Основной целью предлагаемой программы, является воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации.
При разработке программы занятий по развитию творческих способностей младших школьников, мною были поставлены следующие задачи:
1. Воспитательные:
2. Образовательные:
3. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мысли);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- развитие умения синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого воображения.
В основу программы заложены следующие принципы:
- преемственность - каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
- интеграция - в программе заложено преподавание разных (основных) школьных предметов, что позволяет: а) создать основу для формирования систематических межпредметных связей; б) формировать единую гармоничную, научнообоснованную модель мира в сознании учащихся; в) осуществить эвристическое обучение (подача материала с точки зрения разрешения проблем);
Данная программа является факультативным занятием (либо уроком за счет школьного компонента). Уроки (занятия) проводятся один час в неделю.
Система занятий объединена в сюжетную линию "Путешествие по Наукограду". Город разбит на "районы", соответствующие предметным блокам: Математический, Литературный, Русского Языка, Исторический, Естественнонаучный. В первом полугодии дети "путешествуют" по "районам" города (занятия в рамках предметных блоков); во втором полугодии большее внимание отводится занятиям обобщающего типа, проводимым в различных формах.
Вводная диагностика - 1 ч.
Математический блок - 5 ч.
Блок русского языка - 5 ч.
Литературное чтение- 5 ч.
Естествознание, история - 5 ч.
Интеллектуальные марафоны по предметам - 4 ч.
Районные олимпиады - 3 ч.
Обобщающие занятия -3 ч.
Повторная диагностика - 1 ч.
Финальное занятие (праздник окончания) - 2 ч.
Поурочное планирование занятий по развитию творческих способностей младших школьников
| № п/п | Название занятия | Содержание занятия |
| 1. | Вводная диагностика | Психологическое тестирование учащихся |
| 2. | Вводное занятие по математике | Определение способностей к данному предмету |
| 3. | Развивающее занятие по математике | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Математические задания повышенной сложности; Математические задания занимательного характера |
| 4. | Развивающее занятие по математике | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Математические задания повышенной сложности; Математические задания занимательного характера |
| 5. | Развивающее занятие по математике | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Математические задания повышенной сложности; Математические задания занимательного характера |
| 6. | Итоговое занятие по математике | Математический КВН |
| 7. | Вводное занятие по русскому языку | Определение способностей к данному предмету |
| 8. | Развивающее занятие по русскому языку | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по русскому языку повышенной сложности; Задания занимательного характера |
| 9. | Развивающее занятие по русскому языку | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по русскому языку повышенной сложности; Задания занимательного характера |
| 10. | Развивающее занятие по русскому языку | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по русскому языку повышенной сложности; Задания занимательного характера |
| 11. | Итоговое занятие по русскому языку | Викторина по русскому языку |
| 12. | Вводное занятие по окружающему миру и истории | Определение способностей к данному предмету |
| 13. | Развивающее занятие по окружающему миру | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по окружающему миру повышенной сложности; Задания по окружающему миру занимательного характера |
| 14. | Развивающее занятие по окружающему миру | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по окружающему миру повышенной сложности; Задания по окружающему миру занимательного характера |
| 15. | Развивающее занятие по истории | Упражнения на развитие
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по окружающему миру повышенной сложности; Задания по окружающему миру занимательного характера |
| 16. | Итоговое занятие по окружающему миру и истории | "Клуб почемучек" |
| 17. | Вводное занятие по литературному чтению | Определение способностей к данному предмету |
| 18. | Развивающее занятие по литературному чтению | Упражнения на развитие творческих,
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по литературному чтению повышенной сложности; Задания занимательного характера |
| 19. | Развивающее занятие по литературному чтению | Упражнения на развитие творческих,
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по литературному чтению повышенной сложности; Задания занимательного характера |
| 20. | Развивающее занятие по литературному чтению | Упражнения на развитие творческих,
интеллектуальных способностей и творческого
мышления уч-ся; Задания по литературному чтению повышенной сложности; Задания занимательного характера |
| 21. | Итоговое занятие по литературному чтению | Литературное путешествие "По страницам любимых книг" |
| 22. | Интеллектуальный марафон по математике | Предметная внутришкольная олимпиада |
| 23. | Интеллектуальный марафон по русскому языку | Предметная внутришкольная олимпиада |
| 24. | Интеллектуальный марафон по литературному чтению | Предметная внутришкольная олимпиада |
| 25. | Интеллектуальный марафон по окружающему миру | Предметная внутришкольная олимпиада |
| 26. | Районная олимпиада по математике | |
| 27. | Районная олимпиада по русскому языку | |
| 28. | Районная олимпиада по окружающему миру | |
| 29. | Обобщающее занятие "Конкурс знатоков" | Занимательные конкурсы и викторины по
математике и русскому языку; Определение победителей по предметам |
| 30. | Обобщающее занятие "Что, где, когда" | Занимательные конкурсы и викторины по
окружающему миру и истории; Определение победителей по предметам |
| 31. | Обобщающее занятие "Поле чудес" | Занимательные конкурсы и викторины по
литературному чтению; Определение победителей по предмету |
| 32. | Итоговая диагностика | Психологическое тестирование учащихся |
| 33. 34. | Финальное занятие | Награждение "почетных жителей Наукограда" |
Литература:
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
- Башиева Л.Х. Как я развиваю творческие способности детей [на уроках математики]. // Начальная школа, 2002, № 3.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Винокурова Н.К. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М., 1994.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Москва - Челябинск, 1993.
- Иванов В.Г., Иванова О.П. Развитие творческих способностей младших школьников. Ярославль, 1996.
- Кукушкин В.С. общие основы педагогики. Ростов н/Д, 2002.
- Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. М., 1994.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. 1989. №6.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997.