Урок в 3-м классе на тему "Семейный бюджет"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с понятием “семейный бюджет”;
  • воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;
  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование:

  • мультимедиа презентация, таблички с фамилиями “семей”, “школярики” – условная школьная единица;
  • карточки, бланки переводов, калькуляторы.

Ход урока

№ слайдов Содержание
 

 

Приложение

Слайд № 2

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

 

Слайд № 4

 

Слайд № 5

 

Слайды
№ 6–7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11

 

 

 

 

 

 

 

Слайды
№ 12–16

 

 

 

Слайд № 17

 

 

Слайд № 18

 

 

 

 

Слайд № 19

 

Приложение

Слайды
№ 20–21

1. Организационный момент

2. Повторение изученного

– Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.)

– Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке?

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

3. Введение в тему.

– Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

– Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/

4. Работа над новой темой.

1. На уроке сегодня 4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы). Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей.

– Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего складывается семейный бюджет? (Доходов и расходов)

– На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы.

– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.)

– Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц.)

– Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.

2. Один из важных ресурсов экономики – это умственный труд, благодаря чему предлагаю вам пополнить ваш семейный бюджет, при этом уберем из разговора слово “рубли”. Вместо них у нас будет валюта школы № 4 – “школярики”. Ребята старшеклассники приготовили вам вопросы. (Вопросы звучат по ВИДЕО)

* Кто на ваш взгляд более богат?

Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)

* Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)

– За правильные ответы в ваш семейный бюджет поступили первые доходы, но если вы будете активно работать, то в ваш семейный бюджет сегодня увеличится.

3. Практическая работа (в группах)

– У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный семейный бюджет.

  • Лекарства
  • Продукты
  • Одежда
  • Обувь
  • Бытовая химия
  • Транспорт
  • Велосипед
  • Музыкальная (спортивная) школа
  • Книги
  • Компьютер
  • Игрушки
  • Платежи и налоги
  • Видеокассеты (диски)
  • Посещение театра, цирка
  • Посещение боулинга
  • Туристическая поездка

– Давайте послушаем семью Ивановых.

– Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесем это в таблицу.

– А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.)

– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

Лекарства – 2 ш.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш.

  • Одежда – 10 ш.
  • Обувь – 5 ш.
  • Бытовая химия – 1 ш.
  • Транспорт – 10 ш.
  • Велосипед – 20 ш.
  • Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.
  • Книги – 1 ш.
  • Компьютер – 40 ш.
  • Игрушки – 3 ш.
  • Платежи и налоги – 20 ш.
  • Видеокассеты (диски) – 3 ш.
  • Посещение театра, цирка – 6 ш.
  • Посещение боулинга– 6 ш.
  • Туристическая поездка – 80 ш.

(Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует ее на доске.)

– Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш.

4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

  • Доходы = расходы
  • Доходы > расходы
  • Доходы < расходы

– Какая формула будет наилучшей?

– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать?

(Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чем-то сэкономить.)

– На чем же мы можем сэкономить?

* на транспорте – если пользоваться проездным

* на коммунальных услугах – экономия электричества

* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок

* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы

* на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого

– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

5. Итог урока.

1. – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. – Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)

– А непредвиденные расходы?

2. – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

– Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

– Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

– Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

Бережно относись к своим вещам.

Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

– Чаще пользуйтесь услугами такси.

– Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

– Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

– Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”.

Труд твой полезен – коль он для людей,

Если для них не жалеешь ты дней:

Смотришь и пашешь, суп варишь иль сталь –

Нужному делу и силы не жаль!

3. – На наш электронный адрес пришло сообщение “Прошу помощи”:

срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

талантливому скрипачу на покупку скрипки;

врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

– Обсудите в своей “семье”, согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счет в банке.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

– Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

6. Домашнее задание:

Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.

7. Рефлексия:

Зажмите руку в кулак и…
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой.