В рамках реализации ПНП “Образование” множество школ РФ стали оснащаться современными техническими оборудованиями. Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел не только в нашу повседневную жизнь, но без него подавляющее большинство преподавателей просто не могут уже обойтись на работе.
Я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ.
С системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии хотелось бы ознакомить более подробно. Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых: подготовка выпускников к ЕГЭ является актуальной для всех учителей. Во вторых: при оплате труда и при аттестации работу педагога оценивают по конечным результатам работы. Одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ЕГЭ, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы наиболее эффективно организовать подготовку выпускников к ЕГЭ. И такая подготовка становится возможной при использовании ИКТ.
Мной была разработана программа “Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием ИКТ” (Приложение 1). Данная программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в 10-11 классах или 2 часа в неделю в 11 классе). При определении содержания программы я ориентировалась на кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2008 г.
В нем выделены 7 разделов:
- Биология - наука о живой природе
- Клетка как биологическая система
- Организм как биологическая система
- Многообразие организмов
- Человек и его здоровье
- Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
- Экосистемы и присущие им закономерности.
Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором. В нем для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения. Например,
№ и Тема занятия |
Применяемые цифровые образовательные ресурсы |
Формы контроля |
Раздел №1. Биология - наука о живой природе (3 часа) |
||
№1. Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. |
Фотоизображения, иллюстрирующие
методы и достижения в области биологических наук
(электронное учебное пособие “Общая
биология”схема “Биологические науки”. Урок №1 “Введение” (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий) |
- |
№2. Признаки и свойства живого. | Диаграмма “Признаки живого” (электронное пособие “Биология. 6-9 класс” Кирилл и Мефодий), анимации “Питание амебы”, “Бесполое размножение хлореллы”, схема обмена веществ, анимация “Эмбриональное развитие насекомых” и др. | Текущий индивидуальный |
№3. Уровни организации живой природы | Презентация к уроку “Уровни организации жизни”, Урок №1 “Введение” (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий). | Тематический фронтальный |
Раздел №2. Клетка как биологическая система (12часов) |
||
№4. Клеточная теория. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. |
Презентация к уроку “Клеточная теория. Основные положения”, видеофильмы “Движение цитоплазмы”, “Эмбриональное развитие лягушки”. Урок №2 “Клеточная теория” (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий) | - |
№5. Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. | Фотоизображения клеток различных организмов, презентация “Строение клетки”, сравнительные таблицы “Сравнение клеток прокариот и эукариот”, “Сравнение клеток эукариот”. Уроки № 9-12 (электронное пособие “Уроки биологии”. Кирилл и Мефодий) | Текущий индивидуальный |
Основные электронные учебные пособия, применяемые при проведении занятий отражены на рисунке.
Кроме этих пособий используются собственные презентации к различным урокам, презентации Пименова А.В., сборник видеофильмов, собранный и систематизированный мной из различных источников, различные рисунки и таблицы в цифровом формате и др.
К данной программе мной были созданы теоретические материалы к каждому из семи разделов. Для удобства применения этих материалов основные текстовые материалы и рисунки включаются в презентации, подготовленные для занятия.
Подготовка выпускников к ЕГЭ проводится по следующей схеме:
6. Затем снова выводятся тесты, при этом те, кто дал неверный ответ поднимают руку, называют свой ответ, и я даю обоснование верного ответа. Такая система проверки и самопроверки знаний позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, что позволяет предотвратить их повторение на ЕГЭ.
7. В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, выпускники выполняют различные варианты КИМ (не менее 10). В один день они выполняют разные варианты. После того, как будут выполнены все варианты, я раздаю им проверенные их работы. Вывожу на проектор варианты КИМ. Дальше проверка идет по той же схеме, что и проверка по тематическим тестам.
8 . В конце года особое внимание уделяю заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую отметку. Эти задания оставляю на самые последние занятия, непосредственно перед проведением ЕГЭ.
Данная программа уже была апробирована мной при подготовке к ЕГЭ выпускников 2008 года и показала хорошие результаты.