Пояснительная записка
Программа детского хорового коллектива «Мелодия» составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы. Программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются, в основном, для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе учреждения дополнительного образования. Программа детского хорового коллектива «Мелодия» составлена для занятий в классном коллективе или на параллели классов в условиях общеобразовательного учреждения. Как показывает практика, не все дети могут реализовать себя в процессе учебной деятельности в силу неоднородности развития когнитивных и психических процессов, чувствуют себя неуспешными.
Актуальность программы детского
хорового коллектива «Мелодия» заключается в том,
что она направлена на создание условий для
реализации творческих способностей каждого
ребенка, дает возможность каждому проявить
себя, почувствовать успешным.
Помимо этого, программа предусматривает
развитие музыкальных и творческих способностей
детей, певческих данных, общей музыкальной
культуры, культуру поведения в обществе.
Хоровое пение – занятие коллективное.
Выступление – результат творческих усилий
коллектива. Занятия в хоре могут и должны
воспитывать у школьников такие ценные качества,
как коллективизм, способность чувствовать и
ценить красоту настоящей дружбы и
товарищества, требовательность к себе и
другим. Здесь дети начинают учиться
самодисциплине.
Вся организация работы в хоровом коллективе
должна помочь школьникам осознать, что
занятия искусством – это не только удовольствие,
но и труд, труд творческий, требующий
настойчивости, готовности постоянно расширять
свои знания и совершенствовать умения.
Одновременно надо воспитывать у кружковцев
стремление к творческой отдаче полученных
знаний, общественную активность.
Программа включает в себя блоки занятий,
направленные на развитие голоса, расширение
певческого опыта детей, что является
продолжением традиций, заложенных в программах
данного вида, рекомендованных для системы
дополнительного образования. В тоже время,
программа включает репертуар, необходимый для
организации воспитательного процесса школы. Он
предназначен для исполнения на общешкольных
праздниках, выездных выступлениях. Условия школы
требуют исполнения произведений караоке,
поэтому в программу включен репертуар, имеющий
механическую запись. Во время занятий развитие
голоса проводится с использованием «живого»
аккомпанемента.
Цель программы: создание условия для самореализации личности через музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
- создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;
- формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;
- создание условий для развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;
Результат достигается при помощи
использования высокохудожественного
репертуара, соответствующего возрасту
обучающихся, проведению коллективных занятий,
выступлений, которые дисциплинируют, объединяют,
помогают раскрыться учащимся.
Программа рассчитана на 4 года, адресована детям
младшего и среднего школьного возраста –
мальчикам и девочкам 7–11 лет. Комплектование
группы происходит в 1 классе без предъявления
особых требований к знаниям и подготовке
обучающихся. Главное – желание принимать
участие в коллективном пении. Набираются дети
одного класса, либо одной параллели без отбора.
Состав группы постоянный, допускается прием в
коллектив учащихся других классов по желанию
без специального отбора. Состав коллектива –
одногодки, допускается +, – 1 год. Максимальное
количество учащихся – 50 человек, минимальное –
20. Занятия групповые (занимаются все учащиеся
вместе).
Программа занятий детского хорового коллектива
«Мелодия» рассчитана на 68 часов в год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Результативность:
пройдя обучение по программе «Мелодия» обучающиеся получат:
- широкий спектр информации эстетического содержания;
- комплекс знаний и навыков по хоровому пению;
- практические навыки для самостоятельного исполнительства;
- знания по музыкальной культуре и истории;
- знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе занятий используются следующие
методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,
метод самоконтроля, словесные (рассказ,
объяснение, беседа), практические (исполнение
упражнений, песенного материала, участие в
концертах и т.д.).
На занятиях используются фонограммы песен,
наглядный материал к песенному репертуару,
репертуарные сборники современных, зарубежных
композиторов.
Для реализации программы необходимо наличие
помещения с инструментом, аудиоаппаратурой. По
программе могут работать специалисты, имеющие
музыкальное образование, владеющие музыкальным
инструментом, техникой дирижирования хором,
вокальной подготовкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
а) ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М.:Владос, 2000.
- Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.
- Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.– М., 2000.
- Емельянов В.В. Развитие голоса.– СПб.:Издательство «Лань», 2003.
- Далецкий О.В. Обучение пению.– М, 2003.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.
- Никитина Л.Д. История русской музыки.– М., 2000.
- Няруй С. Праздник тундры. – Салехард, 1997.
б) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:
- Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.
- Гримшоу К. Музыка. – М., 1999.
- Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.
- Лидина Т. Я умею петь.– Ростов н/Д, 2000.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ |
Вид |
Цель |
Форма |
Сроки |
1 |
Текущий | Отслеживание результатов усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятия. | Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос. | Каждое занятие |
2 |
Промежуточный | Отслеживание результатов усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных по определенной теме. | Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос, индивидуальные и групповые зачеты (по муз. репертуару) | Последнее занятие по каждой теме. |
3 |
Итоговый | Выявление уровня теоретических знаний. | Тестирование | Итоговое занятие на 3,4 годах обучения – тестирование |
Программа включает в себя:
- Учебно-тематический план; содержание учебной программы; знания, умения и навыки по каждому году обучения (Приложение 1);
- Тест 3 год обучения; тест 4 год обучения (Приложение 2).