этого предлагается применение методики организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильной гимназии, которая может помочь реализовать творческий потенциал педагогов и их воспитанников.

Цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью исследовательской деятельности являлась подготовка адаптированных к вузовской системе учащихся и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения – создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня. Задачи, которые необходимо решить при организации исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения:

  1. Повышение квалификации педагогов-экспериментаторов, формирование исследовательских умений и навыков у учащихся.
  2. Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы.
  3. Регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и учителя – научного руководителя.

При решении этих задач для организации исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения необходимо создание трех методических блоков, которые реализуются в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения (табл. 1).

Методические блоки для организации исследовательской деятельности учащихся в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения

Методический блок Наименование Содержание
Повышение квалификации педагогов-экспериментаторов, формирование исследовательских умений и навыков учащихся-исследователей Повышение педагогического мастерства учителя Проведение курса «Метод проектных работ»; школьных семинаров для педагогов-научных руководителей исследовательских работ и педагогов-экспериментаторов.
Определение характера исследования педагогом и учеником-исследователем Формирование исследовательских умений и навыков учащихся-исследователей.
Проведение занятий при формировании исследовательских умений и навыков учащихся-исследователей. Проведение проектных уроков, специальных курсов по предмету, специального курса «Введение в научное исследование».
Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы Организация школьного научного общества, творческих мастерских, научных секций, научно-практических конференций.
Регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и учителя - научного руководителя Планирование работы Создание учебного плана исследовательской работы, календарного плана учащегося.
Определение контингента учащихся Выявление заинтересованных учащихся 9-11 классов.
Выбор форм защиты исследовательской работы Подготовка доклада, творческой работы, исследовательской работы, проекта.
Участие в научно-практических конференциях. Подготовка к участию в школьной, городской, региональной научно-практических конференциях.

Таким образом, вся деятельность многопрофильного общеобразовательного учреждения по организации исследовательской деятельности должна быть направлена на разработку этих блоков. Эта деятельность направлена рождение и воспитание молодого исследователя, что является главным положительным прогнозируемым результатом. В таблице 1 показано содержание трех методических блоков, необходимых для организации исследовательской деятельности учащихся в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения, их зависимость друг от друга и основное содержание каждого.

Исследовательской работе школьников, их участию в трех научных секциях (физико-математической, гуманитарной и естественнонаучной) школьного научного общества предшествует обязательный спецкурс «Введение в научное исследование». Этот спецкурс может вводиться в первый год обучения (9 класс), поскольку он способствует развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

I. Основная цель спецкурса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

II. Основные задачи:

  1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
  2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
  3. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
  4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

III. Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе (медиа-центре).

IV. Место спецкурса в системе проектно-исследовательской работы в школе: спецкурс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.

V. Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

VI. Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм и методов исследовательской работы, умение организовать научное исследование, определить тему исследовательской работы, сформировать в воспитаннике навыки постановки цели исследования и задач исследования, определения объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы исследования.

VII. Контроль: выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)

VIII. Результативность: (количество учащихся, полностью или частично прослушавших данный курс).

Курс «Введение в научное исследование» состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которого ученики готовят реферат по избранной теме. Курс читается только для заинтересованных учеников, с мотивацией на исследовательскую деятельность. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования, формулировать гипотезу исследования. Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат становится тем «нервом», который определяет весь ход дальнейшего исследования. Делает исследовательскую работу продуктивной, логичной и завершенной. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями. Параллельно с курсом «Введение в научное исследование» для учащихся 9-х классов разрабатываются и читаются курсы по предпрофильной специализации, профессиональной ориентации, которые позволяют выстраивать индивидуальную траекторию образовательного пути учащихся с учетом их склонностей, интересов, помогают сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах (самостоятельность и ответственность выбора). Эта работа может быть организована как в рамках отдельного образовательного учреждения, так и в рамках муниципальной образовательной сети города; вариант: в рамках городского научного общества учащихся. Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий. К концу 9-го класса учащиеся вместе с учителем выбирают тему исследования и представляют ее с обзором литературы и источников по своей теме на Совете школьного научного общества с оформлением соответствующего задания. Задание (или тема доклада, реферата) составляется учителем – научным руководителем совместно с учеником. Задание для ученика следует формулировать таким образом, чтобы удовлетворительное решение задачи исследования было связано с объемом работы, который может выполнить ученик в сроки, определяемые советом школьного научного общества.

Выбор темы и формулирование цели исследования

На наш взгляд, это самый важный и самый сложный этап начала работы ученика и учителя над исследованием. Чем конкретнее название темы, тем грамотнее. Так, темой исследования не может быть раздел предметной области (например, «Физические явления в химии»), не может быть отдельная тема учебного курса (например, «Великая французская революция»). В выборе темы помогут вопросы: что изучаете в данной теме, зачем, почему, к чему в конечном итоге вы стремитесь? Вопросы заставят школьника думать и целенаправленно искать точку отсчета начатого исследования. Напрямую это относится и к определению целей и проблем исследования. Необходимо подсказать ученику при формулировании цели работы использовать глаголы, такие как описать, выявить, проанализировать, провести сравнительный анализ, систематизировать, обобщить и т.д. Важнейшим этапом является подбор и анализ литературы по вопросу. Поиск темы, проблемы, цели исследования и изучение на этом этапе большого количества литературы – самый интересный период – период размышления. Во второй год обучения исследовательской работы проблемным представляется – скрупулезного составления календарного плана (до педантичности) и освоения методики исследования.

Программа спецкурса «Введение в научное исследование»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения спецкурса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи спецкурса: изучение основ методологии исследовательской деятельности, структуры и правил оформления исследовательской работы.

По окончании спецкурса «Введение в научное исследование» учащиеся должны знать:

  • Основы методологии исследовательской деятельности;
  • Структуру и правила оформления исследовательской работы.

По окончании изучения спецкурса «Введение в научное исследование» учащиеся должны уметь:

  • Формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
  • Составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
  • Выделять объект и предмет исследования;
  • Формулировать гипотезу исследовательской работы;
  • Работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • Выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования;
  • Оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы;
  • Рецензировать чужую исследовательскую работу.

По окончании изучения спецкурса «Введение в научное исследование» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция; анализ; апробация; библиография; гипотеза исследования; дедукция; закон; закономерность; индукция; историзм; концепция; метод; моделирование; наблюдение; наука; обобщение; объект исследования; предмет исследования; принцип; рецензия на исследовательскую работу; синтез; сравнение; теория; факт; эксперимент.

Характеристика содержания спецкурса «Введение в научное исследование»

Содержание спецкурса (Введение в научное исследование) базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

  1. Формирование представлений о роли и ценности научного познания и научной деятельности.
  2. Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, ее методах.
  3. Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Эти направления призваны сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к его защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Отбор содержания спецкурса проводится с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования ученического научно-исследовательского общества, на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие учебно-исследовательскую работу школьников, как:

  • Защита тем исследовательских работ школьников;
  • Круглые столы, дебаты, дискуссии, посвященные обсуждению отдельных частей учебных исследований школьников и проблемам современной науки;
  • Гимназические чтения;
  • Предзащита завершенных исследовательских работ школьников;
  • Защита завершенных исследовательских работ школьников;
  • Итоговая конференция ученического научно-исследовательского общества.

Спецкурс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь с предметами таких образовательных областей, как математика, естествознание, обществознание. Кроме того, для приобретения умений и навыков, предусмотренных спецкурсом «Введение в научное исследование», полезна поддержка предмета или группового занятия образовательной области «Технология», обеспечивающего владение школьниками:

  • Навыками работы на компьютере в текстовых редакторах;
  • Навыками работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски);
  • Навыками компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.

Методическое обеспечение спецкурса: занятия по спецкурсу «Введение в научное исследование» предполагает сочетание двух основных форм работы: лекционную и семинарскую. Семинарская часть занятия включает в себя различные технологии критического мышления, технологии, связанные с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы на учебным исследованием.

Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением учебного исследования:

  • Защиту темы учебного исследования;
  • Обсуждение исследовательской работы на заседании секции ученического научно-исследовательского общества;
  • Предзащиту учебного исследования на заседании ученического научно-исследовательского общества.

Форма итоговой аттестации – зачет.

Защита учебно-исследовательской работы служит основанием для аттестации по соответствующему учебному предмету.

Курс рассчитан на 18 часов.

Содержание спецкурса «Введение в научное исследование»

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании. Учебно-исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. Определение общего тематического направления учебного исследования. Цели и задачи учебного исследования. Структура учебного исследования. План работы над учебным исследованием. Утверждение темы учебного исследования. Методологический аппарат исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Оформление результатов учебно-исследовательской работы. Оформление теоретической главы исследования. Фразеология научной прозы. Способы представления экспериментальных результатов исследования. Апробация учебного исследования. Подготовка доклада по учебно-исследовательской работе. Правила написания рецензии. Подготовка к защите учебного исследования. Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Виды информационных источников. Работа в библиотеке. Виды литературных источников. Справочный аппарат книги. Этапы работы с книгой. Стратегии работы с текстами. Анализ первоисточников по проблеме исследования. Этика цитирования. Правила оформления библиографических ссылок. Библиографическое описание издания. Составление библиографического списка по теме исследования.

Таким образом, исходя из актуальности и значимости научно-исследовательской деятельности учащихся современной образовательной среды возможна организация системы работы по созданию условий этой деятельности в рамках многопрофильной гимназии. Эта система должна обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности гимназии является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.