Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов в предпрофильной подготовке "Второе рождение книги"

Разделы: Технология


Цели курса:

  • помочь учащимся  утвердиться в правильности определения жизненных планов на будущее, правильности выбора профиля обучения;
  • научить учащихся не только бережному отношению к книге, но и умению отремонтировать, восстановить поврежденный или изношенный учебник.

Задачи  курса:

  • познакомить учащихся с профессиями, связанными с современным книгоиздательством, библиотечным делом, в том числе с профессиями реставратора книг, переплетчика, верстальщика, дизайнера и технолога – полиграфиста;
  • способствовать приобретению опыта работы по реставрации книг;
  • познакомить с технологией переплетных работ.

Формы проведения:

  • лекция; 
  • беседа; 
  • практическая работа.

Формы обучения:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • бригадные.

Форма  контроля:

  • представление выполненных работ;
  • защита рефератов.

Наглядные  пособия:

  • иллюстрации из книг;
  • плакаты
  • образцы книг.

Оборудование:

  • кисти; 
  • косточки;
  • бумага различных сортов;
  • картон;
  • текстильные ткани;
  • нитки;
  • шнуры;
  • плоскогубцы;
  • шилья (отвертки);
  • нож;
  • ножницы;
  • обжимной пресс;
  • игла;
  • линейка;
  • угольник;
  • тонкая проволока;
  • клей;
  • макулатурные книги для разборки.

Учебно – тематический  план

№ п/п Темы занятий Всего часов Теория В том числе
Практика Контроль
1 Вводное занятие. Профессии книгоиздательского производства и книжной реставрации. Книга и ее составные части. 1 1
2 Материалы, инструменты и приспособления для ручных переплетных работ. Приемы работы переплетчика. Безопасность труда. 1 0,5 0,5
3 Характерные повреждения учебников и устранение простейших дефектов без разборки книги. Виды клея и работа с ними. 2 0,5 1,5
4 Процесс ручного переплета книг:

1) разборка книг

2) реставрация поврежденных листов

3) подготовка разобранной книги к скреплению в блок

4) приемы шитья книжных блоков

1

2

2

2

0,5

0,5

0,5

1

1,5

1,5

1,5

5 Подведение итогов 1 1
ИТОГО: 12 3,5 6,5 1

Содержание  программы

Тема 1. Вводное занятие. Книга и ее составные части. (1ч. теория)

Организационные вопросы. Профессии, связанные с современным книгоиздательством (реставратор книг, переплетчик, верстальщик, дизайнер и технолог-полиграфист). Пути становления современной формы книги и материалы, которыми пользовались при создании книг до изобретения бумаги. Значение изобретения бумаги и книгопечатания. Трудоемкость изготовления книг ручным способом. Составные части книги: книжный блок, переплетные крышки, форзац.  Элементы книги, из которых она собирается.

Тема 2. Материалы, инструменты и приспособления для ручных переплетных работ. Приемы работы переплетчика. Безопасность труда. (1ч.)

Материалы, из которых изготавливается книга (бумага, картон, переплетные ткани,  клей).Назначение переплетных инструментов. Осмотр поврежденных книг, выявление повреждений, отработка приемов очистки книг от пыли, плесени, жирных, чернильных, ржавых пятен, следов пальцев рук. Техника безопасности при работе с химическими веществами.

Практическая работа. Очистка книг от пыли, плесени, жирных, чернильных, ржавых  пятен, следов пальцев рук.

Тема 3. Характерные повреждения учебников и устранение простейших дефектов без разборки книги. Виды клея и работа с ними. (2ч.)

Наиболее распространенные повреждения книг, работа с памяткой по обращению с книгами. Различные виды клеев, употребляемые в переплетном деле. Способы приготовления мучного и крахмального клейстера. Правильное выполнение ремонтных операций: укрепление уголков листов, подклейка подорванных листов, вставка и укрепление выпавших листов, укрепление уголков переплетных крышек и подклейка форзацев.

Практическая работа. Выполнение ремонтных операций.

Тема 4. Процесс ручного переплета книг. (7 ч.)

4.1.  Разборка книги (1ч.)

Разборка книг. Приемы разборки книжного блока на тетради и парные листы. Очистка бумажных листов от остатков клея и ниток.

Практическая работа. Разбор книги.

4.2. Реставрация поврежденных листов. (2 ч.)

Склеивание разрывов. Подклейка ветхих листов. Расправление и укрепление поврежденных уголков листа. Восполнение утраченных частей листа заплатами встык и наложением, наращиванием полей у корешков листов.

Практическая работа. Подклейка ветхих листов.

4.3. Подготовка разобранной книги к скреплению в блок. (2 ч.)

Фальцовка листов, подборка их в тетради, обжимка и комплектовка блока. Различные типы форзацев для переплетаемой книги. Практическая работа. Обжимка и комплектовка блоков.

4.4. Приемы шитья книжных блоков. (2 ч.)

Способы шитья: приемы шитья, их применение. Достоинства и недостатки.

Методы шитья: изготовление книжного блока, сшитого втачку с картонными сторонками и с корешком, склеенным переплетной тканью.

Практическая работа.  Изготовление книжного блока.

Тема 5. Подведение итогов. (1ч.)

  1. Подготовка выставки отремонтированных книг.
  2. Защита рефератов.

Приложение:

Рекомендация (практические работы лучше проводить с макулатурными книгами).

Примерная тематика рефератов:

«История переплетного дела», «Развитие бумажного производства», «Интересны изделия переплетчиков разных времен», «История книги и полиграфического производства», «Изготовление книг в типографии города», «Первые книгопечатники».

Тезаурус

Бюварная бумага – непроклеенная рыхлая бумага, хорошо впитывающая воду.

Вклейка – дробная часть печатного листа или иллюстрации, вклеиваемые внутрь тетради. Операция вклеивания отдельного листа с отпечатанным рисунком или текстом в тетрадь книжного блока.

Корешок блока – место скрепления тетрадей или листов книжного блока.

Отстав – полоска тонкого картона или плотной бумаги, наклеиваемая на покровный материал переплетной крышки между картонными сторонками.

Расстав – расстояние между картонной крышки и отставом.

Фальц – сгиб листа бумаги образующийся при фальцовке.

Фальцовка – сгибание бумажных листов в определенном порядке с фиксацией сгибов.

Шитье книжного блока – операция скрепления тетрадей скомплектованного блока.

Шитье втачку – сшивание скомплектованного подборкой блока проволочными скобами насквозь через весь блок на расстоянии 4-5 мм от края корешка.

Литература
  1. Васенков Г.В. Азбука переплетчика: учебник для учащихся 5-7 кл.спец. образоват.учреждений – М.:Просвещение, 2004.
  2. Ефимов В.В. Переплетная мастерская в школе и дома. – К.: Рад.школа, 1979.
  3. Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый. – М.: КНИГА, 1980.
  4. Павлов И. П. Ручной переплет: Практич. пособие. – М.: Высш. шк., 1993