Урок внеклассного чтения в 3-м классе. Тема: "Я хороший — ты хороший" (по произведению Р.Бредбери "Все лето в один день")

Разделы: Начальная школа


Под натиском негативных явлений современной жизни (информационное изобилие, дестабилизация семейных отношений) эмоциональная сфера детей подвержена огромным перегрузкам. В результате за внешне благополучными детьми скрывается бесчувственность, нетерпимость, жестокость, неконтактность, замкнутость, агрессивность.

Я думаю, что необходимо помочь детям заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих мыслях и чувствах, мотивах своих поступков, того или иного поведения. Помочь ученикам приобрести умения и навыки гибкого реагирования на различные социальные воздействия, приобрести запас творческих решений реальных социально-значимых задач.

Огромное желание помочь детям с эмоциональной нестабильностью подтолкнуло меня разработать и этот урок внеклассного чтения по произведению Р. Бредбери “Все лето в один день”, которое очень хорошо раскрывает отношения детей в коллективе, заставляет побывать на месте каждого героя, пропустить через себя все переживания и сделать правильные выводы.

Я считаю, что толерантность, должна являться целевой установкой воспитания подрастающего поколения в современном мире.

Эпиграф.

Возлюби ближнего как самого себя.

(Евангелие от Матфея 22:37-40)

Цель: создать условия для понимания детьми необходимости и важности толерантного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Создать условия для
  • знакомства детей с рассказом Рэя Бредбери “Всё лето в один день”,
  • нахождения в книге близкое своим мыслям и чувствам,
  • открытия разнообразного мира человеческих отношений
  • учить вдумываться в текст.
  1. Создать условия для
  • развития у детей способности одухотворять окружающий мир,
  • чувствовать его ценность, выделять себя из окружающего мира, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости;
  • развития активного речевого запаса детей, устной речи, эмоционального принятия себя и других;
  1. Создать условия для
  • умения детьми замечать боль и радость другого человека, ставить себя на место другого человека,
  • видеть хорошее в себе и в окружающих;
  • воспитания чувства доброты, сопереживания, сочувствия.

Оборудование к уроку:

  • музыка шума дождя,
  • спокойная музыка,
  • выставка книг,
  • на доске красочно оформленное “Золотое правило”,
  • эпиграф,
  • слова для словарной работы, для рефлексии,
  • рисунки детей по тексту, оформленные виде плана-диафильма (для пересказа).

Дети дома прочитали произведение и приготовили рисунки - фрагменты из рассказа наиболее затронувшие душу.

Ответы детей – предполагаемые.

1. Организационный момент. Приветствие.

-Ребята, все ли вы поздоровались сегодня друг с другом?

- А что обозначает слово “здравствуйте”?

Ответ: пожелания здоровья, желание поддерживать и продолжать знакомство.

-С какой интонацией нужно произносить слова приветствия?

Ответ: доброжелательно, приветливо, вежливо.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.(здороваются)

2. Мотивационно-целевой этап. Сообщение темы урока.

-Ребята, какими по характеру вы хотели бы вырасти?

Как правило, дети хотят стать добрыми, отзывчивыми и т. д. Каждый говорит о себе. Возможно, ребенок назовет и негативные черты характера. Требуется это принять и в конце урока к этому разговору вернуться.

-Вы назвали очень хорошие качества характера. И тема нашего урока “Я хороший – ты хороший”. Как вы понимаете эти слова?

Ответ: нужно видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих.

-Основываясь на теме урока, какие цели вы поставите перед собой?

Ответ: учусь видеть хорошее в себе и в окружающих, учусь замечать боль и радость другого человека и т. д.

(цели записываются на доске)

- Ребята, эпиграфом к нашему уроку я выбрала одну из заповедей Божьих “Возлюби ближнего, как самого себя”. Как вы понимаете её?

Ответ: как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним.

3. Фонетическая зарядка.

- Прежде чем приступим к анализу рассказа, выполним наши обычные упражнения для развития дикции и выразительного чтения.

  • Скороговорка

-Четко и ясно произнесите скороговорку: Не велика птица синица, а умница. (Скороговорка характеризует главную героиню)

Дети произносят каждый в полголоса, затем по-одному.

-Произнесите скороговорку с удивлением, с радостью.

Дети произносят каждый в полголоса, затем по-одному.

  • Словарная работа

-Перед вами словосочетания из текста:

Сплошная поросль (Густая трава)
Туманная дымка (Ничего не видно)
Ярко – голубая черепица (Покрытие крыши)

Как вы их понимаете?

  • Загадки

-Я загадываю, вы отгадываете. Человек, который помогает другим без пользы для себя.

Ответ: бескорыстный.

-Человек, который относится к окружающим по-дружески?

Ответ: дружелюбный.

-Я говорю отгадку, а вы придумываете загадку. Ласковый.

Ответ: человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова.

- Отзывчивый человек.

Ответ: человек, всегда готовый прийти на помощь.

4. Подготовка к художественному восприятию.

- Мы перечислили качества очень хороших людей. Такие люди есть в произведениях многих писателей. Есть они и в рассказах Р. Бредбери.

  • Показ портрета (портрет автора у каждого на столе)

-Всмотритесь в лицо автора. Как вы думаете, каким он был человеком?

Ответ: добрым, задумчивым и т. д.

  • Краткая биографическая справка

-Что вы можете рассказать об авторе?

Ответ: родился в 1920 году. Он крупнейший фантаст. Писать начал до войны, еще мальчиком. Вырос в бедной семье. Теперь он автор многих книг, сумевший фантастику превратить в подлинное искусство.

- Какие рассказы Р. Бредбери вы знаете?(На выставке стоят книги прочитанные и новые)

Ответ: Морская раковина, Каникулы.

5. Художественный анализ произведения.

Произведение прочитано детьми дома.

Звучит спокойная музыка.

- Закройте глазки. Сейчас мы совершим визит в другую цивилизацию, на планету Венера. Мы в открытом космосе. Наш корабль мчится через миллионы звёзд. А вот и нужная нам звезда, планета Венера. Внимание, приземляемся.

Звучит шум дождя.

-Откройте глазки. Вот такой дождь шел на Венере 7 лет подряд. Тысячи и тысячи дней, с утра до ночи. Без передышки.

  • Работа с чувствами после первичного прочтения, краткого пересказа.
  • Художественное восприятие.

-Кто сможет кратко пересказать текст?

Пересказывают. При пересказе опираются на план – диафильм из рисунков приготовленных дома.

- Какие мысли, чувства вызвал у вас этот рассказ?

Ответ: возмущение, жалость к Марго, удивление, восхищение, желание помочь, попасть на планету и т. д.

- Определите тему рассказа.

Ответ: взаимоотношение детей, несправедливое отношение детей к Марго.

-Какова идея рассказа?

Ответ: идея доброты, милосердия, взаимопонимания, заботы друг о друге.

- Ребята, вы все правильно сказали. На мой взгляд, все ваши мысли дополняют идею рассказа, которая заключена в словах, взятых из Библии

Читают хором с доски:

Золотое правило
И так во всем,
Как хотите,
Чтобы с вами
Поступали люди,
Так поступайте и вы с ними.

  • Анализ произведения. Художественный анализ.

-Почему рассказ называется “Всё лето в один день”?

Ответ: всего 1 раз за 7 лет на 2 часа в день появляется солнце и можно снять куртки, греться под солнцем, играть. Кругом всё спешит расцвести.

- Почему рассказ фантастический?

Ответ: действие происходит на Венере, много нереального.

  • Выявление отношения учащихся к героям.

- В каком месте рассказа вы испытывали особенно сильное волнение?

Ответ: когда Марго тащили и заперли её в чулане.

- Из-за чего вы волновались?

Ответ: из-за жестокого к ней обращения.

-За кого из героев вы тревожились больше всего?

Ответ: за Марго, потому что она была слабенькая, тихая, но честная, гордая. Обидно, что именно она не увидела солнце.

  • Портретная характеристика, выразительное чтение.

- Найдите в тексте описание девочки и прочитайте его выразительно.

-Найдите в тексте и прочитайте описание поведения девочки.

- Найдите и прочитайте описание чувств Марго.

- Как вы думаете, какие чувства испытывала Марго, когда:

-сочиняла стихи про солнце?

Ответ: грусть, тоска по солнцу.

-доказывала, что солнце существует?

Ответ: гордость, желание доказать, что солнце существует.

-её заперли в чулане?

Ответ: страх, обида, беспомощность.

- В чем вы видите причины такого отношения к Марго?

Ответ: она одна видела солнце, не такая как все, прилетела с Земли, не играла с детьми, всегда задумчивая, тихая, одинокая.

- Кого винить? Почему?

Ответ: детей, нет сочувствия, сострадания, родителей.

- Чем объясняется такое поведение ребят?

Ответ: они никогда не видели солнца и думали, что Марго их обманывает

-Как бы вы поступили на месте ребят?

-Что бы вы сделали, вдруг попав в их класс?

  • Пейзажные зарисовки. Художественное исполнение.

-Что по вашему придает особую поэтичность этому рассказу?

Ответ: описание дождя, солнца, природы.

- Прочитайте друг другу описание дождя, солнца, природы так, чтобы чувства нашли отражение в вашем чтении. (Работа в парах)

- Найдите и хором прочитайте отрывок, где дети радовались солнцу.

Физкультурная минутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

- Ребята. Чему учит нас Р. Бредбери?

Ответ: нужно быть внимательными друг к другу, добрыми, стараться понять друг друга, если я хороший, то и в другом тоже есть хорошее.

  • Художественное творчество.

- Как вы восприняли финал рассказа?

Ответ: хотелось, чтобы он закончился по-другому.

- Какой вариант окончания рассказа придумали вы?

Дети дома придумали окончание рассказа. Те, кто не придумал, обосновывают, почему решили оставить концовку.

- Какие у вас жизненные позиции?

Ответ: быть добрыми, помогать нуждающимся и т. д.

- Приходилось ли вам оценивать собственные поступки? Может кто-то хочет рассказать об этом?

- Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу?

- Все ваши мысли заключены в словах “Золотого правила”. Давайте их хором прочитаем.

6. Итог урока

-Ребята, я начинаю предложение, вы его повторяйте и заканчивайте.

Я мечтаю…

Я люблю…

Меня любят…

Я забочусь…

Обо мне заботятся…

-Какой вывод можно сделать?

Ответ: Я хороший – ты хороший.

Звучит спокойная музыка.

- Закройте глаза. Мы возвращаемся в класс. Наш корабль летит между миллионами звезд. Вот Земля, где можно радоваться и наслаждаться каждую минуту солнцу.

7. Рефлексия

  • Какие цели вы ставили перед собой? Посмотрите на доску, где мы с вами записали цели.
  • Достигли ли вы результатов? Каких?
  • Какие чувства испытали на уроке?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Как их преодолевали?

В помощь детям на доске:

  • Мне показалось важным…
  • Я понял…
  • Меня заставило задуматься…
  • Меня навело на размышление…

8. Оценка

Словесное оценивание. Был очень эмоционален, хорошо, выразительно читал, замечательно пересказывал, интересный конец рассказа придумал, делал правильные выводы…

- Я буду рада, если вы по завершению работы по этому тексту станете терпимее друг к другу, дружнее, внимательнее.

- Спасибо за работу.