Практикум для родителей

Разделы: Работа с дошкольниками


Для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. Родители давно признаны главными воспитателями. Играя дома вместе с мамой или папой, малыш и не думает учиться, но в результате он получает много полезной, новой и интересной информации. Ведь, по словам Глена Домана: "Дети гораздо больше любят учиться, чем есть сладкое". Предлагается практическое руководство для родителей по речевому развитию детей 2 - 3 летнего возраста.

Осень, осень к нам пришла,
Разноцветные листочки
Нам в подарок принесла

Сходите с ребенком на прогулку. Обратите внимание на изменения в природе осенью (небо пасмурное, ветер холодный, дождь моросит, птицы улетают, листья на деревьях красные, зеленые, желтые, листья падают на землю и т. д.)

Поиграйте в игру "Маленький чертежник". Такая игра поможет развить у вашего малыша воображение. Подумайте, какими способами вы можете нарисовать окружность:

  • с помощью большого и указательного пальцев;
  • обеими руками;
  • кубиками, выложенными на полу;
  • обведя на бумаге круглый предмет (чашку, стакан);
  • цветным мелком круги различных размеров;
  • составив в круг много зверюшек и других мягких игрушек и поместив своего ребенка в центр.

Каждый раз, когда у вас получается окружность, говорите своему двухлетнему малышу слово круг.

Ищите круги и окружности у себя в доме, во дворе - везде, куда бы вы ни пошли с ребенком. Дайте малышу большой лист бумаги для рисования и цветной мелок, либо фломастер и нарисуйте вместе круг. Управляя рукой ребенка, обводите разные круглые предметы, чтобы получилась окружность.

Вместе учимся, играем
Овощи мы называем

1. Вместе с ребенком назовите, что растет на грядке. Уточните, как называется место, где растут овощи (огород).

2. Покажите малышу зеленую карточку и спросите, какие овощи зеленого цвета. Аналогичным образом назовите овощи красного цвета.

3. Почитайте вместе нашу "Репку". Многократное прочтение книги помогает ребенку расширять словарный запас и тренировать память. Читая малышу хорошо знакомую книгу, делайте паузы перед трудными словами и поощряйте его произносить их.

4. Сделайте совместную "Покупку овощей". Это расширит словарный запас ребенка.

- Отправляйтесь в универсам и купите продукты, необходимые для приготовления супа.

- Приготовьте суп вместе с ребенком. Используйте компоненты, которые вы купили в магазине.

Вместе учимся, играем,
Тему "Фрукты" изучаем

Предложите малышу назвать фрукты, какие он знает. Побеседуйте о том, где растут фрукты, на чем.

5. Поиграйте в игру "Скажи правильно". Взрослый называет один фрукт, а ребенок много фруктов.

Яблоко - яблоки, груша - груши, лимон - лимоны, апельсин - апельсины.

Предложите малышу назвать фрукты зеленого цвета (груша, яблоко); красного цвета (яблоко). Вспомните, какие фрукты круглые (яблоко, апельсин).

Поиграйте в игру "Такие разные яблоки". Ребенок научится сопоставлять и находить сходство.

  • заполните пакет красными и зелеными яблоками (в общей сложности их должно быть 6 - 8);
  • предложите ребенку по одному доставать яблоки из пакета;
  • он достает яблоко из пакета, а вы говорите: "Погляди, зеленое яблоко" или "Ой, красное яблоко";
  • когда все яблоки извлечены из пакета, рассортируйте их по цвету на две кучки;
  • затем попросите, чтобы ребенок положил в пакет все красные яблоки, а потом и все зеленые;
  • поиграв несколько раз, ребенок начнет понимать, как разделить яблоки по цвету.

Игра "Этот шашлык просто супер!" развивает у малыша координацию.

  1. Выберите несколько плодов из любимых фруктов и овощей ребенка и разрежьте их на кусочки;
  2. Лучше всего подойдут яблоки, бананы, груши, огурцы, морковь, клубника и другие фрукты, ягоды или овощи, которые легко проткнуть и надеть на небольшой шампур;
  3. Покажите ребенку, как, нанизывая кусочки овощей и фруктов на деревянный вертел или длинную зубочистку, сделать своеобразный плодоовощной шашлык;
  4. Когда малыш накалывает на вертел очередной кусочек, называйте фрукт или овощ и скажите о нем что-нибудь, например: "Это - яблоко. Оно сладкое и аппетитно хрустит".

Дружно, весело играем,
Игрушки на место убираем

Предложите ребенку назвать игрушки, какие есть у него дома.

Скажите про игрушку какая она. Например: мяч синий, кукла маленькая, машина большая и т.д.

Попросите малыша найти игрушку, похожую на круг или квадрат.

Разучите стихотворения А. Барто "Мишка" или "Зайка".

Игра "Игрушки в корзинке" поможет малышу лучше усвоить понятие пространства.

Вам понадобится маленькая корзинка и любимая игрушка вашего малыша.

Предложите ребенку положить игрушку в разные места:

  • в корзинку
  • позади корзинки
  • под корзинкой

Попросите ребенка переложить игрушку в другое место. Например, чтобы малыш поместил мячик в корзинку, позади нее, под ней или около нее.

Игра помогает ребенку изучать слова, которые обозначают пространство: в, под, около, позади, за.

6. Игра "Построение предложений" поможет малышу лучше владеть речью. Предложения из двух или трех слов развивают у ребенка языковые навыки.

Начинайте с простых предложений на знакомую тему, например игрушек.

  • Мне нравятся мячи.
  • Мне нравятся кубики.
  • Мне нравится ... (позвольте ребенку самому сказать недостающее слово).

Повторите начало последнего предложения и попросите ребенка закончить его новыми словами.

Меняйте тематику предложений, но всякий раз начинайте со слов "Мне нравятся" или "Я люблю". Например, называйте родственников, хорошо знакомых малышу, его друзей, любимых животных или вкусную еду.

Впоследствии добавляйте описательные слова: "Мне нравятся красные мячи", "Мне нравятся большие кубики".

Вместе учимся, играем
И домашних птиц мы знаем

1. Предложите малышу рассмотреть картинки и назвать домашних птиц (петух, курица, гусь, утка).

Опишите внешний вид.

2. Поиграйте в игру "Кто как кричит?".

Петух кукарекает - ку-ка-ре-ку. Утка крякает - кря-кря-кря.

Курица квохчет - ко-ко-ко. Гусь гогочет - га-га-га.

3. Сравните по размеру птиц и их детенышей.

Курица большая, а это ее цыпленок. Цыпленок маленький.

Утенок маленький, а утка: большая.

Гусь большой, а гусенок: маленький.

4. Помогите детенышам найти свою маму.

Утенок - у кого? - у утки. Цыпленок - у кого? Гусенок у кого?

5. Поучите ребенка наблюдательности в игре "Чего не хватает?"

  • Положите на пол две разные игрушки.
  • Попросите ребенка закрыть глаза и тем временем уберите одну игрушку.
  • Затем попросите малыша открыть глаза и угадать, что именно пропало.
  • Сначала используйте только два предмета. Потом усложните игру, взяв их больше.
  • Можно попросить ребенка убрать какую-то вещь, а вы бы угадывали, чего не хватает.

Чтобы усложнить игру, можно использовать два предмета одинаковых по форме, но разных по цвету. Например, красный кубик и синий кубик, а затем убрать один из них. И в этом случае можно усложнить игру, увеличивая количество предметов.

Вместе мы играем,
Части тела и лица
Быстро запоминаем

1. Предложите ребенку назвать части тела (туловище, ноги, руки, голова, спина, живот), части лица (уши, лоб, нос, глаза, рот, щеки). Пусть малыш покажет на себе, на кукле, на игрушке.

2. Помогите ребенку сказать, что он делает утром, днем, ночью (называние действий).

3. Поиграйте в игру "Плюшевый мишка все знает про мальчишку". Ваш малыш лучше узнает свое тело.

Вместе с ребенком декламируйте стишок и выполняйте указанные действия:

Покажи - ка мне свой глазик, - укажите на собственный глаз.

Покажи - ка мне свой ротик, - укажите на собственный рот.

Покажи - ка мне свой носик, - укажите на собственный нос.

Покажи - ка мне свой животик, - укажите на собственный живот.

Здравствуй, здравствуй, глазик, - моргните глазом.

Здравствуй, здравствуй, ротик, - откройте рот.

Здравствуй, здравствуй, носик, - сморщите нос.

Здравствуй, мой животик, - надуйте живот.

Возьмите плюшевого мишку (или другую пушистую зверюшку) и, декламируя тот же стишок, его лапой указывайте на соответствующие части тела ребенка.

4. Пальчиковая игра "Яйцо" научит вашего ребенка слушать. Эта игра на пальцах доставит вам с малышом радость.

Декламируйте стихотворение и поднимайте по очереди пальцы, как указано в тексте:

Мамочка где - то яичко купила, (мизинец)

Папа его аккуратно разбил, (безымянный палец)

Сестричка на сковородку плеснула, (средний палец)

Братик поджарил и посолил, (указательный палец)

А (имя ребенка), младшенький из детей

Все это блюдо съел поскорей (большой палец).

Сначала в предпоследней строке указывайте имя своего ребенка, а в дальнейшем имена друзей, родственников, клички любимых животных.

Дружим с мылом мы душистым,
Чтоб лицо и руки были чистыми

Побеседуйте с ребенком о том, какие умывальные принадлежности помогают нам быть чистыми и опрятными (мыло, зубная щетка, зубная паста, шампунь и т. д.).

Игра "Интересное мытье" поможет малышу лучше узнать собственное тело. Не все двухлетние дети любят купаться, но почти все обожают сами кого - нибудь "купать". Выберите подходящую куклу и попросите ребенка искупать ее. Давайте малышу советы, какие части тела куклы следует мыть: "Ты можешь помыть кукле ножки? А пальчики на ножке? А теперь потри шейку". Когда купание куклы будет закончено, предложите вытереть ее насухо и уложить спать.

"Водные игры" позабавят малыша и научат координации. Что можно делать?

  • Протирать крышку стола влажной губкой.
  • Переливать воду из одной емкости в другую (эта игра прекрасно подходит для ванны).
  • Заполнять бутылки водой и выливать ее оттуда (эту игру тоже лучше проводить в ванне).
  • Поэкспериментировать в ванне с самыми разнообразными предметами, какие из них тонут, а какие плавают.

Много мы предметов знаем
Мебель называем

Назовите мебель, находящуюся в вашей квартире. Побеседуйте о том, где продается мебель, где изготавливают мебель.

Закрепите навык согласования существительного с прилагательным. Например: стул твердый, диван мягкий, шкаф большой, стульчик маленький и т. д.

Расположите игрушки таким образом, чтобы ребенок мог употребить предлоги в, на. Например:

Книжка лежит на столе. Зайчика убрали в шкаф.

Выучите стихотворения:

Кроватка Стол
Поставили в спальню кроватку
И спать на ней мы будем сладко.
У стола четыре ножки
Сверху крышка, как ладошка.

Поиграйте в игру "Трогательное путешествие". Ваш ребенок больше узнает о структурах поверхностей. Двухлетние дети очень любят трогать разные вещи. Помогая ребенку больше узнать о том, что он трогает, расскажите о свойствах вещей. Отправьтесь в "трогательное" путешествие, в процессе которого вы будете все трогать. Увидев достойный внимания объект, сначала проговорите слова, а затем коснитесь его руками. Прогулка станет более интересной для ребенка.

- Вот время потрогать, время потрогать,

Пришло время потрогать ___________ (назовите предмет).

Выбирайте предметы, имеющие различные структуры: мягкие и твердые, холодные и теплые, шершавые и скользкие, грубые и мягкие, колючие и гладкие и т. д.

Играя, сравнивайте поверхностные структуры предметов: "Это кажется твердым, а вот это - мягкое".

Я про маму вам скажу:
"Как ее люблю!"

Предложите вашему малышу сказать красивые слова о своей маме. Какая мама? (хорошая, добрая, молодая, красивая и т. д.).

Спросите ребенка: "Мама дома что делает?" (моет, гладит, стирает, варит и т. д.).

Чаще беседуйте о семье. Это разовьет у ребенка наблюдательность. Скорее всего, у вас есть альбом, куда вы собираете фотографии всех членов семьи. Если нет, сделайте хотя бы для своего ребенка. Время от времени показывайте ребенку фотоальбом и давайте каждому снимку простое название, например "Это мама", "Это папа", "Это дедушка", "Это твоя бабушка" и т. д. Разложите фотографии на столе и попросите ребенка найти определенного человека. Возьмите чье - нибудь изображение и спросите у своего юного знатока семьи: "Кто это?".

В игре с пальчиками "Это - папа" ваш малыш научится координации. На каждую строчку поднимайте только один палец. Дойдя до последней строки, поднимите все пальцы, представив семью как единое целое.

Это - папа с серьезным взглядом, (большой палец)

Это - мама с детишками рядом, (указательный палец)

Это - брат, уже в длинных штанах, (средний палец)

Это - сестренка с куклой в руках, (безымянный палец)

Это - младенец, он вырастет вскоре, (мизинец)

А вот и все семейство в сборе. (все пять пальцев).

А теперь посчитайте свои пальцы - 1, 2, 3, 4, 5.

Домашние животные рядом живут

И пользу приносят, и радость дают

Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображением домашних животных, назовите их, опишите внешний вид. Назовите детенышей животных: у коровы - теленок, у собаки - щенок, у козы - козленок, у кошки - котенок, у свиньи - поросенок, у лошадки - жеребенок.

Поиграйте в игру "Деревенские звуки". Ваш ребенок больше узнает о звуках, издаваемых животными. Просмотрите хорошо иллюстрированные книжки о животных и по ходу ознакомления с изображениями попросите ребенка издавать соответствующие звуки.

В деревне все свинки кричат: "Хрю, хрю, хрю",

В деревне все свинки кричат: "Хрю, хрю, хрю",

Кричат и кричат: (далее говорит ребенок) - "Хрю, хрю, хрю".

Повторяйте стишок с новыми животными, предлагая ребенку заканчивать строку:

В деревне собачки кричат: "Гав, гав, гав ...",

В деревне все кошки кричат: "Мяу, мяу, мяу ...",

В деревне коровы мычат: "Му, му, му ...",

В деревне лошадка кричит: "Иго-го, иго-го, иго-го ...".

Выучите потешки. Устройте дома маленький спектакль, где главным артистом будет ваша маленькая звездочка.

Баю-бай, баю - бай ...
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою Машу не буди!
Ты, собаченька, не лай,
Мою Машу не пугай.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топ - топ,
Глазками хлоп - хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю.

Список литературы

  1. Силберг Д. Развивающие игры для двухлетних детей. Мн., ООО Попурри, 2005.
  2. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду. М., Линка - Пресс, 2005.