Тема урока: «Россия – все, чем я живу».
Тип урока: урок изучения нового материала», посвященный дню Конституции.
Цели урока:
- продолжить формирование понятия «Конституция»; проследить исторический путь развития конституционного строя в России;
- расширить знания о символике России;
- формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации гербов.
В ходе урока могут быть выведены слайды:
I. Развитие конституционного строя
1. Середина XIX в. – первый проект Конституции
России (не был реализован).
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об
усовершенствовании государственного порядка»,
даровал гражданские права и свободы, а также
Государственную думу.
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая
Конституция в истории России.
II. История российского герба
- 1497 г. – впервые были объединены всадник и двуглавый орел.
- XVI-XVII вв. – процесс формирования государственного герба (у орла появляется корона, разворачиваются крылья, удлиняется шея).
- Конец XVII в. – окончательно утвердился тип российского герба (в лапах орла появляются скипетр и держава).
- Февраль 1917 г. – с орла исчезают корона, скипетр и держава.
- 1924 г. появление герба СССР (до 1991 г.).
- 8 декабря 2000 г. – утверждение современного герба России.
ХОД УРОКА
- Сообщение темы и целей урока.
- Слово учителя с применением слайдов.
- Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции на сайте www.constitution.ru)
- Сообщения учащихся об истории гимна и флага.
- Подведение итогов.
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация
2. Учитель. «Конституция» в переводе с
латинского означает «устройство»,
«постановление». Необходимо возвратиться в
прошлое, чтобы проследить путь развития
конституционного строя в России. С середины XIX в.
начинается медленный процесс вызревания
конституционного строя. Наиболее активно этот
процесс пошел в период царствования Александра
II, именно в годы его правления был разработан
проект Конституции, которая должна была даровать
стране парламент, ограничивающий власть царя (но
этот проект так и не был реализован). Россия XIX в.
Не была еще готова к переходу от царского
самодержавия к установлению власти права и
закона, т.е. того, что должна была установить
Конституция. В годы правления Александра III
развитие конституционного строя было
остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к
Конституции был сделан в начале XX в, в годы
правления последнего императора, НиколаяII. 17
октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать
Манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка», который даровал
населению страны гражданские права и свободы, а
также орган законодательной власти –
Государственную думу. Из предыдущих уроков вы
знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский
переворот, повлекший приход большевиков к
власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю
Конституцию Советской России, после которой еще
три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции
в основном выполняли пропагандистские функции,
что помогало скрывать существенное ущемление
прав граждан Советского Союза. Вся система права,
закона и правосудия были отброшены назад,
деформированы. Положение в стране меняется после
путча в августе 1991 г., после которого в стране
начались радикальные преобразования. В
сложившихся условиях только принятие новой
Конституции могло стабилизировать обстановку в
стране. Огромным количеством ученых был
разработан проект Конституции. Этот проект был
вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая
Конституция России была принята, т.о. была
принята 1-ая демократическая Конституция в
истории России (при каком президенте была
принята Конституция?).
Конституция РФ достаточно сложный и большой
документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м
разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к.
Конституция принималась не на один или два года,
то предусмотрено для дальнейшего
совершенствования Конституции в нее вносят
поправки, дополнения, изменения – это глава 9,
которая так и называется «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции».
3. Знакомство с отдельными главами
Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоит три задачи:
- Закрепить и гарантировать права человека.
- Упорядочить государственную власть.
- Утвердить правосудие.
Первая задача означает, что в Конституции
должна быть закреплена и гарантирована вся
совокупность естественных и неотъемлемых прав
человека и гражданина, признанных мировым
сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и
безусловная защита, а также беспрепятственное
действие на всей территории России. В стране не
должны издаваться законы, которые могли бы
отменить, изменить или ограничить эти права. Все
это и будет служить гарантией ненарушаемости
личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой
организации власти, когда полностью исключается
ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно
быть использовано ни в чем не превзойденное
«изобретение» человечества – принцип
разделения властей.
Третья задача требует такой организации
«третьей власти», которая сможет утвердить
торжество правосудия в России. А чтобы
правосудие смогло выполнить свою задачу, оно
должно стать независимой и сильной властью,
способной защитить права человека.
Следующая наша цель расширить сведения о
государственной символике. Поставить пред
учащимся задачу – в конце урока сформулировать
выводы о значимости государственных символов.
Герб имеет несколько элементов, основной элемент
– щит (показать герб РФ). Теперь разберем
изображение на щите, оно состоит из 2-х фигур –
двуглавого орла и всадника с копьем. (Назовите,
при каком русском правители появился двуглавый
орел?) Именно при Иване III впервые были объединены
двуглавый орел и всадник, который предстал в
образе св. Георгия Победоносца. На протяжении
XVI-XVII вв. шел процесс формирования
государственного герба. К концу XVIIв.
Окончательно утверждается тип российского герба
– на груди орла – всадник, св. Георгий
Победоносец. С приходом к власти Временного
правительства в феврале 1917 г., с орла были сняты
короны, убраны скипетр и держава. (Как вы думаете
почему?) С приходом большевиков к власти в
октябре 1917 г. меняется герб, он должен был
подчеркнуть радикальные изменения в
государстве. Основа герба – серп и молот (почему?)
– союз рабочих и крестьян; земной шар и
восходящее солнце (подумайте почему?) –
наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой
– единство советских республик. Советский герб
просуществовал до 1991г., однако только к 2000 г.
завершается геральдическая эпопея, когда 8
декабря Дума окончательно утвердила новый герб.
Современный герб олицетворяет силу, мощь,
независимость, единство Российского
государства.
Кроме герба, какие вы еще знаете государственные
символы?
4. Сообщения учащихся об истории гимна и флага
5. Подведение итогов.
– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Сегодня вы сделали свои первые шаги в изучении Конституции Отечества. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.