Тема урока: Заглянем в кладовые земли.
Цель:
- познакомить учеников с природными ископаемыми (гранит, каменный уголь);
- учить работать с образцами горных пород;
- развивать воображение, логическое мышление;
- воспитывать наблюдательность, любовь к природе нашего края.
Оборудование: карта Кемеровской области; образцы полевого шпата, кварца, слюды, гранита, лупы; загадки, конверты с заданиями, фотографии; учебник "Мир вокруг нас" 2 класс А.А.Плешаков.
Ход урока
Организация класса.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Проверка домашнего задания. Игра-викторина.
(класс делится на две команды и получает конверты с заданиями)
Первый конкурс.
- Найдите в каждом ряду одно "лишнее" слово, подчеркните:
Задание для первой команды:
ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ДЯТЕЛ, ЗАЯЦ, БУРУНДУК; РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ВОЗДУХ, ЗДАНИЕ, ОКЕАН; ДОЖДЬ, СНЕГ, ЗИМА, ГРАД;
Задание для второй команды:
СОСНА, ПШЕНИЦА, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА, КЛЕН; КОМАР, ЖУК, ПЧЕЛА, СИНИЦА, БАБОЧКА; ПОЧВА, МОРЕ, ВОЗДУХ, МОСТ, ВОДА;
Второй конкурс.
- Определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом:
Задание для первой команды:
ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ - ::::::. ШМЕЛЬ, БАБОЧКА, МУРАВЕЙ - ::::::: ЯСНО, ПАСМУРНО, ПЕРЕМЕННО - :::::..
Задание для второй команды:
ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, НАСЕКОМЫЕ- ::::::.. ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД- ::::::::: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ-:::::::
- Молодцы! Я вижу, вы хорошо справились с заданиями.
Начальные представления о полезных ископаемых.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока.
- Как вы понимаете кладовые Земли?
- Недра земли и ее поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие - как топливо (каменный уголь, торф, нефть, газ), из третьих выплавляют металлы.
- Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году? (известняк, гранит, кремень)
Практическая работа,
(на партах образцы горных пород).
Выполняя задания практической работы, дети приходят к выводу, что гранит - прочный и тяжелый камень. Он состоит из отдельных зерен: кварца, слюды и полевого шпата. Гранит используется в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий, станций метро.
Гранит - это горная порода, а то из чего состоит гранит (кварц, слюда, полевой шпат) - минералы.
Физкультминутка.
Начальные представления о полезных ископаемых (продолжение).
- Ребята, отгадайте загадку. О каком полезном ископаемом идет речь?
Черный камень в нашей печке,
Он согреет дом большой.
Догадайтесь-ка, ребята,
Что за камень он такой?
- Правильно каменный уголь. Почему каменный уголь это полезное ископаемое? (добывают из недр земли, и приносит пользу людям). Послушайте стихотворение и скажите, чем богат наш край.
В красивом крае мы живем.
Кузбассом мы его зовем.
Разрезов много здесь и шахт
Углем богат родной Кузбасс.
Я здесь живу, учусь, расту
И край родной душой люблю.
Здесь все прекрасно, все для нас
Я славлю свой родной Кузбасс!
Колистратова Е.А.
- Чем же богат наш край? (углем). Посмотрите на карту Кемеровской области.
Вот таким значком на карте обозначены месторождения каменного угля.
- Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Уголек. Сегодня я вам расскажу сказку о своем происхождении и о своем путешествии.
Давным-давно, миллионы лет назад, на месте сегодняшних шахт и разрезов, росли пышные леса. Деревья вырастали до гигантских размеров, а потом падали в мелкие озера. Их затягивало песком и тиной. Вот из них-то через много миллионов лет образовался уголь, который не что иное, как остатки этих растений.
Миллионы лет пролежал наш Уголек под землей. Прошло время. На этом месте была построена шахта. И решил наш Уголек посмотреть, что же происходит там на поверхности. Может быть, кому-нибудь пригожусь. Сел Уголек на ленту, по которой уголь поднимается "на гора" и поехал вверх. Доехав до верха, он упал в большую кучу угля. Но на этом путешествие уголька не закончилось. Тут появился большой бульдозер и стал толкать кучу угля, в которой находился наш
Уголек, на другую ленту.
Но на этой ленте было все не так как на предыдущей. Угольку даже понравилось, потому что одни угольки снова попадали в кучу, а другие попадали в вагон.
Наш Уголек попал в вагон. Уселся поудобней, познакомился с другими угольками и поехал состав с углем за пределы Кемеровской области.
- Спасибо тебе, Уголек, за сказку. Приходи к нам еще в гости.
- Ребята, как вы думаете, какую пользу может принести наш Уголек и его друзья?
- Как Уголек оказался на поверхности земли, ведь он миллионы лет пролежал под землей?
Итог урока.
- Какие ископаемые мы называем полезными?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Из каких составных частей состоит гранит?
- Из чего образовался уголь?
- Где используют полезные ископаемые?
- Молодцы! Спасибо за урок.