Урок развития речи во 2-м классе. Подготовка к написанию сочинения-повествования с элементами описания по теме "Волшебница зима"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: способствовать закреплению умений определять основные признаки текста, его типы, средства связи в нем; подготовке учащихся к написанию сочинения-повествования; создавать условия для развития художественного вкуса, воображения, творческих способностей, расширять словарный запас детей, способствовать воспитанию любви к природе.

Работа по развитию речи: составление связного текста с использованием изобразительно-выразительных средств.

Повторение: признаки текста.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин о зиме: Грабарь И.Э. “Зимний пейзаж”, Александров Д.Я. “Зимняя сказка”, Бродская Л. “Таежный мороз”, карточки для индивидуальной работы, слайды на тему “Зима”, пьеса П.И. Чайковского “Январь” из цикла “Времена года”; музыка из кинофильма “Чародеи”.

Ход урока

  1. Организационный этап

Цель: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учеников к общению.

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.

  1. Рефлексия на начало урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов сотрудничества.

Презентация. Слайд 1.

Учитель: Как красиво сегодня у нас в классе! Всюду зима. Снежинки кругом. Представьте себя волшебниками. Во что бы вы превратились? В снежинку, порхающую над землей, или сосульку, которая быстро растает от тепла?

Дети: показывают рисунки с изображением сосульки или снежинки.

Учитель: Снежинки порхают над землёй и узнают много нового.

Презентация. Слайд 2.

Сегодня на уроке, говоря словами поэта Н.Рыленкова,

“Мало увидеть,
Нужно всмотреться,
Мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно”

  1. Актуализация знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников и включение в совместную деятельность

Учитель: Послушайте загадку и догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке русского языка.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.

Дети: О зиме.

Презентация. Слайд 3.

Учитель: Сегодня урок проведем в форме диалога. Что такое диалог?

Дети: Разговор двух или более лиц.

Учитель: Вспомните правила проведения во время этого урока.

Дети отвечают.

Презентация. Слайд 4.

  • Когда я говорю, все слушают внимательно и стараются меня понять.
  • Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
  • Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить еще 3 правила:

Презентация. Слайд 5.

  • П редставляй!
  • П онимай!
  • П ереживай!
  1. Формулирование темы и цели урока.

Цель: сообщение темы и цели урока совместно с учащимися.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: Подготовка к написанию сочинения на тему “Волшебница зима”.

Презентация. Слайд 6.

Учитель: Какую цель вы поставите перед собой?

Дети: Подготовиться к написанию сочинения. Подобрать опорные слова к этой теме.

  1. Повторение изученного. Цифровой диктант.

Цель: подготовить учащихся к работе на основном этапе.

Учитель: Вспомним, что такое текст и дадим краткую характеристику ему. Вижу, что вы готовы к работе. Удачи и новых открытий.

Учитель: Проведем цифровой диктант. Если вы согласны с моими утверждениями, то пишите 1, а если нет, то 0.

1. В тексте предложения не связаны по смыслу. (0)
2. Текст можно озаглавить. (1)
3. В тексте можно выделить основную мысль. (1)
4. Все тексты – это тексты повествование. (0)

Учитель: Проверьте свои ответы. Кто не сделал ошибок? Кто сделал 1 ошибку?

Презентация. Слайд 7.

  1. Работа с текстом.

Цель: обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания с учетом индивидуальных способностей

Презентация. Слайд 8.

Учитель:

Чернянке зимою холодно стало,
Зима для нее одеяло достала.
Снегом заботливо поселок одела
И просветлела от доброго дела.

-Текст ли это?

Дети: Да

Учитель: Докажите!

Дети:

  • Предложения связаны по смыслу и грамматически.
  • Каждое следующее является продолжением предыдущего.
  • Связь в тексте цепная.
  • Можно озаглавить.
  • Можно определить тему.
  • Можно найти основную мысль.
  • В тексте есть начало (вступление), основная часть и заключение.
  • Можно определить тип текста.

Учитель: Подумайте, какой заголовок подойдет к этому тексту и почему? Совпадает ли тема и заголовок?

Дети отвечают.

-Сколько можно сделать фотографий к тексту?

Дети отвечают.

-Что вы почувствовали, когда слушали эти строки?

холодно тепло радостно
грустно комфортно весело
печально хорошо
неуютно

Учитель: Почему радостно вам?

Дети: Радуемся пушистому снегу!

Презентация. Слайд 9.

Учитель: Кому нужен снег, как вы считаете?

Дети: Он нужен полю, нам, детям, взрослым, спортсменам.

Учитель: Что говорят о снеге в народе?

Дети: В народе говорят:

  • “Больше снега – больше хлеба”,
  • “Не тот снег, что метет, а тот, что с неба упадет”.

Учитель: Снег на полях влаги добавляет, урожай готовит. В начале урока мы узнали о том, что царица зима прилетела к нам на тройке белых лошадей. Давайте покажем, как она мчится в санях.

  1. Физкультминутка. (Звучит мелодия песни “Три белых коня”).

Презентация. Слайд 10.

  1. Речевая подготовка учащихся к написанию сочинения

Цель: способствовать формированию умения создавать текст, использовать изобразительно-выразительные средства языка.

1.Учитель: Послушаем пьесу П.И. Чайковского “Январь” из цикла “Времена года”, пройдемся по картинной галерее, посмотрим на работы художников Александрова, Бродской, Грабаря, подумаем о добрых делах волшебницы зимы. В картинную галерею приглашает нас экскурсовод... (Угроватая Ольга).

(Звучит музыка П.И. Чайковского).

Экскурсовод: Удивительно прекрасна зима в лесу! Метель разметала по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и пихты белые шубки, а устав, легла на полянку отдохнуть.

Учитель: Какие краски подобрали художники для изображения снежного наряда?

Дети: Утром – розовый, днем - желтоватый , вечером - зеленый или фиолетовый, под луной – голубой.

2.Учитель: Волшебница зима… Что вы представляете, когда произносите эти слова?

Дети отвечают.

Учитель: Как мы покажем волшебство зимы?

- Нужно ли это волшебство нам?
- Как по-другому назвать волшебницу зиму? Подберите эпитеты.

Дети отвечают.

Учитель: Вспомним, сколько частей должно быть в нашем сочинении, сколько сделаем фотографий, нужно ли будет описывать отдельные предметы?

Зима для вас …

Дети: чародейка, красавица, искусница, мастерица на все руки, лебедь белая, царица белокожая, хозяйка природы, желанная гостья, кружевница, седая колдунья, рукодельница, белоснежка, госпожа метелица, хохотушка, проказница, матушка, сказочница, умница.

(Слабым учащимся выдаются карточки для индивидуальной работы. Приложение 2)

3.Работа в парах

Учитель: На партах у вас лежат карточки розового цвета. Вам нужно в слова вставить пропущенные буквы. Вы выполняете эту работу с соседом.

Презентация. Слайд 11.

Учитель: Проверьте свою работу.

Презентация. Слайд 12.

4.Учитель: Назовите слова, которые рассказывают о действиях зимы.

Дети: Прилетела, пришла, рассыпала, разукрасила, нарядила, взмахнула рукавом, согрела, укрыла, припорошила, угостила.

Учитель: Слова, которые вы перечислили, помогут при написании сочинения. Запишите их на карточках зеленого цвета.

5.Учитель: Прочитайте стихотворение. Найдите ошибки в работе зимы.

Презентация. Слайд 13

Много Зима заготовила пряжи,
Черные вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – летние шапки,
Елочкам варежки вяжет на лапки.

Дети отвечают.

Учитель: Перечислите действия зимы. Эти слова можно тоже употребить в своем сочинении.

  1. Составление текстаПрезентация. Слайд 14.

Цель: способствовать развитию умения устанавливать связи между предложениями в тексте

Учитель: В конвертах находятся карточки, на которых записаны предложения:

Белой кистью провела –
И земля бела-бела!
Все дорожки замела,
Развела зима белила,

Из этих предложений составьте текст, расположив их в определенной последовательности. Вы узнаете о том, какое волшебство творит зима вокруг.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

Дети читают.

  1. Развела зима белила,
  2. Все дорожки замела,
  3. Белой кистью провела –
  4. И земля бела-бела!

Учитель: Что же сделала зима?

Дети: Развела белила, замела дорожки, провела белой кистью.

Учитель: Найдите олицетворения в этом тексте.

Дети отвечают.

Учитель: Эти слова вы можете также использовать в своем сочинении. Как вы считаете, что разукрасила зима белилами?

Дети: Деревья, землю, крыши домов.

Учитель: Как украсила? Чем? Во что нарядила?

Дети: Красиво. Наряд: косынка белоснежная, белый шарфик пушистый, снеговые шубы, пуховые варежки, теплые валенки, меховые шапки.

Учитель: Эти словосочетания помогут раскрыть основную мысль сочинения. Запишите их на карточках желтого цвета.

  1. Упражнения, развивающие творческое мышление

Цель: способствовать развитию творческого мышления уч-ся

Учитель: Нужно составить предложения, которые начинаются с данных букв.

  • Х… р… с…. о в…-з… . (Хочу рассказать сегодня о волшебнице-зиме.)
  • К н… в г… п… в…-з… . (К нам в гости прилетела волшебница-зима.)
  • Д… мы ж… в…-з… . (Долго мы ждали волшебницу-зиму.)

-Эти предложения вы можете использовать во вступлении к своему сочинению.

Учитель: Как вы считаете, о чем еще мы расскажем в первой части сочинения?

Дети: О том, какое время года сейчас.

Учитель: Вторая часть – основная. О чем мы должны рассказать в ней?

Дети: Расскажем о ее работе, о волшебстве, о нарядах. Прилетела к нам волшебница-зима на белых конях с метелями, вьюгами и морозами. Привезла огромную корзину пушистого снега и большой мешок трескучего мороза. Махнула рукавом и рассыпала серебро повсюду.

Учитель: Третья часть – заключение. Подумайте, а о чем мы напишем в этой третьей части?

Дети: О своем отношении к зиме, о чувствах, которые она вызывает.

Учитель: Расскажите о своих чувствах.

Дети: Большую работу проделала зима! Спасибо ей!

  • Волшебница зима – мастерица на все руки!
  • Сколько чудесного, волшебного сделала для нас зима!
  • Люблю зимушку за красивый наряд.
  • Без матушки зимы грустно было бы нам.

Учитель: Каждую часть вы должны писать с красной строки.

  1. Этап подведения итогов урока

Цель: дать качественную оценку работе класса и отдельных учащихся.

Учитель:

Славно вы, ребятки, потрудились
Вместе с волшебницей-зимой.
Так чего же вы добились,
Говоря о ней со мной?
Дети: отвечают.

  1. Этап рефлексии

Цель: обеспечить усвоение учащихся принципов саморегуляции

Учитель: Если вы поняли, как писать сочинение, то улыбнитесь вместе с девочкой (показ карточки с изображением улыбающейся девочки). Если у вас есть какие-то вопросы, то покажите рисунок с изображением задумчивого мальчика.

  1. Домашнее задание

Учитель:

Обязательная часть. На снежинках написан текст с пропущенными словами. Вам нужно дописать их. На карточках зеленого цвета записать слова, рассказывающие о действиях зимы.

Творческое задание. С помощью опорных слов составьте устно текст на тему “Волшебница зима”.

Дополнительное задание. Подберите стихотворения, рассказывающие о волшебстве зимы.