Программа детского хорового коллектива "Мелодия"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

  Программа детского хорового коллектива «Мелодия» составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы. Программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются, в основном, для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе  учреждения дополнительного образования. Программа детского хорового коллектива «Мелодия» составлена для занятий в классном коллективе или на параллели классов в условиях общеобразовательного учреждения. Как показывает практика, не все дети могут реализовать себя в процессе учебной деятельности в силу неоднородности развития когнитивных и психических процессов, чувствуют себя неуспешными.

Актуальность программы детского хорового коллектива «Мелодия» заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает  возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.
Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.
Хоровое пение – занятие коллективное. Выступление –  результат творческих усилий коллектива. Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность  чувствовать и ценить красоту  настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе  и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.
Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь  школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.

Цель программы: создание условия для самореализации личности через  музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  • создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;
  • формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;
  • создание условий для  развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;

Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.
Программа рассчитана на 4 года, адресована детям младшего и среднего школьного возраста – мальчикам и девочкам 7–11 лет. Комплектование группы происходит в 1 классе без предъявления особых требований к знаниям и подготовке обучающихся. Главное – желание принимать участие в коллективном пении. Набираются дети одного класса, либо одной параллели без отбора. Состав группы постоянный, допускается прием в коллектив учащихся других классов по  желанию без специального отбора. Состав коллектива – одногодки, допускается  +, – 1 год. Максимальное количество учащихся – 50 человек, минимальное – 20. Занятия групповые (занимаются все учащиеся вместе).
Программа занятий детского хорового коллектива «Мелодия» рассчитана на 68 часов в  год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Результативность:

пройдя обучение по программе «Мелодия» обучающиеся получат:

  • широкий спектр информации эстетического содержания;
  • комплекс знаний и навыков по хоровому пению;
  • практические навыки для самостоятельного исполнительства;
  • знания по музыкальной культуре и истории;
  • знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе занятий используются следующие методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, метод самоконтроля, словесные  (рассказ, объяснение, беседа), практические (исполнение упражнений, песенного материала, участие в концертах и т.д.).
На занятиях используются фонограммы песен, наглядный материал к песенному репертуару, репертуарные сборники современных, зарубежных композиторов.
Для реализации программы необходимо наличие помещения с инструментом, аудиоаппаратурой. По программе могут работать специалисты, имеющие музыкальное образование, владеющие музыкальным инструментом, техникой дирижирования хором, вокальной подготовкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

а) ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М.:Владос, 2000.
  3. Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.
  4. Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.– М., 2000.
  5. Емельянов В.В. Развитие голоса.– СПб.:Издательство «Лань», 2003.
  6. Далецкий О.В. Обучение пению.– М, 2003.
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.
  8. Никитина Л.Д. История русской музыки.– М., 2000.
  9. Няруй С. Праздник тундры. – Салехард, 1997.

б) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.
  2. Гримшоу К. Музыка. – М., 1999.
  3. Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.
  4. Лидина Т. Я умею петь.– Ростов н/Д, 2000.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Вид

Цель

Форма

Сроки

1

Текущий Отслеживание результатов  усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятия. Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос. Каждое занятие

2

Промежуточный Отслеживание результатов  усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных по определенной теме. Наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос, индивидуальные и групповые зачеты (по муз. репертуару) Последнее занятие по каждой теме.

3

Итоговый Выявление уровня теоретических знаний. Тестирование Итоговое занятие на 3,4 годах обучения – тестирование

Программа включает в себя:

  • Учебно-тематический план; содержание учебной программы; знания, умения и навыки по каждому году обучения (Приложение 1);
  • Тест 3 год обучения; тест 4 год обучения (Приложение 2).