Окружающий мир во 2-м классе. Урок-сказка "Заглянем в кладовые земли"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: 2 класс


Тема урока: Заглянем в кладовые земли.

Цель:

  • познакомить учеников с природными ископаемыми (гранит, каменный уголь);
  • учить работать с образцами горных пород;
  • развивать воображение, логическое мышление;
  • воспитывать наблюдательность, любовь к природе нашего края.

Оборудование: карта Кемеровской области; образцы полевого шпата, кварца, слюды, гранита, лупы; загадки, конверты с заданиями, фотографии; учебник "Мир вокруг нас" 2 класс А.А.Плешаков.

Ход урока

Организация класса.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

Проверка домашнего задания. Игра-викторина.

(класс делится на две команды и получает конверты с заданиями)

Первый конкурс.

- Найдите в каждом ряду одно "лишнее" слово, подчеркните:

Задание для первой команды:

ЛИСИЦА, МЕДВЕДЬ, ДЯТЕЛ, ЗАЯЦ, БУРУНДУК;
РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ВОЗДУХ, ЗДАНИЕ, ОКЕАН;
ДОЖДЬ, СНЕГ, ЗИМА, ГРАД;

Задание для второй команды:

СОСНА, ПШЕНИЦА, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА, КЛЕН;
КОМАР, ЖУК, ПЧЕЛА, СИНИЦА, БАБОЧКА;
ПОЧВА, МОРЕ, ВОЗДУХ, МОСТ, ВОДА;

Второй конкурс.

- Определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом:

Задание для первой команды:

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ - ::::::.
ШМЕЛЬ, БАБОЧКА, МУРАВЕЙ - :::::::
ЯСНО, ПАСМУРНО, ПЕРЕМЕННО - :::::..

 Задание для второй команды:

ПТИЦЫ, ЗВЕРИ, НАСЕКОМЫЕ- ::::::..
ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД- :::::::::
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ-:::::::

 - Молодцы! Я вижу, вы хорошо справились с заданиями.

Начальные представления о полезных ископаемых.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока.

- Как вы понимаете кладовые Земли?

- Недра земли и ее поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие - как топливо (каменный уголь, торф, нефть, газ), из третьих выплавляют металлы.

- Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году? (известняк, гранит, кремень)

Практическая работа,

(на партах образцы горных пород).

Выполняя задания практической работы, дети приходят к выводу, что гранит - прочный и тяжелый камень. Он состоит из отдельных зерен: кварца, слюды и полевого шпата. Гранит используется в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий, станций метро.

Гранит - это горная порода, а то из чего состоит гранит (кварц, слюда, полевой шпат) - минералы.

Физкультминутка.

Начальные представления о полезных ископаемых (продолжение).

- Ребята, отгадайте загадку. О каком полезном ископаемом идет речь?

Черный камень в нашей печке,
Он согреет дом большой.
Догадайтесь-ка, ребята,
Что за камень он такой?

- Правильно каменный уголь. Почему каменный уголь это полезное ископаемое? (добывают из недр земли, и приносит пользу людям). Послушайте стихотворение и скажите, чем богат наш край.

В красивом крае мы живем.
Кузбассом мы его зовем.
Разрезов много здесь и шахт
Углем богат родной Кузбасс.
Я здесь живу, учусь, расту
И край родной душой люблю.
Здесь все прекрасно, все для нас
Я славлю свой родной Кузбасс!
Колистратова Е.А.

- Чем же богат наш край? (углем). Посмотрите на карту Кемеровской области.

Вот таким значком на карте обозначены месторождения каменного угля.

- Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях.

 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Уголек. Сегодня я вам расскажу сказку о своем происхождении и о своем путешествии.

Давным-давно, миллионы лет назад, на месте сегодняшних шахт и разрезов, росли пышные леса. Деревья вырастали до гигантских размеров, а потом падали в мелкие озера. Их затягивало песком и тиной. Вот из них-то через много миллионов лет образовался уголь, который не что иное, как остатки этих растений.

Миллионы лет пролежал наш Уголек под землей. Прошло время. На этом месте была построена шахта. И решил наш Уголек посмотреть, что же происходит там на поверхности. Может быть, кому-нибудь пригожусь. Сел Уголек на ленту, по которой уголь поднимается "на гора" и поехал вверх. Доехав до верха, он упал в большую кучу угля. Но на этом путешествие уголька не закончилось. Тут появился большой бульдозер и стал толкать кучу угля, в которой находился наш

Уголек, на другую ленту.

Но на этой ленте было все не так как на предыдущей. Угольку даже понравилось, потому что одни угольки снова попадали в кучу, а другие попадали в вагон.

 

Наш Уголек попал в вагон. Уселся поудобней, познакомился с другими угольками и поехал состав с углем за пределы Кемеровской области.

- Спасибо тебе, Уголек, за сказку. Приходи к нам еще в гости.

- Ребята, как вы думаете, какую пользу может принести наш Уголек и его друзья?

- Как Уголек оказался на поверхности земли, ведь он миллионы лет пролежал под землей?

Итог урока.

- Какие ископаемые мы называем полезными?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Из каких составных частей состоит гранит?

- Из чего образовался уголь?

- Где используют полезные ископаемые?

- Молодцы! Спасибо за урок.