Цели урока:
- познакомить с понятием “семейный бюджет”;
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;
- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
Оборудование:
- мультимедиа презентация, таблички с фамилиями “семей”, “школярики” – условная школьная единица;
- карточки, бланки переводов, калькуляторы.
Ход урока
№ слайдов | Содержание |
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайды
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайды
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
Слайды |
1. Организационный момент 2. Повторение изученного – Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.) – Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке? – Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.) – Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.) – Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.) 3. Введение в тему. – Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет) – Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/ 4. Работа над новой темой. 1. На уроке сегодня 4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы). Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей. – Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (Доходов и расходов) – На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. – Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.) – Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц.) – Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет. 2. Один из важных ресурсов экономики – это умственный труд, благодаря чему предлагаю вам пополнить ваш семейный бюджет, при этом уберем из разговора слово “рубли”. Вместо них у нас будет валюта школы № 4 – “школярики”. Ребята старшеклассники приготовили вам вопросы. (Вопросы звучат по ВИДЕО) * Кто на ваш взгляд более богат? Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.) * Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.) – За правильные ответы в ваш семейный бюджет поступили первые доходы, но если вы будете активно работать, то в ваш семейный бюджет сегодня увеличится. 3. Практическая работа (в группах) – У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный семейный бюджет.
– Давайте послушаем семью Ивановых. – Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесем это в таблицу. – А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.) – А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Лекарства – 2 ш. Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш.
(Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует ее на доске.) – Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. 4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?
– Какая формула будет наилучшей? – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать? (Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чем-то сэкономить.) – На чем же мы можем сэкономить? * на транспорте – если пользоваться проездным * на коммунальных услугах – экономия электричества * на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок * на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы * на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого – Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. 5. Итог урока. 1. – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. – Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия) – А непредвиденные расходы? 2. – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения) Планируйте семейный бюджет исходя из доходов. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. – Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. – Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей. – Сходил в магазин, оставь сдачу себе. Бережно относись к своим вещам. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. – Чаще пользуйтесь услугами такси. – Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы. – Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. – Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”. Труд твой полезен – коль он для людей, Если для них не жалеешь ты дней: Смотришь и пашешь, суп варишь иль сталь – Нужному делу и силы не жаль! 3. – На наш электронный адрес пришло сообщение “Прошу помощи”: срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию; талантливому скрипачу на покупку скрипки; врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак; спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования; – Обсудите в своей “семье”, согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счет в банке. (Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.) – Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется в деньгах. Главное…
6. Домашнее задание: Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов. 7. Рефлексия:
|