Открытый урок по программе "Истоки"

Разделы: Начальная школа


Тема: Мой род. (Занятие проводиться совместно с родителями.)

Цели: Пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представление о связи времен; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины; развитие аналогового общения в группах.

Оформление: родословные, составленные родителями, выставка семейных реликвий, пословицы о семье, родственные слова с корнем род, фотографии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань памяти, дань благодарности.

2. Беседа о том, чем интересен род и его ценности.

- Прочтите слова, записанные на доске. (Род, родственник, родня, Родина, родник, родная, родители, народ)

- Что общего у этих слов?

- Что обозначает слово род?

3. Работа по учебнику с.13-15

-С чем можно сравнить слово род?

- Предположите ответ на этот вопрос, работая в паре.

- Прочтите ответ на этот вопрос в учебнике.

- Найдите в учебнике ответ на следующий вопрос:

- Из кого состоит род? ( Чтение текста)

4. Активное занятие «Родовое дерево»

- Внимательно прочитайте слова в левом столбике и соедините их со словами из правого столбика. (Работа в тетради)

5. Ресурсный круг.

-О ком из своего рода вы хотели бы рассказать?

Ученик, держа в руках семейное фото, читает стихотворение.

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечает папа: « Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?

  1. Рассказ детей о своей родословной.
  2. Рассказ родителей о своей родословной.
  3. Рассказ учителя о своей родословной.

6. Рассказ о семейных традициях и реликвиях рода.

-В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. (рассказывают и показывают дети, родители, учитель)

7. Составление родословного древа.

- Ваши предки, ваши корни - ваша родословная. Родители и вы – часть, причем верхняя часть, чудесного родословного дерева. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы. Все мы осознаем, что находимся в родстве друг с другом, пусть и очень отдаленном. Мы, конечно, ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Не случайно все люди, любящие страну, в которой они родились и живут, называют ее святым словом «Родина».

1-ый ученик.

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

2-ой ученик.

Есть на свете земном
Разные края
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова:
«Мама», «Родина», «Семья!»

Исполнение песни «Я люблю тебя, Россия!».

Активное занятие вместе с родителями.

- Заполните страницу книги «Ими гордится мой род».

- На листках древа запишите имена и занятия родственников.

Выставка работ. Дети вывешивают свои родовые деревья на ветки одного большого дерева.

Ресурсный круг. «Как ты можешь прославить свой род в будущем?»

8. Итог.

- Наше занятие подходит к концу. Большое спасибо за ваше активное участие. Я желаю вам мира, добра и благополучия.

Дети дарят родителям подарки, выполненные на уроках труда.