Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тема урока: «Россия – все, чем я живу».

Тип урока: урок изучения нового материала», посвященный дню Конституции.

Цели урока:

  • продолжить формирование понятия «Конституция»; проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
  • расширить знания о символике России;
  • формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.

Оборудование:  компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации гербов.

В ходе урока могут быть выведены  слайды:

I. Развитие конституционного строя

1. Середина XIX в. – первый проект Конституции России (не был реализован).
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу.
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая Конституция в истории России.

II. История российского герба

  • 1497 г. – впервые были объединены всадник и двуглавый орел.
  • XVI-XVII вв. – процесс формирования государственного герба (у орла появляется корона, разворачиваются крылья, удлиняется шея).
  • Конец XVII в. – окончательно утвердился тип российского герба (в лапах орла появляются скипетр и держава).
  • Февраль 1917 г. – с орла исчезают корона, скипетр и держава.
  • 1924 г. появление герба СССР (до 1991 г.).
  • 8 декабря 2000 г. – утверждение современного герба России.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Слово учителя с применением слайдов.
  3. Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции на сайте www.constitution.ru)
  4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага.
  5. Подведение итогов.

1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация

2. Учитель. «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. Не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, НиколаяII. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест  «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. Из предыдущих уроков вы знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России (при каком президенте была принята Конституция?).
Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

3. Знакомство с отдельными главами

Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:

  1. Закрепить и гарантировать права человека.
  2. Упорядочить государственную власть.
  3. Утвердить правосудие.

Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.
Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.
Следующая наша цель расширить сведения о государственной символике. Поставить пред учащимся задачу – в конце урока сформулировать выводы о значимости государственных символов.
Герб имеет несколько элементов, основной элемент – щит (показать герб РФ). Теперь разберем изображение на щите, оно состоит из 2-х фигур – двуглавого орла и всадника с копьем. (Назовите, при каком русском правители появился двуглавый орел?) Именно при Иване III впервые были объединены двуглавый орел и всадник, который предстал в образе св. Георгия Победоносца. На протяжении XVI-XVII вв. шел процесс формирования государственного герба. К концу XVIIв. Окончательно утверждается тип российского герба – на груди орла – всадник, св. Георгий Победоносец. С приходом к власти Временного правительства в феврале 1917 г., с орла были сняты короны, убраны скипетр и держава. (Как вы думаете почему?) С приходом большевиков  к власти в октябре 1917 г. меняется герб, он должен был подчеркнуть радикальные изменения в государстве. Основа герба – серп и молот (почему?) – союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце (подумайте почему?) – наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой – единство советских республик. Советский герб просуществовал до 1991г., однако только к 2000 г. завершается геральдическая эпопея, когда 8 декабря Дума окончательно утвердила новый герб. Современный герб олицетворяет силу, мощь, независимость, единство Российского государства.
Кроме герба, какие вы еще знаете государственные символы?

4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага

5. Подведение итогов.

– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.