Цели: познакомить с новыми буквами и звуками ;формировать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представления об однокоренных словах; способствовать развитию
конвергентного мышления, фонематического слуха.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Сели все красиво, стройно
И ведем себя достойно.
Актуализация знаний.
Артикуляционная гимнастика.
а) Упражнение « Хоботок». ( вытягивают губы).
б) « И – У « (шепотом).
Дыхательная гимнастика.
Упражнение « Проколотый мяч». (дети набирают воздух, выдыхают со звуком ш-ш-ш; с-с-с.)
Интонационная разминка.( класс делится на две половины).
Диалог:
- Расскажите про покупки?
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Исключи лишнее.
А, О, У, т, С, Н. (строчная среди заглавных.)
И, О, А, У, Т. ( согласная среди гласных).
Формирование новых знаний, умений и навыков.
Назови все изученные буквы.
А, О, У, ы, Я, И, Е, Н, М, Л, Р, Б, В, Д, З П, К, Т, С.
- На какие две группы их можно разделить?
-Назови гласные которые придают мягкость согласным? ( и, е, я.).
- Назови гласные, которые придают твердость согласным? ( а, о, у, ы.)
- Назови гласные, которые состоят из двух звуков? ( я, е. )
- Назови глухие согласные.
- Назови звонкие согласные.
- Назови парные согласные.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой и новыми звуками.
А какие они, вы мне скажите сами.
- Как гогочет гусь? (га-га-га).
- Какой первый звук? ( г ).
Выделение звуков г , г из слов « гусь», «гири».
Артикуляция.
( согласный, звонкий, может быть мягким и твердым. Положение губ, зубов, языка. Голос.)
Просмотр ДВД о буквах Г,г. (3-4 мин.)
« Уроки тетушки Совы.»
Физкультминутка.
Учитель: как живешь ты 1 «б»?Закрепление пройденного материала.
Дети: (показ. движения) Вот так!
Учитель: Как идешь?
Вот так!
Как бежишь?
Вот так!
Как ночью спишь?
Вот так!
Как даешь?
Вот так!
Как берешь?
Вот так!
Как шалишь?
Вот так!
Как грозишь?
Вот так!
Как за партой ты сидишь?
Вот так!
Определение мягкого и твердого звука в словах.
( Дети показывают при помощи зеленого и синего карандашей).
ГУСЬ, ГОРОХ, ГИРЯ, ГРАЧ, ГАЛКА, ГИМНАСТИКА, ГРИБ, ГАЗЕТА, ГЕНА.
Доскажи словечко.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскочь,
И зовется птица грач.Михаил играл в футбол
И забил в ворота гол.На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков горох.Лодки по морю плывут
Люди веслами гребут.А в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый гусь.
Игра « Наоборот».
( Назовите слова, противоположные по смыслу ( антонимы) .
Тихо – громко
Веселый – грустный
Сытый – голодный
Мелкий – глубокий
Редкий – густой
Чистый – грязный
Шершавый – гладкий
Чтение с доски.
а) Чтение слогов по таблице.
б) га – аг го – ог гу – уг гы – ыг ги – иг гя – яг | Галя Гена гриб | грибы корзина корзинка |
Работа по « Азбуке» с. 122-123.
Открываем учебник и попадаем в царство грибов.
- Какие грибы вы знаете?
Игра « Съедобный- несъедобный».
( на доске карточки с изображением грибов.)
- Найди « лишний». ( Мухомор.)
- Почему? ( несъедобный).
Чтение текста о грибах.
- хором
- по- цепочке
Физкультминутка.
Вопросы по тексту.
- Что собирали Гена и Галя?
- Как их можно назвать? ( грибники).
- Какие грибы нашла Галя? А Гена?
- Как можно назвать Гену? ( Горе-грибник.)
Проводится словарная работа.
Грибники-те, кто собирают грибы.
Грибные места-там, где много грибов.
Горе-грибник- грибник- неудачник.
Работа на доске.
( На доске красочное изображение леса, грибов, ежа и среди грибов буквы на магните.)
- А вот и наш сказочный лес.Среди грибов буквы. Составь слова.
ГРИБ, ГРИБОК, ГРИБКИ, ГРИБНИК,
- Какие это слова? ( родственные).
- Какая у них общая часть? ( гриб ). Это корень слова.
Игра « Кто больше составит слов».
Г-
Р-
И-
Б-
- Проговори соседу все, что узнал нового.
- Лучшим ученикам медали.
- Рефлексия. Все ли было понятно?
- Благодарность за урок.