Урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в наречиях"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы "Правописание Н и НН в суффиксах наречий", закрепить способы разграничения наречий и кратких причастий
  2. Развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы;
  3. Формировать коммуникативные умения и навыки

Оборудование урока:

  • раздаточный дидактический материал,
  • мультимедийная презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация изученного материала

Презентация. Слайд 1.

Слово учителя: Ребята, посмотрите: к нам сегодня на урок пришли гости. Узнаете ли вы их?

Конечно, это Витя Перестукин и его кот Кузя, герои сказки Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков". Сегодня мы вместе с ними отправимся в эту сказочную страну. Путь нам преграждают ворота, охраняемые Восклицательным и Вопросительным знаками. Для того чтобы они нас пропустили, нам необходимо решить следующую задачу: вставить в пропущенные слова Н и НН (Слайд 2):

неожида..ый незамече..ый
свяще..ый исти..ый
пута..ый ветре...ый
лома..ый искус..ый
золоче..ый рассея..ый
серебря..ый заслуже..ый

(Самостоятельная работа по изученному ранее материалу - выписать слова с НН. Самопроверка с комментариями учащихся (Слайд 3)).

Слово учителя: Итак, мы с вами попали в страну невыученных уроков. Мы хорошо изучили орфограмму "Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных". А сегодня попытаемся разобраться, когда в наречиях пишется одна Н, когда две. Только на пути к знанию у нас лежит много препятствий, которые мы дружно постараемся преодолеть.

Его величество Глагол предлагает нам исправить ошибки в тексте, написанном Витей. (Слайд 4)

(Устная фронтальная работа - комментарий ошибочно написанных слов: за окном, солнце, изорванные, ужасно, скучные, никому.)

Молодцы, ребята. А теперь покажите-ка Вите, как хорошо вы знаете грамматику: выпишите из данного текста словосочетания с наречиями (слайд 5):

За окном увлеченно кричали мальчишки. Солнце светило, очень сильно пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и ужасно скучные. Но они усиленно держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу о каких-то допотопных землекопах, вставлять пропущенные буквы, повторять никому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно неинтересно.

Индивидуальное задание на доске: из текста выписать наречия и выполнить их словообразовательный разбор.

(Проверка с места - слайд 6).

Объясните, по каким признакам мы опознаем наречия в тексте.

Как образуются наречия? (проверка индивидуального задания)

3. Изучение нового материала

Слайд 7: Отчего зависит написание Н и НН в наречиях? Попробуйте сформулировать правило написания Н и НН в наречиях.

(Заслушиваем ответы учащихся. Принимаем различные версии - главное, чтобы они могли аргументировано доказать правильность своей точки зрения.)

Откроем учебники - стр. 101 - и проверим, правильно ли мы сформулировали условия выбора орфограммы "Н и НН в наречиях".

Для закрепления только что узнанного правила я предлагаю вам выполнить по одному упражнению.

(Слайд 8: Работа в группах:

Упр. 234

Работа с текстом - вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму

Творческое списывание - образовать от данных прилагательных и причастий наречия и записать их в составе словосочетаний)

Слово учителя: Пора возвращаться нам домой. Но смотрите, Витя Перестукин не может решить лингвистическую задачу. (Слайд 9) Придется нам ему помочь. Какое из данных написаний правильное: рассеянно или рассеяно? Объясните свой выбор.

А посмотрите на разбор данных слов по составу.

Какая же опасность подстерегает нас при написании Н и НН в наречиях? Да, необходимо различать наречие и краткое причастие.

Слайд 10: Как различить причастие и наречие?

(По общему грамматическому значению - причастие обозначает признак предмета по действию, наречие - признак признака и признак действия; по тому, к какому слову относится и на какой вопрос отвечает - причастие относится к существительному и отвечает на вопрос какой, наречие относится к глаголу или прилагательному и отвечает на вопрос как; по синтаксической роли).

Ну что ж, последние испытания на нашем пути. Давайте дружно найдем ошибки в заданиях, предложенных нам его величеством Глаголом.

Устная коллективная работа (Слайд 11):

1. Искренно веселый, мужественно признался, путанно отвечал

2. Наследство растерянно, организованно провел, удивленно посмотрел

3. Взвешено произнес, ломано изогнулся, войско было объединено

Диагностирующий контроль - вставить пропущенные буквы (слайды 12-13):

  1. Взволнова..о говорить
  2. Безум..о посмотрел
  3. Отчая..о закричал
  4. Внимание ребят рассея..о
  5. Ветром рассея..ы семена по полю
  6. Медле..о шел по городу
  7. Заснеже..о белели крыши домов
  8. Карти..о подбоченясь

4. Подведение итогов урока

Слово учителя: Мы с нашими гостями Витей и Кузей успешно преодолели все преграды и опасности в стране невыученных уроков и теперь можем весело отправляться в обратный путь. А чтобы знания наши были прочными, я предлагаю вам, изучив  13, выполнить дома следующее задание (на выбор): упр. 132 или написать сочинение с использованием наречий с изученной орфограммой "Н и НН в наречиях".

Презентация.

Приложение.