Внеклассное занятие по математике в 3-м классе

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • развивать у детей познавательные способности, внимание, эрудицию:
  • развивать навыки устных вычислений, логическое мышление;
  • обобщить ранее изученный материал.

Оформление:

  • высказывания учёных-математиков;
  • М.В.Ломоносов: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".
  • плакат с названием "Юный математик".

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Исполнение детьми "Песенку об арифметике" из радиоспектакля "Приключения Димки", музыка М.Вайнберга.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным и интересным миром занимательной математики. Этот мир очень разнообразный и увлекательный. Чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, вы должны отгадать три ребуса.

Наше "путешествие" в мир занимательной математики будет необычным ещё и потому, что вы сразу начнёте соревнование между командами. Первый ряд - первая команда, второй ряд - вторая команда, а третий ряд - третья команда. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает та команда, которая наберёт больше фишек.

А теперь прочитайте слова, которые написаны на карточках.

Па3от С3ж Ак3са
решать отгадывать играть

 Тот, кто первым отгадает ребус, переворачивает карточку и прочитает слово, написанное на обороте.

- Теперь прочитайте хором, что мы сегодня будем делать?

- Решать! Отгадывать! Играть!

- Сегодня мы с вами будем соревноваться, чтобы выявить, какая из команд самая сообразительная.

2. Задачи-загадки.

-Одна нога и шапка, а головы нет. Что это? (Гриб.)

-У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)

- Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

- Сколько ног у жука? (6)

- Сколько ног у паука? (8)

- Две в руках, две в ногах-

Не провалишься в снегах;

А проедешь без труда -

Только лягут два следа. (Лыжи и лыжные палки)

При решении задач ответы дают все команды. Правильные ответы награждаются фишками.

3. Задачи-шутки.

-Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут? (неизвестно)

-Две дочери и две матери съели три ананаса. Сколько ананасов съела каждая? (1)

- В двух кошельках лежат две монеты, причём в одном кошельке вдвое больше, чем в другом. Как это может быть? (один кошелёк лежит в другом кошелке).

- Чему равен периметр треугольника со сторонами 10 см, 15 см, 4 см? ( нет такого треугольника).

- У меня три палочки, если я к ним прибавлю ещё 2, то получу 8. Как это получилось?

- Если в 12 ч дня идёт дождь, то можно ли ожидать через 36 ч солнечной погоды?

4. Задачи-смекалки.

а) Произведение, каких однозначных чисел даёт число 5?

б) Если монету в 20 копеек называют двугривенником, то, сколько копеек содержит гривенник? (10 коп.)

в) Если монету в 15 копеек называют пятиалтынником, то, сколько копеек составляет один алтын? (3 коп.)

г) Разрубить подкову.

Двумя ударами топора разрубить подкову на шесть частей, не перемещая частей после удара.

 

д) Портной.

Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (по истечении 7 дней)

 

е) Если из кувшина с молоком отлить 6 стаканов молока, то там останется 9 стаканов молока. А долить туда 6 стаканов не удаётся, т.к. 2 стакана не войдут. Сколько стаканов молока входит в кувшин? (19 стаканов)

 

ж) Фигура разбита на квадрат и прямоугольник. Общая её площадь 88кв.см. Найдите длину и ширину прямоугольника, если сторона квадрата 8 см. Она на 2 см больше длины прямоугольника. (6 см, 4 см.)

 

З) Торговка, сидя на рынке, соображала: "Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня! Сколько яблок у меня было?

Решение: Эту задачу решаем с конца: отнимем излишек в десять яблок, тогда останется 90 яблок, в это количество входят 3 части. (Торговка сказала: "Если бы к моим яблокам прибавить их половину.) Следовательно, в числе 90 заключаются две части, да ещё та часть (половина яблок), которую старуха желает вновь прибавить. Разделив 90 на 3, мы узнаём, что половина всех яблок равна 30.

Значит, у торговки было 30х2=60 яблок.

5. Задачи в стихах.

В летний полдень под сосной
Ёж нашёл сюрприз лесной.
Две лисички, пять опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну а дальше, у опушки -
Сыроежки - все подружки
По три в три ряда стоят.
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов.
Сколько ёж нашёл грибов?

(Ответ: 2+5+3х3).

Пришли к Айболиту лечиться
Олени, две волчицы,
Три маленьких серых котёнка,
За ними одна собачонка.
Стоят все 15 и плачут:
Когда же лекарства назначат?
Скажи без капризов и лени:
А сколько там было оленей?

После игры подводится подсчёт фишек. Победители награждаются "медалями".

Использованная литература.

1. В.П. Труднев. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Москва "Просвещение" 1975 г.

2. М.А.Калугин, Н.В. Новоторцева. Развивающие игры для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия Развития", 1996 г.

3. О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту М.И.Моро, М.А.Бантовой, С.И.Волковой, 3 класс. Москва "ВАКО" 2006 г.

4. Педсовет + шик. Январь, 2007г.

5. С.Ю.Степанова Сборник задач по математике для учащихся 1-3 классов. Ижевск Издательство "Свиток" 1998 г.