Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений) эмоциональная сфера детей подвержена огромным перегрузкам. В результате за внешне благополучными детьми скрывается бесчувственность, нетерпимость, жестокость, неконтактность, замкнутость, агрессивность.
Я думаю, что необходимо помочь детям заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих мыслях и чувствах, мотивах своих поступков, того или иного поведения. Помочь ученикам приобрести умения и навыки гибкого реагирования на различные социальные воздействия, приобрести запас творческих решений реальных социально-значимых задач.
Огромное желание помочь детям с эмоциональной нестабильностью подтолкнуло меня разработать и этот урок внеклассного чтения по произведению Р. Бредбери “Все лето в один день”, которое очень хорошо раскрывает отношения детей в коллективе, заставляет побывать на месте каждого героя, пропустить через себя все переживания и сделать правильные выводы.
Я считаю, что толерантность, должна являться целевой установкой воспитания подрастающего поколения в современном мире.
Эпиграф.
Возлюби ближнего как самого себя.
(Евангелие от Матфея 22:37-40)
Цель: создать условия для понимания детьми необходимости и важности толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
- Создать условия для
- знакомства детей с рассказом Рэя Бредбери “Всё лето в один день”,
- нахождения в книге близкое своим мыслям и чувствам,
- открытия разнообразного мира человеческих отношений
- учить вдумываться в текст.
- Создать условия для
- развития у детей способности одухотворять окружающий мир,
- чувствовать его ценность, выделять себя из окружающего мира, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости;
- развития активного речевого запаса детей, устной речи, эмоционального принятия себя и других;
- Создать условия для
- умения детьми замечать боль и радость другого человека, ставить себя на место другого человека,
- видеть хорошее в себе и в окружающих;
- воспитания чувства доброты, сопереживания, сочувствия.
Оборудование к уроку:
- музыка шума дождя,
- спокойная музыка,
- выставка книг,
- на доске красочно оформленное “Золотое правило”,
- эпиграф,
- слова для словарной работы, для рефлексии,
- рисунки детей по тексту, оформленные виде плана-диафильма (для пересказа).
Дети дома прочитали произведение и приготовили рисунки - фрагменты из рассказа наиболее затронувшие душу.
Ответы детей – предполагаемые.
1. Организационный момент. Приветствие.
-Ребята, все ли вы поздоровались сегодня друг с другом?
- А что обозначает слово “здравствуйте”?
Ответ: пожелания здоровья, желание поддерживать и продолжать знакомство.
-С какой интонацией нужно произносить слова приветствия?
Ответ: доброжелательно, приветливо, вежливо.
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.(здороваются)
2. Мотивационно-целевой этап. Сообщение темы урока.
-Ребята, какими по характеру вы хотели бы вырасти?
Как правило, дети хотят стать добрыми, отзывчивыми и т. д. Каждый говорит о себе. Возможно, ребенок назовет и негативные черты характера. Требуется это принять и в конце урока к этому разговору вернуться.
-Вы назвали очень хорошие качества характера. И тема нашего урока “Я хороший – ты хороший”. Как вы понимаете эти слова?
Ответ: нужно видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих.
-Основываясь на теме урока, какие цели вы поставите перед собой?
Ответ: учусь видеть хорошее в себе и в окружающих, учусь замечать боль и радость другого человека и т. д.
(цели записываются на доске)
- Ребята, эпиграфом к нашему уроку я выбрала одну из заповедей Божьих “Возлюби ближнего, как самого себя”. Как вы понимаете её?
Ответ: как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним.
3. Фонетическая зарядка.
- Прежде чем приступим к анализу рассказа, выполним наши обычные упражнения для развития дикции и выразительного чтения.
- Скороговорка
-Четко и ясно произнесите скороговорку: Не велика птица синица, а умница. (Скороговорка характеризует главную героиню)
Дети произносят каждый в полголоса, затем по-одному.
-Произнесите скороговорку с удивлением, с радостью.
Дети произносят каждый в полголоса, затем по-одному.
- Словарная работа
-Перед вами словосочетания из текста:
Сплошная поросль (Густая трава) Туманная дымка (Ничего не видно) Ярко – голубая черепица (Покрытие крыши)
Как вы их понимаете?
- Загадки
-Я загадываю, вы отгадываете. Человек, который помогает другим без пользы для себя.
Ответ: бескорыстный.
-Человек, который относится к окружающим по-дружески?
Ответ: дружелюбный.
-Я говорю отгадку, а вы придумываете загадку. Ласковый.
Ответ: человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова.
- Отзывчивый человек.
Ответ: человек, всегда готовый прийти на помощь.
4. Подготовка к художественному восприятию.
- Мы перечислили качества очень хороших людей. Такие люди есть в произведениях многих писателей. Есть они и в рассказах Р. Бредбери.
- Показ портрета (портрет автора у каждого на столе)
-Всмотритесь в лицо автора. Как вы думаете, каким он был человеком?
Ответ: добрым, задумчивым и т. д.
- Краткая биографическая справка
-Что вы можете рассказать об авторе?
Ответ: родился в 1920 году. Он крупнейший фантаст. Писать начал до войны, еще мальчиком. Вырос в бедной семье. Теперь он автор многих книг, сумевший фантастику превратить в подлинное искусство.
- Какие рассказы Р. Бредбери вы знаете?(На выставке стоят книги прочитанные и новые)
Ответ: Морская раковина, Каникулы.
5. Художественный анализ произведения.
Произведение прочитано детьми дома.
Звучит спокойная музыка.
- Закройте глазки. Сейчас мы совершим визит в другую цивилизацию, на планету Венера. Мы в открытом космосе. Наш корабль мчится через миллионы звёзд. А вот и нужная нам звезда, планета Венера. Внимание, приземляемся.
Звучит шум дождя.
-Откройте глазки. Вот такой дождь шел на Венере 7 лет подряд. Тысячи и тысячи дней, с утра до ночи. Без передышки.
- Работа с чувствами после первичного прочтения, краткого пересказа.
Художественное восприятие.
-Кто сможет кратко пересказать текст?
Пересказывают. При пересказе опираются на план – диафильм из рисунков приготовленных дома.
- Какие мысли, чувства вызвал у вас этот рассказ?
Ответ: возмущение, жалость к Марго, удивление, восхищение, желание помочь, попасть на планету и т. д.
- Определите тему рассказа.
Ответ: взаимоотношение детей, несправедливое отношение детей к Марго.
-Какова идея рассказа?
Ответ: идея доброты, милосердия, взаимопонимания, заботы друг о друге.
- Ребята, вы все правильно сказали. На мой взгляд, все ваши мысли дополняют идею рассказа, которая заключена в словах, взятых из Библии
Читают хором с доски:
Золотое правило
И так во всем,
Как хотите,
Чтобы с вами
Поступали люди,
Так поступайте и вы с ними.
- Анализ произведения. Художественный анализ.
-Почему рассказ называется “Всё лето в один день”?
Ответ: всего 1 раз за 7 лет на 2 часа в день появляется солнце и можно снять куртки, греться под солнцем, играть. Кругом всё спешит расцвести.
- Почему рассказ фантастический?
Ответ: действие происходит на Венере, много нереального.
- Выявление отношения учащихся к героям.
- В каком месте рассказа вы испытывали особенно сильное волнение?
Ответ: когда Марго тащили и заперли её в чулане.
- Из-за чего вы волновались?
Ответ: из-за жестокого к ней обращения.
-За кого из героев вы тревожились больше всего?
Ответ: за Марго, потому что она была слабенькая, тихая, но честная, гордая. Обидно, что именно она не увидела солнце.
- Портретная характеристика, выразительное чтение.
- Найдите в тексте описание девочки и прочитайте его выразительно.
-Найдите в тексте и прочитайте описание поведения девочки.
- Найдите и прочитайте описание чувств Марго.
- Как вы думаете, какие чувства испытывала Марго, когда:
-сочиняла стихи про солнце?
Ответ: грусть, тоска по солнцу.
-доказывала, что солнце существует?
Ответ: гордость, желание доказать, что солнце существует.
-её заперли в чулане?
Ответ: страх, обида, беспомощность.
- В чем вы видите причины такого отношения к Марго?
Ответ: она одна видела солнце, не такая как все, прилетела с Земли, не играла с детьми, всегда задумчивая, тихая, одинокая.
- Кого винить? Почему?
Ответ: детей, нет сочувствия, сострадания, родителей.
- Чем объясняется такое поведение ребят?
Ответ: они никогда не видели солнца и думали, что Марго их обманывает
-Как бы вы поступили на месте ребят?
-Что бы вы сделали, вдруг попав в их класс?
- Пейзажные зарисовки. Художественное исполнение.
-Что по вашему придает особую поэтичность этому рассказу?
Ответ: описание дождя, солнца, природы.
- Прочитайте друг другу описание дождя, солнца, природы так, чтобы чувства нашли отражение в вашем чтении. (Работа в парах)
- Найдите и хором прочитайте отрывок, где дети радовались солнцу.
Физкультурная минутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
- Ребята. Чему учит нас Р. Бредбери?
Ответ: нужно быть внимательными друг к другу, добрыми, стараться понять друг друга, если я хороший, то и в другом тоже есть хорошее.
-
Художественное творчество.
- Как вы восприняли финал рассказа?
Ответ: хотелось, чтобы он закончился по-другому.
- Какой вариант окончания рассказа придумали вы?
Дети дома придумали окончание рассказа. Те, кто не придумал, обосновывают, почему решили оставить концовку.
- Какие у вас жизненные позиции?
Ответ: быть добрыми, помогать нуждающимся и т. д.
- Приходилось ли вам оценивать собственные поступки? Может кто-то хочет рассказать об этом?
- Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу?
- Все ваши мысли заключены в словах “Золотого правила”. Давайте их хором прочитаем.
6. Итог урока
-Ребята, я начинаю предложение, вы его повторяйте и заканчивайте.
Я мечтаю…
Я люблю…
Меня любят…
Я забочусь…
Обо мне заботятся…
-Какой вывод можно сделать?
Ответ: Я хороший – ты хороший.
Звучит спокойная музыка.
- Закройте глаза. Мы возвращаемся в класс. Наш корабль летит между миллионами звезд. Вот Земля, где можно радоваться и наслаждаться каждую минуту солнцу.
7. Рефлексия
- Какие цели вы ставили перед собой? Посмотрите на доску, где мы с вами записали цели.
- Достигли ли вы результатов? Каких?
- Какие чувства испытали на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Как их преодолевали?
В помощь детям на доске:
- Мне показалось важным…
- Я понял…
- Меня заставило задуматься…
- Меня навело на размышление…
8. Оценка
Словесное оценивание. Был очень эмоционален, хорошо, выразительно читал, замечательно пересказывал, интересный конец рассказа придумал, делал правильные выводы…
- Я буду рада, если вы по завершению работы по этому тексту станете терпимее друг к другу, дружнее, внимательнее.
- Спасибо за работу.