Учебное занятие по математике на тему "Применение распределительного свойства умножения"

Разделы: Математика


Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний и способов действий.

Цель учебного занятия:

  1. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу усвоенных ими комплекса знаний и способов действий в рамках изучаемой темы в изменённую и новую ситуации.
  2. Продолжить формирование у учащихся критического отношения к получаемому результату деятельности посредством самооценки и взаимопроверки.
  3. Обеспечить оптимальное сочетание мотивации учения школьников и развитие интеллекта.

Форма учебного занятия: Урок – игра “Математические гонки”.

Средства, необходимые для проведения учебного занятия:

Дидактический материал, карточки, учебник, доска, копирка.

Учёт знаний и способов действий:

Рабочая карта урока.

Виды деятельн .

 

Ф.И.

Зачисление в команду Устранение неполадок в машине Гонка. Внезапная остановка. Финиш. Всего баллов. Оценка
               

Эпиграф:

“Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.

(А. Франс.)

Краткое описание игры:

Класс делится на две группы по степени подготовленности к решению практических заданий, связанных с применением распределительного свойства умножения относительно сложения или вычитания.

1–я группа – сильные и средние учащиеся,

2–я группа –слабоуспевающие учащиеся.

Каждой группе соответствует свой класс машин:

1-й – гоночные, 2–й – обычные.

В соответствии с разбиением составляются различные задания по объёму и содержанию. Победит тот, кто наберёт больше очков, пройдя по всей трассе движения.

Девиз гонки:

“Торопись медленно!”

Ход учебного занятия:

  1. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

( “Зачисление в экипаж гоночной машины”).

II1. Мотивация учения. II2. Формулирование задач в действиях учащихся.

-У нас есть поговорка “Попал в тупик”, то есть попал в трудное положение, аналогичная поговорка у немцев звучит так: “Попасть в дроби”. Она напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным разделом математики, В наше время их начинают изучать уже в младших классах.

-Сегодня у нас необычный урок, на этот раз мы принимаем участие в гонках, причём гонки эти – математические.

-В чём состоит ваша задача?

-Вы должны как можно быстрее и качественнее преодолеть все препятствия, которые будут попадаться по всей трассе, а препятствия эти – примеры, уравнения, задачи, которые вам надо решить.

Каждый этап будет оцениваться. В конце гонки подведём итоги.

II3. Учащимся предлагается:

Задание 1. Записать на доске и “ сигнальных карточках” формулы, выражающие распределительное свойство умножения (РСУ) относительно:

  1. сложения:
  2. вычитания.

Вопрос 1. Сформулировать правило умножения смешанного и натурального чисел.

Задание 2. Найти ошибку и охарактеризовать её:

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Ш. Применение знаний и способов действий, учащихся в изменённой ситуации.

IV. Контроль, взаимопроверка и самооценка.

III1. “Устранение неполадки в машине”.

Задание 3.Учащимся предлагается отгадать слово, обозначающее неполадку в машине.

Даётся установка: “Найти значение выражений и из соответствующих им букв составить слово, обозначающее неполадку в машине”.

Команда 1. Команда 2.
 

Ответы:

а) 17(Ш); б) 9(И); в) 11(Н); г) 2(А). а) 13(О); б) 3(С); в) 36(Ь).

Ключ. IV1. Самопроверка.

Оценка. Количество заданий

о ш ь и с а н
13 17 36 9 3 2 11

Команда

1 2  
“5” 4 3
“4” 3 2
“3” 2 1

Неполадки вы ликвидировали, а теперь вам предстоят:

Ш2. “Гонки по пересечённой местности”.

Участникам команд даётся установка: “Выполнить по очереди задания”. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее выполнит задания.

Команда 1. Команда 2.
Задание 4. а) Упростите выражение:
б) Найдите его значение при x, равном

1,2. Ответ 25,8.

Задание 5. Решите уравнение:

Ответ: x=2. Ответ: y=5.

Дополнительно. Задание 6. Решить задачу с применением РСУ.

Грузовик ехал ч со скоростью 40 км/ч, а затем 40 часов - со скоростью км/ч. Сколько всего проехал грузовик? Попугай, удав и мартышка вместе съели a бананов. Попугай съел всех бананов, а удав всех бананов. Сколько бананов съела мартышка, если a =30?
Решение
:

IV2. Взаимопроверка.

Оценка. Количество заданий
“5” 4
“4” 3
“3” 2

V. Применение учащимися знаний и способов действий в новой ситуации

VI. Контроль.

V1 Образец комплексного применения знаний в новой ситуации

“Внезапная остановка”.

Команда 1. Команда 2.
Задание 7.
Докажите, что значение выражения

не зависит от значения m.

Вычислите наиболее удобным способом.

Ответ:0,4. Ответ:36.

VI1. Взаимопроверка.

V2. “Финиш”. Самостоятельное выполнение заданий в новой ситуации.

Даётся установка: “Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому нужно успешно решить задания самостоятельной работы”.

Команда 1. Команда 2.
Задание 8. Найдите значение выражения:
Ответ:17;5. Ответ: 30
Задание 9. Решите уравнение:
Задание 10. Найдите значение выражения при

Задание 11.Докажите, что значение выражения не зависит от t.

VI2. Взаимопроверка. Ключ. на доске.

№ задания 1 2 3 4
Команда 1 17 5 35 -
Команда 2. 30 3,6
Оценка. Количество заданий
“5” 4
“4” 3
“3” 2

VII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

VIII. Информации о д/з.

Команде 1. №570,571.

Команде 2. Придумать и решить задачу на использование распределительного свойства умножения.

IX. Этап рефлексии.

Учащимся предлагается изобразить своё настроение.

Какое настроение преобладало у вас на уроке и почему?

На этом наши гонки заканчиваются. До скорой встречи!