Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Цель учебного занятия:
- Организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу усвоенных ими комплекса знаний и способов действий в рамках изучаемой темы в изменённую и новую ситуации.
- Продолжить формирование у учащихся критического отношения к получаемому результату деятельности посредством самооценки и взаимопроверки.
- Обеспечить оптимальное сочетание мотивации учения школьников и развитие интеллекта.
Форма учебного занятия: Урок – игра “Математические гонки”.
Средства, необходимые для проведения учебного занятия:
Дидактический материал, карточки, учебник, доска, копирка.
Учёт знаний и способов действий:
Рабочая карта урока. | |||||||
Виды деятельн .
Ф.И. |
Зачисление в команду | Устранение неполадок в машине | Гонка. | Внезапная остановка. | Финиш. | Всего баллов. | Оценка |
Эпиграф:
“Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.
(А. Франс.)
Краткое описание игры:
Класс делится на две группы по степени подготовленности к решению практических заданий, связанных с применением распределительного свойства умножения относительно сложения или вычитания.
1–я группа – сильные и средние учащиеся,
2–я группа –слабоуспевающие учащиеся.
Каждой группе соответствует свой класс машин:
1-й – гоночные, 2–й – обычные.
В соответствии с разбиением составляются различные задания по объёму и содержанию. Победит тот, кто наберёт больше очков, пройдя по всей трассе движения.
Девиз гонки:
“Торопись медленно!”
Ход учебного занятия:
- Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
( “Зачисление в экипаж гоночной машины”).
II1. Мотивация учения. II2. Формулирование задач в действиях учащихся.
-У нас есть поговорка “Попал в тупик”, то есть попал в трудное положение, аналогичная поговорка у немцев звучит так: “Попасть в дроби”. Она напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным разделом математики, В наше время их начинают изучать уже в младших классах.
-Сегодня у нас необычный урок, на этот раз мы принимаем участие в гонках, причём гонки эти – математические.
-В чём состоит ваша задача?
-Вы должны как можно быстрее и качественнее преодолеть все препятствия, которые будут попадаться по всей трассе, а препятствия эти – примеры, уравнения, задачи, которые вам надо решить.
Каждый этап будет оцениваться. В конце гонки подведём итоги.
II3. Учащимся предлагается:
Задание 1. Записать на доске и “ сигнальных карточках” формулы, выражающие распределительное свойство умножения (РСУ) относительно:
- сложения:
- вычитания.
Вопрос 1. Сформулировать правило умножения смешанного и натурального чисел.
Задание 2. Найти ошибку и охарактеризовать её:
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Ш. Применение знаний и способов действий, учащихся в изменённой ситуации.
IV. Контроль, взаимопроверка и самооценка.
III1. “Устранение неполадки в машине”.
Задание 3.Учащимся предлагается отгадать слово, обозначающее неполадку в машине.
Даётся установка: “Найти значение выражений и из соответствующих им букв составить слово, обозначающее неполадку в машине”.
Команда 1. | Команда 2. |
Ответы:
а) 17(Ш); б) 9(И); в) 11(Н); г) 2(А). а) 13(О); б) 3(С); в) 36(Ь).
Ключ. IV1. Самопроверка.
Оценка. Количество заданий
о | ш | ь | и | с | а | н |
13 | 17 | 36 | 9 | 3 | 2 | 11 |
Команда
1 | 2 | |
“5” | 4 | 3 |
“4” | 3 | 2 |
“3” | 2 | 1 |
Неполадки вы ликвидировали, а теперь вам предстоят:
Ш2. “Гонки по пересечённой местности”.
Участникам команд даётся установка: “Выполнить по очереди задания”. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее выполнит задания.
Команда 1. | Команда 2. |
Задание 4. а) Упростите выражение: | |
б) Найдите его значение при x, равном | |
1,2. Ответ 25,8. |
|
Задание 5. Решите уравнение: |
|
Ответ: x=2. | Ответ: y=5. |
Дополнительно. Задание 6. Решить задачу с применением РСУ.
Грузовик ехал ч со скоростью 40 км/ч, а затем 40 часов - со скоростью км/ч. Сколько всего проехал грузовик? | Попугай, удав и мартышка вместе съели a бананов. Попугай съел всех бананов, а удав всех бананов. Сколько бананов съела мартышка, если a =30? |
Решение | |
: |
IV2. Взаимопроверка.
Оценка. | Количество заданий |
“5” | 4 |
“4” | 3 |
“3” | 2 |
V. Применение учащимися знаний и способов действий в новой ситуации
VI. Контроль.
V1 Образец комплексного применения знаний в новой ситуации
“Внезапная остановка”.
Команда 1. | Команда 2. |
Задание 7. | |
Докажите, что значение выражения
не зависит от значения m. |
Вычислите наиболее удобным способом. |
Ответ:0,4. | Ответ:36. |
VI1. Взаимопроверка.
V2. “Финиш”. Самостоятельное выполнение заданий в новой ситуации.
Даётся установка: “Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому нужно успешно решить задания самостоятельной работы”.
Команда 1. | Команда 2. |
Задание 8. Найдите значение выражения: | |
Ответ:17;5. | Ответ: 30 |
Задание 9. Решите уравнение: | |
Задание 10. Найдите значение выражения при | |
Задание 11.Докажите, что значение выражения не зависит от t.
VI2. Взаимопроверка. Ключ. на доске.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Команда 1 | 17 | 5 | 35 | - | |
Команда 2. | 30 | 3,6 |
Оценка. | Количество заданий |
“5” | 4 |
“4” | 3 |
“3” | 2 |
VII. Подведение итогов.
Выставление оценок.
VIII. Информации о д/з.
Команде 1. №570,571.
Команде 2. Придумать и решить задачу на использование распределительного свойства умножения.
IX. Этап рефлексии.
Учащимся предлагается изобразить своё настроение.
Какое настроение преобладало у вас на уроке и почему?
На этом наши гонки заканчиваются. До скорой встречи!