Тема: Знакомство с буквой «Л». Письменные буквы «Л», «л». Составление слов из букв.
Цели:
- познакомить с твёрдым согласным звуком [л], мягким согласным звуком [л’]; обозначением этих звуков одной буквой «Л», тренировать в составлении слов из букв.
- научить писать письменные буквы «Л», «л».
- развивать навык работы над звуковой моделью слов, память, речь учащихся, логическое мышление.
Оборудование:
- Учебник «Букварь» (Журова Л. Е., Евдокимова А. О). Пропись (Безруких М.М., Кузнецова М. И.).
- Доска, на которой нарисована сказочная буква «Л».
- Звуковые схемы слов «луна», «лиса», фишки – звуки.
- Карточки с буквами и слогами.
- Свечка с подсвечником, проволока, бельевая верёвка.
- Магнитофон с музыкальными физминутками.
ХОД 1-го УРОКА
I. Приветствие (хором – учитель и дети )
С добрым утром!
С добрым утром!
Солнце в класс к нам войдёт,
Добрым делом, славным делом
Встретим солнца восход!
(Сопровождается движениями).
Учитель:
С добрым утром, дети!
Я вас рада встретить.
Задорно улыбнёмся
И за руки возьмёмся.
Ребята встают в круг.
II. Ритмическая часть
– Отбиваем ритм ногами: К. Бальмонт «Осень».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветках благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
– Молодцы! (Ребята стоят в круге).
III. Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала
Выделение твёрдого и мягкого согласных звуков [л], [л’].
а) Чистоговорка
– Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
б) Загадки
– Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
– Как догадались?
– Почему золотые? (Жёлтые)
– Хором называем первый звук в слове листья ([л’])
– Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
– Назовём хором первый звук в слове ложка ( [л] )
в) Игра « Кто больше?»
– Послушайте правила игры.
Класс делится на 2 полукруга. Показываю – левый полукруг, правый полукруг.
– Итак, первая команда – левый полукруг, вторая команда – правый полукруг. Ваша задача: назвать слова, обозначающие предметы со звуками [л], [л’], которые находятся в нашем классе. Чья команда назовёт больше слов со звуками [л], [л’] – та и победит. Победителями стала – команда.
– Молодцы, много слов назвали. (Лампа, люстра, листок, мел, стул, стол, стёкла…)
Ребята называют слово лампа, выделяют звук [л], дают ему характеристику и т. д.
– Докажите, что это звук согласный.
– На места пойдут те ребята, у кого в имени, фамилии встречаются звуки [л], [л’]. Остальные ребята рассаживаются по местам со словами:
Тихо, тихо, тихо, тихо
Мы по комнате пройдём
И на стульчик тихо-тихо
Мы усядемся вдвоём.
IV. Работа над новым материалом
– Ребята, в чистоговорке, в загадках, игре – какие звуки выделяли в словах?
– В словах выделяли звуки [л], [л’].
– Какие это звуки? (Согласные)
– Почему?
– При произношении твёрдого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л’] губы не сжаты, язычок поднялся вверх.
– Давайте ещё раз их произнесём и дадим им характеристику.
Дети произносят звук [л] и дают характеристику [л] – согласный, твёрдый, звонкий, л – согласный, мягкий, звонкий.
– Молодцы!
– Хотите услышать сказку про букву?
Дети зовут сказку:
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись,
Сказка в гости к нам явись.
Присказка:
Сказка от начала начинается
До конца рассказывается
В середине не перебивается
А кто сказку перебьёт,
Сказка сразу и уйдёт.
Учитель рассказывает сказку голосом, выделяя звуки [л], [л’], в словах. Сказка сопровождается рисунком на доске.
– Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуками [л], [л’]. М. Скребцова «Сказка о букве Л».
– Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л,
– настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не
гордись, что с тебя такое красивое дерево
начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня
очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот
тебе и буква Л.
Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых
лёгких слов начинается: лес, луна, лето,
лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее
слово – «Любовь». С Любви начинается
всё прекрасное на земле. Любовь способна
самое ледяное сердце согреть.
Но и в других словах немало волшебного спрятано.
Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а
сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, –
в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и
цветов. В этом царстве ещё много других царств
прячется: царство зверей и птиц, царство
насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок
прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит
присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес,
что голова закружится!
– Что вам понравилось в сказке?
– Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово?
– Ребята, а в каком слове немало волшебного спрятано?
– Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? (Звуки [л], [л’])
– В каких словах?
Музыкальная физминутка
– Ребята, назовите тему нашего урока.
– Согласные звуки [л], [л’], буква Л.
– Молодцы!
– Сегодня на уроке мы знакомимся со звуками [л], [л’], обозначением этих звуков на письме буквой л, будем читать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов, научимся писать письменную букву Л, соединять её с другими буквами.
– Ребята, а кто видит на рисунке сказочного леса букву « Л»? Покажите.
(На доске сказочный рисунок буквы «Л»)
– Ребята, нарисуйте в своём альбоме свою сказочную букву. Отобразите настроение буквы.
– Покажите, какие рисунки получились?
Работа с учебником «Букварь», с. 69.
– Отгадайте загадку:
Над домом у дорожки
Висит кусок лепёшки. (Луна)
– Как догадались?
Звуковой анализ слова луна. (На доске схема звукового состава слова и набор фишек синего и зелёного цвета для обозначения звуков).
– Давайте «прочтём слово луна, ведя указкой по «домикам для звуков.
– Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик». (Л-лу-ун-на-а)
– Молодцы!
– Сколько звуков в слове л-лу-ун-на-а? (4 звука)
– Читаем слово, интонационно выделяя только первый звук. Л-л-луна. (Ребята долго тянут первый звук, указка задерживается только в первой клеточке, быстро проходя остальные).
– Кто из вас услышал – какой звук живёт в первом «домике», какой первый звук в слове «л-л-л-уна?
– Выделим первый звук.
– Дайте характеристику звуку, обозначьте фишкой. (Звук согласный, твёрдый, звонкий).
– Обозначьте фишками все остальные звуки. (Ребята работают со схемой в учебнике).
– Аналогичная работа проводится со словом лиса. (На доске схема звукового состава слова).
Загадка:
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)
– Как догадались?
(Ребята работают со звуковым составом слова «лиса», выделяют первый звук, дают характеристику звуку: звук согласный, мягкий, звонкий).
Обозначение звуков буквой Л, л
– Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой Л «эль». Показ буквы. (На доске вывешивается карточка с печатной буквой Л, л)
– На что похожа буква Л?
Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
Алфавит продолжим наш,
Буква Л – лесной шалаш.
– На что похожа буква Л? (Ответы детей)
Сравнение печатных букв: заглавной и строчной.
– Чем похожи буквы?
– Чем различаются?
– Из скольких элементов состоят?
– Найдите эту букву у себя.
– Замените буквами первые фишки в схемах слов.
– Какие буквы нужно выбрать – заглавные или строчные?
– Почему?
– Сравните схемы слов.
– Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые? (Потому, что твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначают одной буквой Л)
– Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
Нет на свете легче дел,
Чем составить букву « Л».
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
(Тренировочные упражнения с пальчиками).
Физминутка «Лягушки»
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
«Проживание» буквы». (На полу учитель выложил из бельевой верёвки модель буквы « Л», а ребята «проходят» эту букву).
Работа в прописи с. 16.
– Научимся писать письменную букву Л.
(На доске карточка с письменной буквой Л)
– Из скольких элементов состоит письменная буква Л?
– Назовите первый элемент. (Прямая наклонная линия с закруглением влево).
– Назовите второй элемент. (Прямая наклонная линия с закруглением вправо).
– Сравните эти два элемента. (Первый элемент более наклонный, чем второй).
– На что указывает точка? (Начало движения руки).
– Что показывает стрелочка? (Направление движения руки).
– На доске карточка с элементами буквы Л, буква Л в голубом контуре.
Учитель объясняет написание первого элемента буквы Л, второго элемента буквы, буквы Л в голубом контуре.
- Письмо элементов в воздухе, буквы в воздухе.
- Письмо элементов, буквы в голубом контуре.
- Письмо элементов буквы по пунктирным линиям на широкой строке.
- Письмо буквы Л на рабочей строке.
Объяснение учителя: начинаем писать букву на нерабочей строке от точки, ведём наклонную линию сверху вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки закругляем, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём закругление влево вверх. Пишем второй элемент. От точки ведём наклонную линию на себя, не доводя до нижней линии закругляем, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём закругление вправо вверх.
– Обведите по точкам первый элемент.
– Обведите по точкам второй элемент.
– Напишем букву в воздухе под счёт «раз и два и».
– На ладошке.
– Сделайте каркас буквы из проволоки, покажите.
– Вспоминаем правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою,
И с наклоном положу.
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу.
И красиво напишу.
– Напишите букву Л до конца строки.
– Повторите написание буквы Л на второй строке.
– Все буквы должны быть одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном.
– Прочитайте задание. (Чем похожи Л – М? Чем отличаются Л – М?)
– Сравните письменную букву Л и букву М.
– Чем похожи?
– Чем отличаются?
– Письмо букв Л, М.
– Следите за высотой, шириной и наклоном букв.
– Письмо слогов: «ла», «ля», «ле», «лё». (Отрабатываются соединения букв).
– Прочитайте слоги: «ла», «ля», «ле», «лё».
– Назовите соединения.
– Напишите по одному слогу.
– Почему буква Л заглавная?
– Кто догадался какое задание нужно выполнить? (Дописать слоги, так чтобы получились имена детей).
Задание: допишите слоги, так чтобы получились имена детей.
Повторение правила написания слов с заглавной буквы.
– Проверим, какие слова получились? (Лара, Ляля, Лена, Лёня)
– Молодцы!
Письмо слов под диктовку: Рома, море, орёл, Леля.
– В словах подчеркните гласные.
– Молодцы.
V. Итог урока
Прозвени-ка дружок голосистый звонок,
Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.
ХОД 2-го УРОКА
I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– С какими звуками познакомились?
– Какой буквой на письме обозначают эти звуки?
– Найдите и покажите эту букву в кассе букв.
II. Игра Живые звуки» (В этой игре роль звуков выполняют дети)
– Правила игры. Вы будете «живыми» звуками слова лиса.
– Оля будет первым звуком. Назови его – [л’].
– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [и].
– Катя – третьим звуком. Назови его – [с].
– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а].
– Возьмите фишки. Звуки, встаньте по порядку! (Класс читает хором слово).
– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Встань на место.
– Шаг вперёд второй гласный звук!
– Шаг вперёд мягкий согласный звук! Хором назовём его.
– Шаг вперёд твёрдый согласный звук. Хором назовём его.
– Первый звук поставит фишку на место. (На доске – звуковая модель слова лиса, ребята ставят фишку – каждую в свой звуковой домик).
– Третий звук поставит фишку на место.
– Четвёртый звук поставит фишку на место.
– Второй звук поставит фишку на место.
– Молодцы!
Музыкальная физминутка.
III. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Л(с.69.)
– Прочитайте слоги с буквой Л, используя пособие «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.
– Прочитайте слова. Значение каких слов вам непонятно? (Объяснение значений непонятных слов).
IV. Работа с текстом (с.70)
Работа строится дифференцированно. Ребятам, которые хорошо читают, даю задание прочитать про себя весь текст, а ребята с низким уровнем готовности – работают с учителем. Далее проверяю, как справились с работой хорошо читающие ученики.
а) – Прочитайте предложения. Составляют ли эти предложения рассказ? Докажите.
– О ком этот рассказ?
– Прочитайте первое предложение.
– Прочитайте второе, третье предложение.
– В первом предложении прочитайте только имена детей.
– Найдите и прочитайте имена детей во втором предложении.
– Есть ли имена в третьем предложении?
– С какой буквы написаны имена детей?
б) Чтение предложений по цепочке. Работа над выделенными словами.
– Прочитайте пару слов: мышка – мишка; мал – мил, мыл; нос – нёс.
– Чем похожи, различаются слова? (Поменялась буква в слове, изменилось лексическое значение слова).
в) Выборочное чтение.
– Прочитайте только те предложения, к которым есть иллюстрация.
– Молодцы!
Работа в прописи (с. 17)
Игра «Собери слово».
А У А Н
– Подул ветерок, буквы в словах рассыпались. Поставьте их на место. (Луна)
Л Ё О Р. (Орёл)
– Ребята, а кто знает про эту птицу?
Информация учителя: Орёл – хищная птица, семейства ястребиных с изогнутым клювом. Живёт в гористых или степных местностях. Запишите слова письменными буквами.
– Правильно пишите соединения букв.
– Молодцы!
Музыкальная физминутка.
– А сейчас мы научимся писать строчную букву Л. (На доске карточка со строчной буквой Л).
– Сравните строчную и заглавную букву Л.
– В чём сходство? (Два элемента)
– Назовите эти элементы.
– В чём различие? (В высоте; первый элемент у заглавной буквы изогнутый, более наклонный.)
– Ребята, на что указывает синяя точка? (Начало движения руки).
– На что указывают стрелочки? (Направление движения руки).
– На доске карточка с элементами буквы Л, буквой л в голубом контуре.
Учитель объясняет написание первого элемента, второго элемента, буквы Л в голубом контуре.
– Ребята, написание второго элемента вам уже знакомо?
– В каких строчных буквах вы его уже писали? (У буквы Н, Я, М, И)
– Письмо элементов в воздухе.
– На ладошке.
– Написание элементов буквы по пунктирным линиям на широкой строке.
Письмо буквы Л на рабочей строке.
– Объяснение учителя: начинаем писать букву чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём закругление на себя, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём наклонную линию до верхней линии рабочей строки; пишем второй элемент – не отрывая руки, ведём наклонную линию на себя, закругляем, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём элемент вправо.
– Напишите букву на рабочей строке.
– Прочитайте слово: лён.
– Кто объяснит значение этого слова?
– Напишите это слово, правильно соединяя буквы.
– Какой гласный звук мы слышим в слове? (Звук [о])
– Какую букву пишем? (Букву Ё)
– Почему? (Если после мягкого согласного мы слышим звук [о], то пишем гласную букву Ё)
– Сколько в этом слове слогов?
– Почему?
– Прочитайте предложение. (У Лены лилия.)
– Сколько слов в этом предложении?
– Прочитайте первое слово в предложении.
– С какой буквы оно написано? Почему? (Начало предложения)
– Прочитайте второе слово в предложении.
– С какой буквы написано слово?
– Почему? (Имя девочки)
– Третье слово. Спишите это предложение на новой строке.
– Молодцы!
– В чём различие?
Работа в прописи (с. 17)
V. Итог урока
– С какими звуками познакомились?
– Дайте характеристику звукам.
– Какой буквой на письме обозначаем эти звуки?
– Какую букву научились писать? (Письменную заглавную и строчную букву Л)
– Что понравилось на уроке?
– Вспомните стихотворение о том, на что похожа наша новая буква.
– Сочините историю о букве л. (Дома – по желанию)