Цели урока:
- Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы "Правописание Н и НН в суффиксах наречий", закрепить способы разграничения наречий и кратких причастий
- Развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы;
- Формировать коммуникативные умения и навыки
Оборудование урока:
- раздаточный дидактический материал,
- мультимедийная презентация
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация изученного материала
Слово учителя: Ребята, посмотрите: к нам сегодня на урок пришли гости. Узнаете ли вы их?
Конечно, это Витя Перестукин и его кот Кузя, герои сказки Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков". Сегодня мы вместе с ними отправимся в эту сказочную страну. Путь нам преграждают ворота, охраняемые Восклицательным и Вопросительным знаками. Для того чтобы они нас пропустили, нам необходимо решить следующую задачу: вставить в пропущенные слова Н и НН (Слайд 2):
неожида..ый незамече..ый свяще..ый исти..ый пута..ый ветре...ый лома..ый искус..ый золоче..ый рассея..ый серебря..ый заслуже..ый
(Самостоятельная работа по изученному ранее материалу - выписать слова с НН. Самопроверка с комментариями учащихся (Слайд 3)).
Слово учителя: Итак, мы с вами попали в страну невыученных уроков. Мы хорошо изучили орфограмму "Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных". А сегодня попытаемся разобраться, когда в наречиях пишется одна Н, когда две. Только на пути к знанию у нас лежит много препятствий, которые мы дружно постараемся преодолеть.
Его величество Глагол предлагает нам исправить ошибки в тексте, написанном Витей. (Слайд 4)
(Устная фронтальная работа - комментарий ошибочно написанных слов: за окном, солнце, изорванные, ужасно, скучные, никому.)
Молодцы, ребята. А теперь покажите-ка Вите, как хорошо вы знаете грамматику: выпишите из данного текста словосочетания с наречиями (слайд 5):
За окном увлеченно кричали мальчишки. Солнце светило, очень сильно пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к ребятам. Но на столе разбросанно лежали мои учебники. Они были изорванные, залитые чернилами, грязные и ужасно скучные. Но они усиленно держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу о каких-то допотопных землекопах, вставлять пропущенные буквы, повторять никому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно неинтересно.
Индивидуальное задание на доске: из текста выписать наречия и выполнить их словообразовательный разбор.
(Проверка с места - слайд 6).
Объясните, по каким признакам мы опознаем наречия в тексте.
Как образуются наречия? (проверка индивидуального задания)
3. Изучение нового материала
Слайд 7: Отчего зависит написание Н и НН в наречиях? Попробуйте сформулировать правило написания Н и НН в наречиях.
(Заслушиваем ответы учащихся. Принимаем различные версии - главное, чтобы они могли аргументировано доказать правильность своей точки зрения.)
Откроем учебники - стр. 101 - и проверим, правильно ли мы сформулировали условия выбора орфограммы "Н и НН в наречиях".
Для закрепления только что узнанного правила я предлагаю вам выполнить по одному упражнению.
(Слайд 8: Работа в группах:
Упр. 234
Работа с текстом - вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму
Творческое списывание - образовать от данных прилагательных и причастий наречия и записать их в составе словосочетаний)
Слово учителя: Пора возвращаться нам домой. Но смотрите, Витя Перестукин не может решить лингвистическую задачу. (Слайд 9) Придется нам ему помочь. Какое из данных написаний правильное: рассеянно или рассеяно? Объясните свой выбор.
А посмотрите на разбор данных слов по составу.
Какая же опасность подстерегает нас при написании Н и НН в наречиях? Да, необходимо различать наречие и краткое причастие.
Слайд 10: Как различить причастие и наречие?
(По общему грамматическому значению - причастие обозначает признак предмета по действию, наречие - признак признака и признак действия; по тому, к какому слову относится и на какой вопрос отвечает - причастие относится к существительному и отвечает на вопрос какой, наречие относится к глаголу или прилагательному и отвечает на вопрос как; по синтаксической роли).
Ну что ж, последние испытания на нашем пути. Давайте дружно найдем ошибки в заданиях, предложенных нам его величеством Глаголом.
Устная коллективная работа (Слайд 11):
1. Искренно веселый, мужественно признался, путанно отвечал
2. Наследство растерянно, организованно провел, удивленно посмотрел
3. Взвешено произнес, ломано изогнулся, войско было объединено
Диагностирующий контроль - вставить пропущенные буквы (слайды 12-13):
- Взволнова..о говорить
- Безум..о посмотрел
- Отчая..о закричал
- Внимание ребят рассея..о
- Ветром рассея..ы семена по полю
- Медле..о шел по городу
- Заснеже..о белели крыши домов
- Карти..о подбоченясь
4. Подведение итогов урока
Слово учителя: Мы с нашими гостями Витей и Кузей успешно преодолели все преграды и опасности в стране невыученных уроков и теперь можем весело отправляться в обратный путь. А чтобы знания наши были прочными, я предлагаю вам, изучив 13, выполнить дома следующее задание (на выбор): упр. 132 или написать сочинение с использованием наречий с изученной орфограммой "Н и НН в наречиях".