Формирование у детей ответственного отношения
к природе сложный и длительный процесс. В
условиях надвигающихся экологических
проблем, громадное значение приобретает
экологическое воспитание подрастающего
поколения.
На протяжении многих поколений наше
сознание формировалось под влиянием таких
лозунгов как “Широка страна моя
родная, много в ней лесов, полей и рек…”,
“не ждать милости от природы…”и т.д.
Именно по этому мы привыкли больше
пользоваться дарами природы, чем думать о ее
восстановлении, бережном отношении к ней.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно, относиться к природе они погубят себя. Чтобы избежать этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность у наших детей.
Цель экологического воспитания: формирование и коррекция у детей ответственного отношения к себе и окружающему миру вокруг.
Задачи:
- воспитание гражданина знающего и любящего свою Родину;
- необходимость возрождения культуры отношения к земле, к охране окружающей среды;
- сохранение собственного здоровья и труда,;
- приобретение разнообразных связей с природной культурой родного края;
- возможность принятия нравственных ценностей народной жизни, к продолжению образования, к самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;
- воспитательные занятия в группе.
Формы работы:
- Создание эколого-образовательной сферы (зеленая зона, озелененная территория, просмотр видеокассет с записями сюжетов из жизни природы, работа по овощеводству в экологическом центре).
- Выращивание комнатного растения и общение со “своими растениями”, посадка ”своего” дерева, кустика. Работа в теплице.
- Прогулки в парке, выезды за город, конкурсы поделок, рисунков, посещение музея.
- Проведение экологических викторин, турниров, игр.
- Посещение экологического центра.
- Природоохранная деятельность.
- Просветительская деятельность.
Основные знания о природе дети получают на занятиях. Основной задачей которых является раскрытие экологических связей и доступность материала для детей нашей школы. Материал для занятий подбирается с учетом уже имеющихся знаний и постепенно усложняется. Занятия по экологическому воспитанию носят систематический характер.
Совместные с педагогами экологического центра
воспитательные занятия
В этом учебном году, занятия носят
более углубленный характер. Более
углубленные знания по экологии дают специалисты
экологического центра г. Олекминска. Закрепление
каждой темы происходит в виде игры, КВН,
разгадывания кроссвордов, викторин.
Организовываются тематические экскурсии в
природу с экологом, который более подробно
рассказывает о природе, взаимосвязях в ней.
Формы работы на занятиях:
- Беседы.
- Просмотр видеофильмов.
- Экологические игры.
- Праздники.
- Экологические рейды.
- Конкурсы.
- Занятия на природе.
- Растениеводство.
Темы блоков занятий:
- “Природа и человек”;
- “Стихийные бедствия”;
- “Разнообразие живого мира”;
- “Экологические катастрофы”;
- “Поведение в природе”;
- “Природные явления”;
- “Интересное рядом”.
Оформление зеленой зоны в интернате
С целью воспитания у детей любви к природе в
интернате была создана зеленая зона отдыха, в
оформлении которой принимали
участие наши дети.
Дети с удовольствием ухаживают за растениями,
которые растут в этой зоне.
Зеленая зона по достоинству является
гордостью и украшением интерната , дети с
удовольствием отдыхают там.
Сотрудничество с экологическим центром
Еще одним важным шагом экологического воспитания стало тесное сотрудничество с экологическим центром по программам и проектам:
- “Мой огород”
- “Добрая зима”
- “Окружающий мир”
Программа “Мой огород”
Выращивание рассады – воспитанники
занимаются клейкой семян, посевом рассады,
затем пикированием рассады, высадкой рассады
в теплицы.
По окончанию сезона ребята поощрялись
денежными премиями.
Параллельно с практическими занятиями дети
знакомятся с теоретическим материалом. Работа
по программе “Мой огород” еще
продолжается, но результаты уже
очевидны: дети хотят заниматься, например,
овощеводством. Эти занятия помогут им в
дальнейшей взрослой жизни.
Программа “Окружающий мир”.
Работа по программе “Окружающий мир” началась
с этого учебного года, программа
носит более углубленный характер.
Цель программы: приобщение детей с задержкой в
развитии к адекватному восприятию окружающей
среды и осознанию своей роли в жизни природы и
социума.
Во время обучения данной программе
дети познакомятся с различными видами живой и
неживой природы, с представителями
экологических сообществ, с законами правильного
поведения в природе, сформируются правильное
представление о смене времен года,
возникнет желание защищать природу.
Темы блоков занятий:
- «Осень в огороде и саду»;
- «Птицы»;
- «Зима в природе»;
- «Растения»;
- «Акция “Чистый берег”»;
- «Вода» и т.д.
Программа “Добрая зима”
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
- Конкурс рисунков ”Птицы”;
- Конкурс сочинений “Моя помощь зимующим птицам”
- Изготовление кормушек для птиц;
- Кормление птиц;
- Оформлен стенд в интернате “Добрая зима”.
Агитационно-просветительская деятельность
Особое место в работе по экологическому воспитанию считаю участие детей группы в агитационно-просветительских мероприятиях:
- Экологические КВН;
- Экологические игры;
- Экологические инсценировки;
- Экологические линейки;
- Экологические акции;
- Участие детей в городских, районных, республиканских конкурсах.
Результаты работы
Ежегодное участие в посевных: “Посевная ”2005,
2006, 2007, начали участие в “Посевной 2008 ” по
итогам посевной компании ребята получали
Почетные грамоты и денежные премии.
Участие в районном конкурсе экологическом
проектов “Нам здесь жить!”. Задействованы 15
учащихся. Дипломы I, II, III степени.
“Мир вокруг нас” – участие.
Проект “Добрая зима” – участие.
Участие воспитанницы Бертелевой Валерии с
исследовательской работой по
экологическому труду на празднике Труда в
конкурсе проектов трудовой деятельности.