Логопедическая помощь дошкольникам с нарушением интеллекта в условиях логопункта

Разделы: Работа с дошкольниками


В 2006–2007 учебном году возникла потребность в образовании еще одной специальной (коррекционной) группы VIII вида для детей с интеллектуальной недостаточностью и диагностической группы.

В МДОУ д/с №32 «Аист» функционирует 1 диагностическая группа и 2 специальные (коррекционные) группы VIII вида. В 2008–2009 учебном году количество детей с интеллектуальной недостаточностью составляет 24 ребенка.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Дети с нарушением умственного развития имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве.

Интерес детей с нарушением интеллекта к предметам, игрушкам, оказывается кратковременным, так как вызван их внешним видом. Наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами. Без специального обучения ведущей деятельностью ребенка с нарушениями интеллекта к концу дошкольного возраста оказывается не игровая, а предметная. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет даже элементов сюжета. Продуктивная деятельность у дошкольников с нарушением интеллекта вне обучения фактически не возникает.

Специальные (коррекционные) группы работают по программе Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Ведущим специалистом является дефектолог. Он определяет год обучения, работает над формированием, развитием и коррекцией высших психических функций (память, внимание, мышление, речь). Составляет индивидуальные программы обучения на каждого ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, с учётом возраста, результатов педагогической диагностики, его уровня сенсорной сферы, а также познавательной, социальной и коммуникативной деятельности.

Содержание коррекционной психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста включает: эмоционально-личностное развитие, речевое развитие, формирование навыков самообслуживания, развитие внимания, памяти, мышления, сенсорной сферы, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, развитие всех видов деятельности (предметной, игровой, продуктивной).

Зачисление детей в специальные (коррекционные) группы осуществляется по заключению ПМПКомиссии.

В заключениях ПМПК определен уровень недоразвития речи ребенка.

Формулировка логопедического заключения может звучать следующим образом: Системное недоразвитие речи легкой степени, Системное недоразвитие речи средней степени, Системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Термин ОНР предложенный Р.Е.Левиной определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. Поэтому термин ОНР не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Санкт-Петербургской школой коррекционной педагогики впервые для широкого круга коррекционных педагогов термин СНР был предложен в сборнике методических рекомендаций «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» коллективом авторов: Р.И.Лалаева, Л.В.Лопатина, Н.В.Нищева, Н.В.Серебрякова и др. в 2000 г.

На начало учебного года количество детей, имеющих СНР тяжелой степени, составляет 11 человек. Это дети, не владеющие активной речью. У детей грубое нарушение понимания обращенной речи. В активном словаре насчитывается не более 5–10 слов. Их общение осуществляется с помощью различных вокализаций, звукокомплексов, редко упрощенных жестов. Произносимые звукосочетания часто не связываются с определенными лицами, предметами, действиями. Отсутствует объединение в одно предложение двух аморфных слов, например: «Па бо-бо» (пальчик болит). Нет потребности подражать слову взрослого.

Количество детей имеющих СНР средней степени составляет 13 человек.

Это дети, владеющие элементарной фразой, состоящей из 2–3 слов. Речь этой категории детей невнятна, неразборчива, малопонятна для окружающих. Наблюдаются грубые аграмматизмы в построении фразы, грубые нарушения слоговой структуры слова, звукопроизношения. В речи долго и устойчиво используются звукоподражания, жесты. Дети имеют ограниченный словарный запас, но обозначают названия предметов, действий в рамках бытового окружения. Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Испытывают трудности с использованием предлогов. Фонематическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Имеют грубое недоразвитие фонематического восприятия. Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо пересказа).

В этом учебном году детей, имеющих СНР легкой степени нет.

Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных. Наличие фразовой речи. Недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Количество детей в логопункте составляет 20 человек. 4 ребенка имеют РДА, с ними работает учитель-дефектолог по индивидуальной программе.

Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.

Без специального обучения детей с нарушениями интеллекта не развивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи: наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатление неотнесенной, в ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.

Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов. В результате к школьному возрасту дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием. При поступлении в школу, дети отстают на 3–4 года от своего паспортного возраста. Поэтому очень важна четкая организация логопедической работы с дошкольниками имеющими нарушения интеллектуального развития.

После обследования дети зачисляются в логопункт.

Дети распределяются по подгруппам, в зависимости от уровня сформированности речи. Учитывается и тот факт, что зачастую уровень развития речи не совпадает с фактическим возрастом ребенка. Встречаются неговорящие дети в 5–6, а то и в 7 лет.

Условно дети распределяются на з подгруппы по годам обучения.

В первую подгруппу относятся дети с СНР тяжелой степени. Это I год обучения – дети, не владеющие активной речью.
Во вторую подгруппу относятся дети с СНР средней степени. Это II год обучения – дети, владеющие элементарной фразой,
В третью подгруппу относятся дети с СНР легкой степени. Это III год обучения – дети, владеют формально хорошо развитой речью.

В перспективном плане я учитываю год обучения детей, и уровень сформированности речи.

Работа с детьми.

В логопедической работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе. Периоды развития речи ребенка от появления гуления, лепета, аморфных слов, словесных сочетаний, распространенных предложений, до рассказывания. (Приложение 1).

Обследование состояния речевого развития

Проводится 2 раза – в начале и конце учебного года.

Развитие импрессивной речи.

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых ребенок часто видит. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

Развитие экспрессивной речи.

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начать работу по воспроизведению ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным в развитии речи на этом этапе будет научить детей объединять два слова в одном предложении, например «Дай шарик».
В коррекционной работе используются следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Формирование предложений из нескольких слов.

Активизация речи осуществляется путем ответов на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинам (Кто, что это? Что он, она делает?); дети обучаются подбирать названия предметов к названным действиям (Лежит кто? Что? Мама, девочка, мальчик, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка…); учатся договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях, и др.

Формирование грамматического строя речи.

Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.
Правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже.
Употребление предложно-падежных конструкций;

Формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, преодоление твердой атаки гласных, передача основных видов интонации.
Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с нарушениями интеллекта занимает гораздо больше времени чем у их нормально развивающихся сверстников.
Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и др.

Формирование фонематического восприятия

Формирование связной речи.

Начинается работа с составления предложений по демонстрируемым действиям.
Составление рассказа-описания по опорным вопросам к картинке; по предмету, игрушке.
Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки.
Пересказ короткой сказки по ролям.
Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.
Рассматривание сюжетной картины и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Занятия с детьми первого и второго годов обучения проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме.
Занятия с детьми третьего года обучения проводятся в индивидуальной форме.
Выбор лексической темы занятия определяется имеющимся тематическим планом, который составляет в начале учебного года учитель-дефектолог.

По результатам выпускной диагностики ПМПК в 2006–2007 учебном году из 3 человек:

– 1 ребенок направлен в специальный (коррекционный) класс VII вида;
– 2 ребенка направлены в специальную (коррекционную) школу VIII вида.

В 2007–2008 учебном году из 7 человек:

– 1 ребенок направлен в специальный (коррекционный) класс VII вида;
– 6 детей направлены в специальную (коррекционную) школу VIII вида.

У детей с нарушением интеллекта в структуре дефекта первичным является нарушение мышления. Известно, что развитие мышления идет параллельно с развитием речи. Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по развитию речи оказывает благотворное влияние на развитие мышления, а именно таких его операций, как обобщение, анализ, синтез, что в свою очередь способствует активизации познавательных процессов в целом.
Осуществляя логопедическую помощь, работая над формированием всех сторон речи, соблюдая принцип «от простого к сложному», позволяет достичь положительной динамики в речевом развитии детей с нарушением интеллекта в условиях логопункта.